Чем запомнился фестиваль «Мир русского театра»

Заметки критика

 
Камертоном «Мира русского театра» для меня стала беседа сидящих рядом в ожидании приглашения на посадку в самолет бабушки и внучки. Бабушка разговаривала с внучкой на смеси английского и русского: сколько days in а year? How many minutes в часе? Потом попросила внучку сбегать посмотреть на расписание. Внучка унеслась, потом вернулась, пожимая плечами, - я же не знаю русских букв…  И стало понятно, что бабушка обучает внучку не столько знаниям про минуты и часы, но – русскому языку, русской грамматике, русскому складу мышления. Чтобы девочка росла в пространстве русской речи. Хотя бы отчасти.
 

Дети из Цюриха, которые играют в спектакле «Дюймовочка» (Театр сценической классики), собственно, в пространстве русской речи растут и играют. Музыкальная, пластическая, со вставными номерами-шоу «Дюймовочка» удивила сыгранностью довольно большого детского коллектива. За коротким спектаклем -месяцы кропотливой не только постановочной, но и педагогической работы.

Любовь к языку, любовь к русской литературе, наконец, любовь к сцене – то, что объединило очень разных участников «Мира русского театра», в котором прелестные дети из   цюрихского Театра сценической классики, которые нам станцевали-спели-прожили историю «Дюймовочки» соседствуют с признанными профессионалами, такими как Олег Родовильский и Марина Белявцева (театр ZERO, Израиль) или Татьяна Дербенёва и Алексей Якиманский (театр «Диалог», Копенгаген).

«Старомодную комедию» Арбузова Татьяна Дербенёва и ее партнер (на фото - интервью после спектакля) разыгрывают с легкими и точными отсылами не только ко времени ее появления, но и к ее сценической истории.

В «Женщине в песках» герой Олега Родовильского оказывается неожиданно ничуть не менее значимым, чем заглавная героиня. Его фанатичное стремление изменить предлагаемые обстоятельства, так контрастирующие с ее пафосом покорности судьбе, – определяют неожиданный финал умной и красивой трактовки классического текста.

Тема маленького человека, загнанного в ловушку обстоятельствами жизни, – так или иначе звучала в самых разных фестивальных постановках. И в счастливых поворотах Арбузовской комедии, и в драматичных перипетиях ибсеновской «Норы», и в постановке по «Старухе» Хармса…

Поздравляя с ярким, фантазийным и неожиданным спектаклем «Anicula» по Хармсу театра «МостЫ» из Эрлангена, критики попросили актеров немного рассказать о себе. И выяснили, что каждый участник зарабатывает себе на жизнь отнюдь не театром. Дальнобойщик, дизайнер, банковский служащий, инженер  и т.д. собираются и репетируют неделями и месяцами, иногда растягивая день до утра.

– Вы не боитесь, что Хармс может оказаться слишком интеллектуальным автором для вашей публики?
– А мы выбирали материал не для публики – для себя.
Студийная спаянность и студийная истовость кажутся вернувшимися из начала совершенно другого ХХ века с его бурной студийной жизнью, с юными энтузиастами, которыми было бесконечно более интересно заниматься самопознанием, а не зарабатыванием денег.

Режиссер «Кукольного дома» (на фото - сцена из спектакля), получивший прекрасное театральное образование в России, сейчас работает в фастфуде, чтобы ни от кого не зависеть. И его лондонский театр «Хамелеон» ставит «Кукольный дом» Ибсена, строго следуя не только духу, но и букве авторского текста.

В мире, в котором все больше места занимают гаджеты, и люди все реже общаются глядя в глаза друг другу, фестиваль, где создается территория общих смыслов имеет значение далеко выходящее за чисто профессиональные, социальные и даже геополитические рамки.


Спектакли второго международного фестиваля «Мир русского театра»

«Anicula» по повести Даниила Хармса «Старуха». Совместный проект театра «МостЫ» (Эрланген) и «Нюрнберг» (Нюрнберг). Германия, Эрланген

«Дюймовочка» по мотивам Ханса Кристиана Андерсена. «Театр сценической классики». Швейцария, Цюрих

«Женщина в песках» Кобо Абэ. ZERO. Израиль, Тель-Авив

«Кукольный дом» Генриха Ибсена. Театр «Хамелеон». Великобритания, Лондон

«Ласточка» по мотивам Ивана Тургенева. Театр «Ок». Польша, Варшава

«Пиковая дама» Александра Пушкина. Театр им. Вахтангова. Россия, Москва

«Поверх барьеров. Размышления на темы любви» Ирины Волкович. Театр «Диалог». США, Нью-Йорк

«Прелести супружеских измен» Валентина Красногорова. Театр «Кулисы». Германия, Дюссельдорф

«Старомодная комедия» Алексея Арбузова. Театр «Диалог». Дания, Копенгаген
 



  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
  • «Никто не советовался ни со мной, ни с труппой»

    В театральном сообществе продолжается спор, вызванный внезапным назначением на должность директора Центрального театра кукол им. Образцова Владимира Бакулева, профессионального  спортсмена, теннисиста, экс-президента МФК «Норильский никель», возглавлявшего, правда, в 2012-2013 гг. ...
Читайте также


Читайте также

  • Лондонский «Хамелеон» готовится к фестивалю в Берлине

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет театр «Хамелеон» из Лондона по руководством Влады Лемешевской: – Мы везем на фестиваль нашу новую работу «Записки сумасшедших». ...
  • «Арт-Мастер» расскажет в Берлине «Про мою маму и про меня»

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет театр «Арт-мастер» из Финляндии под руководством Киры Мирутенко: – Мы покажем в Берлине спектакль «Про мою маму и про меня» по пьесе Елены Исаевой. ...
  • «Такое общение нас объединяет»

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет театральная студия «8+» (Австрия, Вена) под руководством Ольги Борисовой: «Вот уже во второй раз мы будем выступать на фестивале «Мир русского театра», и должна сказать, что участие в этом форуме очень важно для нас. ...
  • В Берлине пройдет фестиваль «Мир русского театра»

    С 6 по 9 июня редакция журнала «Театрал» проведет в столице Германии Третий Международный фестиваль «Мир русского театра». Свои лучшие постановки в столице Германии представят русские коллективы из Австрии, Великобритании, Германии, Израиля, Франции, Дании и Финляндии. ...
Читайте также