Чем запомнился фестиваль «Мир русского театра»

Заметки критика

 
Камертоном «Мира русского театра» для меня стала беседа сидящих рядом в ожидании приглашения на посадку в самолет бабушки и внучки. Бабушка разговаривала с внучкой на смеси английского и русского: сколько days in а year? How many minutes в часе? Потом попросила внучку сбегать посмотреть на расписание. Внучка унеслась, потом вернулась, пожимая плечами, - я же не знаю русских букв…  И стало понятно, что бабушка обучает внучку не столько знаниям про минуты и часы, но – русскому языку, русской грамматике, русскому складу мышления. Чтобы девочка росла в пространстве русской речи. Хотя бы отчасти.
 

Дети из Цюриха, которые играют в спектакле «Дюймовочка» (Театр сценической классики), собственно, в пространстве русской речи растут и играют. Музыкальная, пластическая, со вставными номерами-шоу «Дюймовочка» удивила сыгранностью довольно большого детского коллектива. За коротким спектаклем -месяцы кропотливой не только постановочной, но и педагогической работы.

Любовь к языку, любовь к русской литературе, наконец, любовь к сцене – то, что объединило очень разных участников «Мира русского театра», в котором прелестные дети из   цюрихского Театра сценической классики, которые нам станцевали-спели-прожили историю «Дюймовочки» соседствуют с признанными профессионалами, такими как Олег Родовильский и Марина Белявцева (театр ZERO, Израиль) или Татьяна Дербенёва и Алексей Якиманский (театр «Диалог», Копенгаген).

«Старомодную комедию» Арбузова Татьяна Дербенёва и ее партнер (на фото - интервью после спектакля) разыгрывают с легкими и точными отсылами не только ко времени ее появления, но и к ее сценической истории.

В «Женщине в песках» герой Олега Родовильского оказывается неожиданно ничуть не менее значимым, чем заглавная героиня. Его фанатичное стремление изменить предлагаемые обстоятельства, так контрастирующие с ее пафосом покорности судьбе, – определяют неожиданный финал умной и красивой трактовки классического текста.

Тема маленького человека, загнанного в ловушку обстоятельствами жизни, – так или иначе звучала в самых разных фестивальных постановках. И в счастливых поворотах Арбузовской комедии, и в драматичных перипетиях ибсеновской «Норы», и в постановке по «Старухе» Хармса…

Поздравляя с ярким, фантазийным и неожиданным спектаклем «Anicula» по Хармсу театра «МостЫ» из Эрлангена, критики попросили актеров немного рассказать о себе. И выяснили, что каждый участник зарабатывает себе на жизнь отнюдь не театром. Дальнобойщик, дизайнер, банковский служащий, инженер  и т.д. собираются и репетируют неделями и месяцами, иногда растягивая день до утра.

– Вы не боитесь, что Хармс может оказаться слишком интеллектуальным автором для вашей публики?
– А мы выбирали материал не для публики – для себя.
Студийная спаянность и студийная истовость кажутся вернувшимися из начала совершенно другого ХХ века с его бурной студийной жизнью, с юными энтузиастами, которыми было бесконечно более интересно заниматься самопознанием, а не зарабатыванием денег.

Режиссер «Кукольного дома» (на фото - сцена из спектакля), получивший прекрасное театральное образование в России, сейчас работает в фастфуде, чтобы ни от кого не зависеть. И его лондонский театр «Хамелеон» ставит «Кукольный дом» Ибсена, строго следуя не только духу, но и букве авторского текста.

В мире, в котором все больше места занимают гаджеты, и люди все реже общаются глядя в глаза друг другу, фестиваль, где создается территория общих смыслов имеет значение далеко выходящее за чисто профессиональные, социальные и даже геополитические рамки.


Спектакли второго международного фестиваля «Мир русского театра»

«Anicula» по повести Даниила Хармса «Старуха». Совместный проект театра «МостЫ» (Эрланген) и «Нюрнберг» (Нюрнберг). Германия, Эрланген

«Дюймовочка» по мотивам Ханса Кристиана Андерсена. «Театр сценической классики». Швейцария, Цюрих

«Женщина в песках» Кобо Абэ. ZERO. Израиль, Тель-Авив

«Кукольный дом» Генриха Ибсена. Театр «Хамелеон». Великобритания, Лондон

«Ласточка» по мотивам Ивана Тургенева. Театр «Ок». Польша, Варшава

«Пиковая дама» Александра Пушкина. Театр им. Вахтангова. Россия, Москва

«Поверх барьеров. Размышления на темы любви» Ирины Волкович. Театр «Диалог». США, Нью-Йорк

«Прелести супружеских измен» Валентина Красногорова. Театр «Кулисы». Германия, Дюссельдорф

«Старомодная комедия» Алексея Арбузова. Театр «Диалог». Дания, Копенгаген
 



  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Чехов, Williams и Черт knows что...

    Театр русских актеров ТРАКТ (Нью-Йорк) 24 октября представит публике свой новый спектакль - «Чехов, Williams и Черт knows что...». Над постановкой работает главный режиссер и сооснователь коллектива Лев Шехтман. «Спектакль поставлен по пьесе Теннесси Уильямса Lady of Larkspur Lotion и трем рассказам Антона Чехова: «Беседа пьяного с трезвым чертом», «Хористка» и «Антрепренер под диваном», - рассказал «Театралу» продюсер и сооснователь театра Михаил Галкин. ...
  • Театр «Арт-мастер» готовит много премьер

    Русскоязычный театр «Арт-мастер» из финского города Ювяскюля открыл юбилейный, 10-й по счету, сезон. По просьбе «Театрала» руководитель коллектива Кира Мирутенко рассказала о планах на предстоящий творческий год. ...
  • «На Парижской волне»

    После успешных гастролей в Москве, прошедших в сентябре в рамках фестиваля «Мир русского театра», театр «Диалог» (Нью-Йорк) готовится представить на Бродвее новую постановку. На сей раз основатель и художественный руководитель коллектива Ирина Волкович работает над спектаклем по рассказам Ивана Бунина и современного писателя Елены Дубровиной. ...
  • «Это всегда экзамен для театра»

    Национальный академический театр им. Горького (Минск) – частый гость в России. В этом году коллектив вновь принимает участие в программе «Большие гастроли». На карте – Кемерово, Томск и Барнаул. О предстоящем выступлении в интервью «Театралу» рассказал художественный руководитель труппы, заслуженный деятель искусств Белоруссии Сергей КОВАЛЬЧИК. ...
Читайте также