Берлин и русские

В столице Германии четвертый день подряд идет фестиваль «Мир русского театра»

 
Фестиваль «Мир русского театра» достиг экватора. В самом центре Берлина (в Адмиралспаласт на Фридрихштрассе и в «Русском доме») свои спектакли уже показали русскоязычные театры из Дюссельдорфа, Нью-Йорка, Цюриха, Копенгагена; впереди еще работы из Лондона, Варшавы, Израиля и Эрлангена, но дело не столько в «географическом охвате», сколько в том, что фестиваль дает возможность всем коллективам встретиться друг с другом, поделиться опытом и принять участие в дискуссиях и мастер-классах.

– «Театрал» придумал, конечно, замечательный проект, – сказал народный артист России Евгений Князев, который 10 мая в качестве подарка гостям и участникам фестиваля сыграл свой моноспектакль «Пиковая дама». – Тут ведь дело не только в профессиональном уровне тех постановок, которые удалось привезти и показать. Нельзя свысока относиться к тем коллективам, которые, как правило, на чистом энтузиазме несут серьезную миссию – сохраняют русский язык, являются носителями нашей культуры далеко за пределами России. И вот это лично у меня вызывает колоссальную симпатию и уважение, поэтому я, не раздумывая, приехал.

В промежутках между спектаклями педагог ГИТИСа Татьяна Тарасова проводит актерские мастер-классы (об этом мы еще расскажем читателям), но «Пиковая дама» тоже стала своего рода таким мастер-классом…

– Когда на сцену выходит столь большой профессионал, это дает колоссальную подпитку, – сказала «Театралу» после «Пиковой дамы» Ирина Волкович, художественный руководитель Нью-Йоркского театра «Диалог». – Мы ведь все живем в своих анклавах, о многом знаем понаслышке, но выходит на сцену Князев и ты просто упиваешься столь блестящей актерской игрой.

– Это воздействует не хуже актерского тренинга, – говорит художественный руководитель театра «Кулисы» Вячеслав Лисин из Дюссельдорфа. Во время спектакля, наблюдая за игрой Евгения Князева, он не раз тихо говорил своим коллегам: «Мастер!»

Вообще о мастерстве в эти дни можно слышать часто. Утром 10 июня свой «густонаселенный» спектакль, в котором участвует множество детей от 5 до 14 лет, публике представила Людмила Майер-Бабкина, руководитель Театра сценической классики из Цюриха.

– Когда «Театрал» пригласил нас принять участие в таком фестивале, я с удовольствием согласилась, – говорит режиссер. – Дело в том, что для любого коллектива очень важна подобная «встряска». Согласитесь, одно дело играть в привычных условиях, на нашей «домашней» площадке, и совершенно другое – новые обстоятельства. Только так можно почувствовать себя командой. Для нас это вызов. Мы его приняли и, как педагог, я знаю, что он даст свои результаты.

Между тем, спектакль прошел с аншлагом. Русскоязычная публика Берлина привела на «Дюймовочку» своих детей, которые являются, между прочим, абсолютными ровесниками артистов, а это значит, что на сцене они увидели сверстников и тоже, пусть на мгновенье, случился своего рода мастер-класс.

– Мама, я тоже хочу играть Дюймовочку, – сказала одна из юных зрительниц, когда на сцене в шлейфе тканевых декораций, символизирующих растительный мир, появилась актриса.
На открытии фестиваля Людмила Майер-Бабкина говорила, что нашла в детях бездонный творческий источник («все инновации – там»). И в самом деле, в этом легко убеждаешься, когда на сцене столь органично и разнообразно существуют персонажи сказки Андерсена – лягушки, кроты, майский жук, ласточка, фея и многие другие. Когда обаяние детства привносит в сюжет свою особую драматургию.

Жизнь фестиваля насыщена. Участники живут в плотном графике, но примечательно, что несмотря на прекрасную погоду в Берлине, ходят на спектакли друг к другу. «Дюймовочка» закончилась в 12.20, а уже в 14 часов в «Русском доме» начиналась «Старомодная комедия» (театр «Диалог», Копенгаген), которую сыграли два профессиональных артиста – Татьяна Дербенёва-Якобсен (москвичи помнят ее по спектаклям «Ленкома») и Алексей Якиманский (кстати, он один из ведущих артистов Самарской драмы, каждый раз специально прилетает за рубеж для участия в этой постановке). Татьяна Дербенёва-Якобсен говорит, что драматургия Алексея Арбузова не утратила своей актуальности и, в частности, «Старомодная комедия», стала для «Диалога» хитом.

Ярко прозвучала она и на гастролях в Берлине, потому что в его основе – вечный сюжет: отношения мужчины и женщины. Пусть речь идет о послевоенном времени с характерными чертами советского быта, главное – вневременной акцент.

– Вы знаете, где бы мы ни играли «Старомодную комедию», к нам всегда приходят зрители и говорят, что спектакль дает им надежду, – говорит актриса. – А главное, я через свою героиню пытаюсь сказать всем женщинам, одиноким или, напротив, счастливым в браке: не живите однообразно, мир прекрасен и, чтобы это увидеть, надо уметь удивлять и удивляться.
 
Кстати
Впереди четвертый день фестиваля, на котором берлинскую публику ждут спектакли русскоязычных театров из Великобритании («Кукольный дом» Ибсена) и Израиля («Женщина в песках» Кобо Абэ).

Читайте также:
Евгений Князев: «Хожу по Берлину и восторгаюсь: каким он стал!»

 

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Наш мозг с детства нафарширован стереотипами»

    В Русском драматическом театре Литвы  идет работа над постановкой мюзикла Стефана Сондгейма Into the Woods («Ждет тебя лес»). Премьерные показы состоятся 29 и 30 ноября. «Главная мысль мюзикла в том, что все сказки начинаются с желаний и мечтаний героев, но никто из нас не знает и никогда не задумывался, чем же заканчивается сказка после исполнения этих желаний, - рассказал режиссер Вилюс Малинаускас. ...
  • В Нью-Йорке ставят пьесу о жизни русских актеров

    Русско-американский режиссер и драматург, художественный руководитель театра STEPS (Нью-Йорк) Слава Степнов написал новую пьесу о жизни русских актеров в США. Премьера спектакля состоится весной 2020 года. «Театрал» узнал все подробности из первых уст. ...
  • У Бостонского русского театра «Круг» появился свой дом

    Не каждому режиссёру удаётся создать свой театр и уж совсем единицы могут гордиться, что смогли построить для него дом. Почти четверть века назад в США, в Бостоне Юрий Рубенчик создал русский театр «Круг». Все эти годы коллектив скитался по репетиционным помещениям, снимал для показа спектаклей порой не очень пригодные для этой цели залы, но всё это время постоянно выпускались премьеры, которые пользовались у зрителя неизменным успехом. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
Читайте также