Евгений Князев: «Смотрю на Берлин и восторгаюсь: каким он стал!»

 
Третий день фестиваля «Мир русского театра», который стартовал 8 июня в Берлине и, по инициативе «Театрала» собрал театры русского зарубежья, ознаменовался гостевым визитом. Евгений Князев сыграл в «Русском доме» свой моноспектакль «Пиковая дама», который вызвал всеобщий восторг публики и стал настоящим украшением фестиваля.

Публика долго не отпускала артиста, который в своем плотном графике смог прилететь лишь на сутки. Но перед началом спектакля у Евгения Владимировича нашлось несколько минут, чтобы ответить на вопросы «Театрала». «Русский дом» расположен на одной из центральных улиц Берлина (Фридрихштрассе), и Евгений Владимирович вспомнил, что с этой частью Берлина у него связаны добрые воспоминания, поскольку в 1990-е годы он был здесь на гастролях с Театром им. Вахтангова.

Евгений Владимирович, для «Пиковой дамы» это, наверное, первая зарубежная поездка?
– Да, гастрольная жизнь «Пиковой дамы» только начинается, хотя лично у меня с Берлином многое связано. Вот мы идем сейчас по Фридрихштрассе, я увидел банхоф (вокзал), и вспомнил, что в 1990-е годы в этом районе мы не раз прогуливались с Людмилой Васильевной Максаковой, поскольку на сцене одного из местных театров (тут целый театральный район) играли «Без вины виноватые» в постановке Петра Фоменко.

Это была первая поездка в Германию?
– Нет, первая произошла еще раньше, в 1980-е годы, когда я был студентом Горного института и по обмену приезжал сюда. Берлинская стена в ту пору, сами понимаете, еще разделяла страну на два лагеря и как раз вокзал на Фридрихштрассе символизировал собой конечную станцию со стороны ГДР. Здесь останавливались поезда, которые работали на восточной стороне Берлина, а с другой стороны вокзала тоже останавливались поезда, и они работали на западной стороне Берлина. При этом, если ты житель ГДР, то попасть в ФРГ у тебя не было ни малейшей возможности.

В Советском Союзе мы беспрерывно слышали фразу Берлинская стена и воображали себе, что это нечто вроде Великой Китайской стены. Но когда я ее увидел, то понял, что это всего-навсего чудовищное страшное железобетонное сооружение, с которым, к тому же, связаны тысячи сломанных судеб.

– К счастью, теперь уже всё в прошлом.
– Вы знаете, я ходил по Берлину и поймал себя на мысли, что нынче восточная сторона уже совершенно не отличается от западной, поскольку со свойственной им пунктуальностью немцы восстанавливают исторический облик своих городов. Смотрю на город и восторгаюсь: каким он стал!

Кстати, в конце 1990-х мы были в Германии со спектаклем Сергея Юрского «Провокация». Правда, не в Берлине, а в Мюнхене. И тоже удивительно – ездили по городу и восхищались его красотой – настолько прекрасно сохранилась его историческая часть. Но, наконец, нам сказали, что Мюнхен, оказывается, очень сильно пострадал в годы войны и был значительно разрушен, но на протяжении полувека немцы удивительно скрупулезно восстанавливали его по крупицам. Причем этот процесс завершился совсем недавно.

– Качество, которому стоит поучиться.
– Да, я сегодня тоже думал об этом, когда посетил Домский кафедральный собор. Он ведь тоже был разрушен – в купол попала зажигательная бомба, пробила конструкцию и разрушила пол, где были захоронения. Реставрация началась после войны, а завершилась только в начале 1990-х, когда на территорию собора пустили первых туристов. Так что, всё это вызывает глубочайшее чувство уважения. Я хотел бы, чтобы наши чиновники, которые отвечают за город, любили его и пытались сохранить исторические здания, даже те, которые имеют относительно небольшую ценность. Хочется, чтобы каждое здание было восстановлено и сохранено.

– Мы идем по городу, некоторые прохожие вас узнают. Сейчас так, наверное, во многих странах, куда вы приезжаете?
– Наших действительно много по всему миру. Часто подходят – говорят теплые слова. Конечно, это приятно. Но чем хорош фестиваль, который придумал «Театрал»? У меня на это своя точка зрения. В силу социальных, политических причин люди вынуждены были уехать из России и массово смогли это сделать, когда Германия открыла вход. Пусть это были обрусевшие немцы или евреи, которые пострадали в Отечественной войне, но все они, покинув Россию, называют себя за границей русскими. И мне приятно, что эти люди принимают участие в культурной жизни России, сохраняют русский язык, являются носителями русской культуры. Ведь русский человек, сколько бы он ни жил за рубежом, все равно остается русским.
 
Кстати
Помимо моноспектакля Евгения Князева 10 июня на фестивале «Мир русского театра» состоялись показы спектаклей «Дюймовочка» (Театр сценической классики, Швейцария) и «Старомодная комедия» («Диалог», Дания). Впереди четвертый день фестиваля, на котором берлинскую публику ждут спектакли русскоязычных театров из Великобритании («Кукольный дом» Ибсена) и Израиля («Женщина в песках» Кобо Абэ).

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • В Москве откроют мемориальную доску Юрию Яковлеву

    В четверг, 25 апреля, в день рождения народного артиста СССР Юрия Яковлева, на стене дома, где он жил с 1980 года, состоится торжественное открытие мемориальной доски. Об этом «Театралу» сообщила пресс-атташе Театра им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «Лестница» представит в Берлине спектакль по поэмам Цветаевой

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет театр «Лестница» из Тель-Авива. О предстоящем выступлении рассказывает основатель и ведущая актриса театра Анна Гланц-Маргулис: – В Берлин мы везем спектакль «А мы друг для друга – тени». ...
  • «Для наших ребят очень важно участвовать на таких фестивалях»

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет театральный центр «Апрелик» из Парижа под руководством Людмилы Дробич: – В Берлине мы покажем спектакль «Винни Пух», поставленный по знаменитой сказке Алана Милна. ...
  • «Фестиваль – это всегда большая ответственность»

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет датско-российский театр «Диалог». Художественный руководитель коллектива Татьяна Дербенева-Якобсен рассказала о деталях предстоящего выступления: - В Берлин мы привозим спектакль «Дурман, или Игра воображения» по мотивам пьесы Питера Шеффера в сценической версии Жанны Герасимовой – нашей коллеги из русского театра Варшавы. ...
  • Театр Zero привезет в Берлин свой новый спектакль

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет театр Zero из Тель-Авива. О предстоящем выступлении рассказывает основатель и художественный руководитель театра Олег РОДОВИЛЬСКИЙ: - Мы покажем в Берлине нашу новую постановку «Не боюсь Вирджинии Вулф» по мотивам известной пьесы Эдварда Олби. ...
Читайте также