Берлин и русские

В столице Германии четвертый день подряд идет фестиваль «Мир русского театра»

 
Фестиваль «Мир русского театра» достиг экватора. В самом центре Берлина (в Адмиралспаласт на Фридрихштрассе и в «Русском доме») свои спектакли уже показали русскоязычные театры из Дюссельдорфа, Нью-Йорка, Цюриха, Копенгагена; впереди еще работы из Лондона, Варшавы, Израиля и Эрлангена, но дело не столько в «географическом охвате», сколько в том, что фестиваль дает возможность всем коллективам встретиться друг с другом, поделиться опытом и принять участие в дискуссиях и мастер-классах.

– «Театрал» придумал, конечно, замечательный проект, – сказал народный артист России Евгений Князев, который 10 мая в качестве подарка гостям и участникам фестиваля сыграл свой моноспектакль «Пиковая дама». – Тут ведь дело не только в профессиональном уровне тех постановок, которые удалось привезти и показать. Нельзя свысока относиться к тем коллективам, которые, как правило, на чистом энтузиазме несут серьезную миссию – сохраняют русский язык, являются носителями нашей культуры далеко за пределами России. И вот это лично у меня вызывает колоссальную симпатию и уважение, поэтому я, не раздумывая, приехал.

В промежутках между спектаклями педагог ГИТИСа Татьяна Тарасова проводит актерские мастер-классы (об этом мы еще расскажем читателям), но «Пиковая дама» тоже стала своего рода таким мастер-классом…

– Когда на сцену выходит столь большой профессионал, это дает колоссальную подпитку, – сказала «Театралу» после «Пиковой дамы» Ирина Волкович, художественный руководитель Нью-Йоркского театра «Диалог». – Мы ведь все живем в своих анклавах, о многом знаем понаслышке, но выходит на сцену Князев и ты просто упиваешься столь блестящей актерской игрой.

– Это воздействует не хуже актерского тренинга, – говорит художественный руководитель театра «Кулисы» Вячеслав Лисин из Дюссельдорфа. Во время спектакля, наблюдая за игрой Евгения Князева, он не раз тихо говорил своим коллегам: «Мастер!»

Вообще о мастерстве в эти дни можно слышать часто. Утром 10 июня свой «густонаселенный» спектакль, в котором участвует множество детей от 5 до 14 лет, публике представила Людмила Майер-Бабкина, руководитель Театра сценической классики из Цюриха.

– Когда «Театрал» пригласил нас принять участие в таком фестивале, я с удовольствием согласилась, – говорит режиссер. – Дело в том, что для любого коллектива очень важна подобная «встряска». Согласитесь, одно дело играть в привычных условиях, на нашей «домашней» площадке, и совершенно другое – новые обстоятельства. Только так можно почувствовать себя командой. Для нас это вызов. Мы его приняли и, как педагог, я знаю, что он даст свои результаты.

Между тем, спектакль прошел с аншлагом. Русскоязычная публика Берлина привела на «Дюймовочку» своих детей, которые являются, между прочим, абсолютными ровесниками артистов, а это значит, что на сцене они увидели сверстников и тоже, пусть на мгновенье, случился своего рода мастер-класс.

– Мама, я тоже хочу играть Дюймовочку, – сказала одна из юных зрительниц, когда на сцене в шлейфе тканевых декораций, символизирующих растительный мир, появилась актриса.
На открытии фестиваля Людмила Майер-Бабкина говорила, что нашла в детях бездонный творческий источник («все инновации – там»). И в самом деле, в этом легко убеждаешься, когда на сцене столь органично и разнообразно существуют персонажи сказки Андерсена – лягушки, кроты, майский жук, ласточка, фея и многие другие. Когда обаяние детства привносит в сюжет свою особую драматургию.

Жизнь фестиваля насыщена. Участники живут в плотном графике, но примечательно, что несмотря на прекрасную погоду в Берлине, ходят на спектакли друг к другу. «Дюймовочка» закончилась в 12.20, а уже в 14 часов в «Русском доме» начиналась «Старомодная комедия» (театр «Диалог», Копенгаген), которую сыграли два профессиональных артиста – Татьяна Дербенёва-Якобсен (москвичи помнят ее по спектаклям «Ленкома») и Алексей Якиманский (кстати, он один из ведущих артистов Самарской драмы, каждый раз специально прилетает за рубеж для участия в этой постановке). Татьяна Дербенёва-Якобсен говорит, что драматургия Алексея Арбузова не утратила своей актуальности и, в частности, «Старомодная комедия», стала для «Диалога» хитом.

Ярко прозвучала она и на гастролях в Берлине, потому что в его основе – вечный сюжет: отношения мужчины и женщины. Пусть речь идет о послевоенном времени с характерными чертами советского быта, главное – вневременной акцент.

– Вы знаете, где бы мы ни играли «Старомодную комедию», к нам всегда приходят зрители и говорят, что спектакль дает им надежду, – говорит актриса. – А главное, я через свою героиню пытаюсь сказать всем женщинам, одиноким или, напротив, счастливым в браке: не живите однообразно, мир прекрасен и, чтобы это увидеть, надо уметь удивлять и удивляться.
 
Кстати
Впереди четвертый день фестиваля, на котором берлинскую публику ждут спектакли русскоязычных театров из Великобритании («Кукольный дом» Ибсена) и Израиля («Женщина в песках» Кобо Абэ).

Читайте также:
Евгений Князев: «Хожу по Берлину и восторгаюсь: каким он стал!»

 
  • Нравится

Самое читаемое

  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Чем запомнился фестиваль «Мир русского театра»

    Камертоном «Мира русского театра» для меня стала беседа сидящих рядом в ожидании приглашения на посадку в самолет бабушки и внучки. Бабушка разговаривала с внучкой на смеси английского и русского: сколько days in а year? How many minutes в часе? Потом попросила внучку сбегать посмотреть на расписание. ...
  • Без границ

    По инициативе «Театрала» в Берлине прошел фестиваль «Мир русского театра», участниками которого стали русскоязычные коллективы из Варшавы, Лондона, Нью-Йорка, Цюриха, Копенгагена, Эрлангена, Дюссельдорфа и Тель-Авива. ...
  • Талантливые пасынки России

    Журнал «Театрал» закрывает сезон. По традиции, которая уже начинает складываться, мы делаем это громко, хлопнув дверью где-то вдалеке, чтобы не поднимать июньский пух над родными просторами. На это раз хлопнули в Берлине, проведя свой международный фестиваль «Мир русского театра». ...
  • Фестиваль «Мир русского театра» завершился в Берлине

    Вечером во вторник, 12 июня, в столице Германии спектаклем «Ласточка» варшавского театра «ОК» завершился фестиваль, который собрал русскоязычные коллективы из нескольких стран мира. Журнал «Театрал» проводит такой форум уже во второй раз (в прошлом году местом его дислокации был итальянский курорт Монтекатини-Терме) и, смеем надеяться, что традиция укорениться. ...
Читайте также