Чем запомнился фестиваль «Мир русского театра»

Заметки критика

 
Камертоном «Мира русского театра» для меня стала беседа сидящих рядом в ожидании приглашения на посадку в самолет бабушки и внучки. Бабушка разговаривала с внучкой на смеси английского и русского: сколько days in а year? How many minutes в часе? Потом попросила внучку сбегать посмотреть на расписание. Внучка унеслась, потом вернулась, пожимая плечами, - я же не знаю русских букв…  И стало понятно, что бабушка обучает внучку не столько знаниям про минуты и часы, но – русскому языку, русской грамматике, русскому складу мышления. Чтобы девочка росла в пространстве русской речи. Хотя бы отчасти.
 

Дети из Цюриха, которые играют в спектакле «Дюймовочка» (Театр сценической классики), собственно, в пространстве русской речи растут и играют. Музыкальная, пластическая, со вставными номерами-шоу «Дюймовочка» удивила сыгранностью довольно большого детского коллектива. За коротким спектаклем -месяцы кропотливой не только постановочной, но и педагогической работы.

Любовь к языку, любовь к русской литературе, наконец, любовь к сцене – то, что объединило очень разных участников «Мира русского театра», в котором прелестные дети из   цюрихского Театра сценической классики, которые нам станцевали-спели-прожили историю «Дюймовочки» соседствуют с признанными профессионалами, такими как Олег Родовильский и Марина Белявцева (театр ZERO, Израиль) или Татьяна Дербенёва и Алексей Якиманский (театр «Диалог», Копенгаген).

«Старомодную комедию» Арбузова Татьяна Дербенёва и ее партнер (на фото - интервью после спектакля) разыгрывают с легкими и точными отсылами не только ко времени ее появления, но и к ее сценической истории.

В «Женщине в песках» герой Олега Родовильского оказывается неожиданно ничуть не менее значимым, чем заглавная героиня. Его фанатичное стремление изменить предлагаемые обстоятельства, так контрастирующие с ее пафосом покорности судьбе, – определяют неожиданный финал умной и красивой трактовки классического текста.

Тема маленького человека, загнанного в ловушку обстоятельствами жизни, – так или иначе звучала в самых разных фестивальных постановках. И в счастливых поворотах Арбузовской комедии, и в драматичных перипетиях ибсеновской «Норы», и в постановке по «Старухе» Хармса…

Поздравляя с ярким, фантазийным и неожиданным спектаклем «Anicula» по Хармсу театра «МостЫ» из Эрлангена, критики попросили актеров немного рассказать о себе. И выяснили, что каждый участник зарабатывает себе на жизнь отнюдь не театром. Дальнобойщик, дизайнер, банковский служащий, инженер  и т.д. собираются и репетируют неделями и месяцами, иногда растягивая день до утра.

– Вы не боитесь, что Хармс может оказаться слишком интеллектуальным автором для вашей публики?
– А мы выбирали материал не для публики – для себя.
Студийная спаянность и студийная истовость кажутся вернувшимися из начала совершенно другого ХХ века с его бурной студийной жизнью, с юными энтузиастами, которыми было бесконечно более интересно заниматься самопознанием, а не зарабатыванием денег.

Режиссер «Кукольного дома» (на фото - сцена из спектакля), получивший прекрасное театральное образование в России, сейчас работает в фастфуде, чтобы ни от кого не зависеть. И его лондонский театр «Хамелеон» ставит «Кукольный дом» Ибсена, строго следуя не только духу, но и букве авторского текста.

В мире, в котором все больше места занимают гаджеты, и люди все реже общаются глядя в глаза друг другу, фестиваль, где создается территория общих смыслов имеет значение далеко выходящее за чисто профессиональные, социальные и даже геополитические рамки.


Спектакли второго международного фестиваля «Мир русского театра»

«Anicula» по повести Даниила Хармса «Старуха». Совместный проект театра «МостЫ» (Эрланген) и «Нюрнберг» (Нюрнберг). Германия, Эрланген

«Дюймовочка» по мотивам Ханса Кристиана Андерсена. «Театр сценической классики». Швейцария, Цюрих

«Женщина в песках» Кобо Абэ. ZERO. Израиль, Тель-Авив

«Кукольный дом» Генриха Ибсена. Театр «Хамелеон». Великобритания, Лондон

«Ласточка» по мотивам Ивана Тургенева. Театр «Ок». Польша, Варшава

«Пиковая дама» Александра Пушкина. Театр им. Вахтангова. Россия, Москва

«Поверх барьеров. Размышления на темы любви» Ирины Волкович. Театр «Диалог». США, Нью-Йорк

«Прелести супружеских измен» Валентина Красногорова. Театр «Кулисы». Германия, Дюссельдорф

«Старомодная комедия» Алексея Арбузова. Театр «Диалог». Дания, Копенгаген
 



  • Нравится


Самое читаемое

  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театрал» создал безвизовую зону

    В начале сентября москвичи и гости столицы получат уникальный шанс – принять участие в международном театральном путешествии. Всего за четыре дня поклонники сцены смогут побывать в русских театрах Нью-Йорка, Тель-Авива и Варшавы, не потратив при этом ни копейки на авиабилеты, и даже не воспользовавшись заграничным паспортом. ...
  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
  • В Берлине завершился фестиваль «Мир русского театра»

    В воскресенье, 9 июня, в Берлине закончился lll фестиваль «Мир русского театра».  Все коллективы, принявшие участие в форуме, получили почетные дипломы и подарки от журнала «Театрал».   Заключительный, четвертый, день фестиваля начался с показа спектакля финского театра «Арт-Мастер» по пьесе современного автора Елены Исаевой «Про мою маму и меня» в постановке  Екатерины Пастуховой. ...
  • «Сцена – это территория свободы»

    Третий день фестиваля «Мир русского театра», можно сказать, стал «Днем защиты детей». Утренний спектакль показал детский театральный коллектив «Апрелик», а вечером в творческом вечере актрисы Вахтанговского театра Ольги Тумайкиной приняла участие ее дочка Маша. ...
Читайте также