Евгений Князев: «Смотрю на Берлин и восторгаюсь: каким он стал!»

 
Третий день фестиваля «Мир русского театра», который стартовал 8 июня в Берлине и, по инициативе «Театрала» собрал театры русского зарубежья, ознаменовался гостевым визитом. Евгений Князев сыграл в «Русском доме» свой моноспектакль «Пиковая дама», который вызвал всеобщий восторг публики и стал настоящим украшением фестиваля.

Публика долго не отпускала артиста, который в своем плотном графике смог прилететь лишь на сутки. Но перед началом спектакля у Евгения Владимировича нашлось несколько минут, чтобы ответить на вопросы «Театрала». «Русский дом» расположен на одной из центральных улиц Берлина (Фридрихштрассе), и Евгений Владимирович вспомнил, что с этой частью Берлина у него связаны добрые воспоминания, поскольку в 1990-е годы он был здесь на гастролях с Театром им. Вахтангова.

Евгений Владимирович, для «Пиковой дамы» это, наверное, первая зарубежная поездка?
– Да, гастрольная жизнь «Пиковой дамы» только начинается, хотя лично у меня с Берлином многое связано. Вот мы идем сейчас по Фридрихштрассе, я увидел банхоф (вокзал), и вспомнил, что в 1990-е годы в этом районе мы не раз прогуливались с Людмилой Васильевной Максаковой, поскольку на сцене одного из местных театров (тут целый театральный район) играли «Без вины виноватые» в постановке Петра Фоменко.

Это была первая поездка в Германию?
– Нет, первая произошла еще раньше, в 1980-е годы, когда я был студентом Горного института и по обмену приезжал сюда. Берлинская стена в ту пору, сами понимаете, еще разделяла страну на два лагеря и как раз вокзал на Фридрихштрассе символизировал собой конечную станцию со стороны ГДР. Здесь останавливались поезда, которые работали на восточной стороне Берлина, а с другой стороны вокзала тоже останавливались поезда, и они работали на западной стороне Берлина. При этом, если ты житель ГДР, то попасть в ФРГ у тебя не было ни малейшей возможности.

В Советском Союзе мы беспрерывно слышали фразу Берлинская стена и воображали себе, что это нечто вроде Великой Китайской стены. Но когда я ее увидел, то понял, что это всего-навсего чудовищное страшное железобетонное сооружение, с которым, к тому же, связаны тысячи сломанных судеб.

– К счастью, теперь уже всё в прошлом.
– Вы знаете, я ходил по Берлину и поймал себя на мысли, что нынче восточная сторона уже совершенно не отличается от западной, поскольку со свойственной им пунктуальностью немцы восстанавливают исторический облик своих городов. Смотрю на город и восторгаюсь: каким он стал!

Кстати, в конце 1990-х мы были в Германии со спектаклем Сергея Юрского «Провокация». Правда, не в Берлине, а в Мюнхене. И тоже удивительно – ездили по городу и восхищались его красотой – настолько прекрасно сохранилась его историческая часть. Но, наконец, нам сказали, что Мюнхен, оказывается, очень сильно пострадал в годы войны и был значительно разрушен, но на протяжении полувека немцы удивительно скрупулезно восстанавливали его по крупицам. Причем этот процесс завершился совсем недавно.

– Качество, которому стоит поучиться.
– Да, я сегодня тоже думал об этом, когда посетил Домский кафедральный собор. Он ведь тоже был разрушен – в купол попала зажигательная бомба, пробила конструкцию и разрушила пол, где были захоронения. Реставрация началась после войны, а завершилась только в начале 1990-х, когда на территорию собора пустили первых туристов. Так что, всё это вызывает глубочайшее чувство уважения. Я хотел бы, чтобы наши чиновники, которые отвечают за город, любили его и пытались сохранить исторические здания, даже те, которые имеют относительно небольшую ценность. Хочется, чтобы каждое здание было восстановлено и сохранено.

– Мы идем по городу, некоторые прохожие вас узнают. Сейчас так, наверное, во многих странах, куда вы приезжаете?
– Наших действительно много по всему миру. Часто подходят – говорят теплые слова. Конечно, это приятно. Но чем хорош фестиваль, который придумал «Театрал»? У меня на это своя точка зрения. В силу социальных, политических причин люди вынуждены были уехать из России и массово смогли это сделать, когда Германия открыла вход. Пусть это были обрусевшие немцы или евреи, которые пострадали в Отечественной войне, но все они, покинув Россию, называют себя за границей русскими. И мне приятно, что эти люди принимают участие в культурной жизни России, сохраняют русский язык, являются носителями русской культуры. Ведь русский человек, сколько бы он ни жил за рубежом, все равно остается русским.
 
Кстати
Помимо моноспектакля Евгения Князева 10 июня на фестивале «Мир русского театра» состоялись показы спектаклей «Дюймовочка» (Театр сценической классики, Швейцария) и «Старомодная комедия» («Диалог», Дания). Впереди четвертый день фестиваля, на котором берлинскую публику ждут спектакли русскоязычных театров из Великобритании («Кукольный дом» Ибсена) и Израиля («Женщина в песках» Кобо Абэ).
  • Нравится

Самое читаемое

  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Чем запомнился фестиваль «Мир русского театра»

    Камертоном «Мира русского театра» для меня стала беседа сидящих рядом в ожидании приглашения на посадку в самолет бабушки и внучки. Бабушка разговаривала с внучкой на смеси английского и русского: сколько days in а year? How many minutes в часе? Потом попросила внучку сбегать посмотреть на расписание. ...
  • Без границ

    По инициативе «Театрала» в Берлине прошел фестиваль «Мир русского театра», участниками которого стали русскоязычные коллективы из Варшавы, Лондона, Нью-Йорка, Цюриха, Копенгагена, Эрлангена, Дюссельдорфа и Тель-Авива. ...
  • Талантливые пасынки России

    Журнал «Театрал» закрывает сезон. По традиции, которая уже начинает складываться, мы делаем это громко, хлопнув дверью где-то вдалеке, чтобы не поднимать июньский пух над родными просторами. На это раз хлопнули в Берлине, проведя свой международный фестиваль «Мир русского театра». ...
  • Фестиваль «Мир русского театра» завершился в Берлине

    Вечером во вторник, 12 июня, в столице Германии спектаклем «Ласточка» варшавского театра «ОК» завершился фестиваль, который собрал русскоязычные коллективы из нескольких стран мира. Журнал «Театрал» проводит такой форум уже во второй раз (в прошлом году местом его дислокации был итальянский курорт Монтекатини-Терме) и, смеем надеяться, что традиция укорениться. ...
Читайте также