Евгений Князев: «Смотрю на Берлин и восторгаюсь: каким он стал!»

 
Третий день фестиваля «Мир русского театра», который стартовал 8 июня в Берлине и, по инициативе «Театрала» собрал театры русского зарубежья, ознаменовался гостевым визитом. Евгений Князев сыграл в «Русском доме» свой моноспектакль «Пиковая дама», который вызвал всеобщий восторг публики и стал настоящим украшением фестиваля.

Публика долго не отпускала артиста, который в своем плотном графике смог прилететь лишь на сутки. Но перед началом спектакля у Евгения Владимировича нашлось несколько минут, чтобы ответить на вопросы «Театрала». «Русский дом» расположен на одной из центральных улиц Берлина (Фридрихштрассе), и Евгений Владимирович вспомнил, что с этой частью Берлина у него связаны добрые воспоминания, поскольку в 1990-е годы он был здесь на гастролях с Театром им. Вахтангова.

Евгений Владимирович, для «Пиковой дамы» это, наверное, первая зарубежная поездка?
– Да, гастрольная жизнь «Пиковой дамы» только начинается, хотя лично у меня с Берлином многое связано. Вот мы идем сейчас по Фридрихштрассе, я увидел банхоф (вокзал), и вспомнил, что в 1990-е годы в этом районе мы не раз прогуливались с Людмилой Васильевной Максаковой, поскольку на сцене одного из местных театров (тут целый театральный район) играли «Без вины виноватые» в постановке Петра Фоменко.

Это была первая поездка в Германию?
– Нет, первая произошла еще раньше, в 1980-е годы, когда я был студентом Горного института и по обмену приезжал сюда. Берлинская стена в ту пору, сами понимаете, еще разделяла страну на два лагеря и как раз вокзал на Фридрихштрассе символизировал собой конечную станцию со стороны ГДР. Здесь останавливались поезда, которые работали на восточной стороне Берлина, а с другой стороны вокзала тоже останавливались поезда, и они работали на западной стороне Берлина. При этом, если ты житель ГДР, то попасть в ФРГ у тебя не было ни малейшей возможности.

В Советском Союзе мы беспрерывно слышали фразу Берлинская стена и воображали себе, что это нечто вроде Великой Китайской стены. Но когда я ее увидел, то понял, что это всего-навсего чудовищное страшное железобетонное сооружение, с которым, к тому же, связаны тысячи сломанных судеб.

– К счастью, теперь уже всё в прошлом.
– Вы знаете, я ходил по Берлину и поймал себя на мысли, что нынче восточная сторона уже совершенно не отличается от западной, поскольку со свойственной им пунктуальностью немцы восстанавливают исторический облик своих городов. Смотрю на город и восторгаюсь: каким он стал!

Кстати, в конце 1990-х мы были в Германии со спектаклем Сергея Юрского «Провокация». Правда, не в Берлине, а в Мюнхене. И тоже удивительно – ездили по городу и восхищались его красотой – настолько прекрасно сохранилась его историческая часть. Но, наконец, нам сказали, что Мюнхен, оказывается, очень сильно пострадал в годы войны и был значительно разрушен, но на протяжении полувека немцы удивительно скрупулезно восстанавливали его по крупицам. Причем этот процесс завершился совсем недавно.

– Качество, которому стоит поучиться.
– Да, я сегодня тоже думал об этом, когда посетил Домский кафедральный собор. Он ведь тоже был разрушен – в купол попала зажигательная бомба, пробила конструкцию и разрушила пол, где были захоронения. Реставрация началась после войны, а завершилась только в начале 1990-х, когда на территорию собора пустили первых туристов. Так что, всё это вызывает глубочайшее чувство уважения. Я хотел бы, чтобы наши чиновники, которые отвечают за город, любили его и пытались сохранить исторические здания, даже те, которые имеют относительно небольшую ценность. Хочется, чтобы каждое здание было восстановлено и сохранено.

– Мы идем по городу, некоторые прохожие вас узнают. Сейчас так, наверное, во многих странах, куда вы приезжаете?
– Наших действительно много по всему миру. Часто подходят – говорят теплые слова. Конечно, это приятно. Но чем хорош фестиваль, который придумал «Театрал»? У меня на это своя точка зрения. В силу социальных, политических причин люди вынуждены были уехать из России и массово смогли это сделать, когда Германия открыла вход. Пусть это были обрусевшие немцы или евреи, которые пострадали в Отечественной войне, но все они, покинув Россию, называют себя за границей русскими. И мне приятно, что эти люди принимают участие в культурной жизни России, сохраняют русский язык, являются носителями русской культуры. Ведь русский человек, сколько бы он ни жил за рубежом, все равно остается русским.
 
Кстати
Помимо моноспектакля Евгения Князева 10 июня на фестивале «Мир русского театра» состоялись показы спектаклей «Дюймовочка» (Театр сценической классики, Швейцария) и «Старомодная комедия» («Диалог», Дания). Впереди четвертый день фестиваля, на котором берлинскую публику ждут спектакли русскоязычных театров из Великобритании («Кукольный дом» Ибсена) и Израиля («Женщина в песках» Кобо Абэ).

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Татьяна Тарасова: «Главное в актерском труде - любопытство»

    На фестивале «Мир русского театра», который по инициативе «Театрала» прошел в июне в Берлине, педагог ГИТИСа Татьяна ТАРАСОВА провела актерские мастер-классы, адресованные русским артистам, которые уже не первый год работают за рубежом. ...
  • Параллельная Россия

    Идея формирования русскоязычного культурно-интеллектуального пространства носится в воздухе – нам вновь не хватает разнообразия и диапазона информации на родном языке. Изоляционизм – понятие метафизическое. Для того, чтобы отгородиться от мира, не обязательно строить стену или закрывать границы. ...
  • «Фестиваль нас объединяет»

    В заключительный день фестиваля «Мир русского театра», который проходил в Берлине с 8 по 12 июня, наша редакция устроила «круглый стол», предложив худрукам поделиться собственным опытом: как выживать театру в столь непростых условиях дальнего зарубежья. ...
  • Чем запомнился фестиваль «Мир русского театра»

    Камертоном «Мира русского театра» для меня стала беседа сидящих рядом в ожидании приглашения на посадку в самолет бабушки и внучки. Бабушка разговаривала с внучкой на смеси английского и русского: сколько days in а year? How many minutes в часе? Потом попросила внучку сбегать посмотреть на расписание. ...
Читайте также