Евгений Князев: «Смотрю на Берлин и восторгаюсь: каким он стал!»

 
Третий день фестиваля «Мир русского театра», который стартовал 8 июня в Берлине и, по инициативе «Театрала» собрал театры русского зарубежья, ознаменовался гостевым визитом. Евгений Князев сыграл в «Русском доме» свой моноспектакль «Пиковая дама», который вызвал всеобщий восторг публики и стал настоящим украшением фестиваля.

Публика долго не отпускала артиста, который в своем плотном графике смог прилететь лишь на сутки. Но перед началом спектакля у Евгения Владимировича нашлось несколько минут, чтобы ответить на вопросы «Театрала». «Русский дом» расположен на одной из центральных улиц Берлина (Фридрихштрассе), и Евгений Владимирович вспомнил, что с этой частью Берлина у него связаны добрые воспоминания, поскольку в 1990-е годы он был здесь на гастролях с Театром им. Вахтангова.

Евгений Владимирович, для «Пиковой дамы» это, наверное, первая зарубежная поездка?
– Да, гастрольная жизнь «Пиковой дамы» только начинается, хотя лично у меня с Берлином многое связано. Вот мы идем сейчас по Фридрихштрассе, я увидел банхоф (вокзал), и вспомнил, что в 1990-е годы в этом районе мы не раз прогуливались с Людмилой Васильевной Максаковой, поскольку на сцене одного из местных театров (тут целый театральный район) играли «Без вины виноватые» в постановке Петра Фоменко.

Это была первая поездка в Германию?
– Нет, первая произошла еще раньше, в 1980-е годы, когда я был студентом Горного института и по обмену приезжал сюда. Берлинская стена в ту пору, сами понимаете, еще разделяла страну на два лагеря и как раз вокзал на Фридрихштрассе символизировал собой конечную станцию со стороны ГДР. Здесь останавливались поезда, которые работали на восточной стороне Берлина, а с другой стороны вокзала тоже останавливались поезда, и они работали на западной стороне Берлина. При этом, если ты житель ГДР, то попасть в ФРГ у тебя не было ни малейшей возможности.

В Советском Союзе мы беспрерывно слышали фразу Берлинская стена и воображали себе, что это нечто вроде Великой Китайской стены. Но когда я ее увидел, то понял, что это всего-навсего чудовищное страшное железобетонное сооружение, с которым, к тому же, связаны тысячи сломанных судеб.

– К счастью, теперь уже всё в прошлом.
– Вы знаете, я ходил по Берлину и поймал себя на мысли, что нынче восточная сторона уже совершенно не отличается от западной, поскольку со свойственной им пунктуальностью немцы восстанавливают исторический облик своих городов. Смотрю на город и восторгаюсь: каким он стал!

Кстати, в конце 1990-х мы были в Германии со спектаклем Сергея Юрского «Провокация». Правда, не в Берлине, а в Мюнхене. И тоже удивительно – ездили по городу и восхищались его красотой – настолько прекрасно сохранилась его историческая часть. Но, наконец, нам сказали, что Мюнхен, оказывается, очень сильно пострадал в годы войны и был значительно разрушен, но на протяжении полувека немцы удивительно скрупулезно восстанавливали его по крупицам. Причем этот процесс завершился совсем недавно.

– Качество, которому стоит поучиться.
– Да, я сегодня тоже думал об этом, когда посетил Домский кафедральный собор. Он ведь тоже был разрушен – в купол попала зажигательная бомба, пробила конструкцию и разрушила пол, где были захоронения. Реставрация началась после войны, а завершилась только в начале 1990-х, когда на территорию собора пустили первых туристов. Так что, всё это вызывает глубочайшее чувство уважения. Я хотел бы, чтобы наши чиновники, которые отвечают за город, любили его и пытались сохранить исторические здания, даже те, которые имеют относительно небольшую ценность. Хочется, чтобы каждое здание было восстановлено и сохранено.

– Мы идем по городу, некоторые прохожие вас узнают. Сейчас так, наверное, во многих странах, куда вы приезжаете?
– Наших действительно много по всему миру. Часто подходят – говорят теплые слова. Конечно, это приятно. Но чем хорош фестиваль, который придумал «Театрал»? У меня на это своя точка зрения. В силу социальных, политических причин люди вынуждены были уехать из России и массово смогли это сделать, когда Германия открыла вход. Пусть это были обрусевшие немцы или евреи, которые пострадали в Отечественной войне, но все они, покинув Россию, называют себя за границей русскими. И мне приятно, что эти люди принимают участие в культурной жизни России, сохраняют русский язык, являются носителями русской культуры. Ведь русский человек, сколько бы он ни жил за рубежом, все равно остается русским.
 
Кстати
Помимо моноспектакля Евгения Князева 10 июня на фестивале «Мир русского театра» состоялись показы спектаклей «Дюймовочка» (Театр сценической классики, Швейцария) и «Старомодная комедия» («Диалог», Дания). Впереди четвертый день фестиваля, на котором берлинскую публику ждут спектакли русскоязычных театров из Великобритании («Кукольный дом» Ибсена) и Израиля («Женщина в песках» Кобо Абэ).

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • Русский театр Нью-Йорка представил новый спектакль

    Спектакль Ирины Волкович «На Парижской волне», поставленный в нью-йоркском театре «Диалог», создан по мотивам рассказов Бунина «В Париже» и Елены Дубровиной «Репетиция с дождем». Премьера состоялась 16 ноября. ...
  • «Наш мозг с детства нафарширован стереотипами»

    В Русском драматическом театре Литвы  идет работа над постановкой мюзикла Стефана Сондгейма Into the Woods («Ждет тебя лес»). Премьерные показы состоятся 29 и 30 ноября. «Главная мысль мюзикла в том, что все сказки начинаются с желаний и мечтаний героев, но никто из нас не знает и никогда не задумывался, чем же заканчивается сказка после исполнения этих желаний, - рассказал режиссер Вилюс Малинаускас. ...
  • В Нью-Йорке ставят пьесу о жизни русских актеров

    Русско-американский режиссер и драматург, художественный руководитель театра STEPS (Нью-Йорк) Слава Степнов написал новую пьесу о жизни русских актеров в США. Премьера спектакля состоится весной 2020 года. «Театрал» узнал все подробности из первых уст. ...
  • У Бостонского русского театра «Круг» появился свой дом

    Не каждому режиссёру удаётся создать свой театр и уж совсем единицы могут гордиться, что смогли построить для него дом. Почти четверть века назад в США, в Бостоне Юрий Рубенчик создал русский театр «Круг». Все эти годы коллектив скитался по репетиционным помещениям, снимал для показа спектаклей порой не очень пригодные для этой цели залы, но всё это время постоянно выпускались премьеры, которые пользовались у зрителя неизменным успехом. ...
Читайте также