«Театрал» открыл в Берлине фестиваль «Мир русского театра»

 
«У нашего журнала есть премия «Звезда Театрала». Она абсолютно неформальная – от приема голосов до вручения наград. И фестиваль, который мы провели в прошлом году в Италии, тоже хотелось сделать столь же камерным, теплым, открытым. Он получился. И, как видите, получил свое продолжение: год спустя мы вновь собираем театры русского зарубежья», - сказал главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков, открывая в Берлине второй фестиваль «Мир русского театра».
 
На форум в столицу Германии приехали коллективы из Нью-Йорка, Тель-Авива, Цюриха, Варшавы, Лондона, Копенгагена, Эрлангена, Нюрнбрега и Дюссельдорфа. Программа разная – от спектаклей по русской классике до авангардных постановок, но в этом как раз и заключается одна из задач фестиваля, о чем говорил на открытии и художественный руководитель театра «Кулисы» Вячеслав Лисин (Дюссельдорф):
 
– Мы все разные, кому-то живется лучше, кому-то хуже, но главное, что благодаря «Театралу» у нас появилась, наконец, возможность собраться, продемонстрировать свои работы, поделиться опытом, поговорить о наболевшем.
 
Уютный зрительный зал театрального центра Адмиралспаласт, расположенного в самом центре старого Берлина, на ближайшие четыре дня превратится в площадку, где будут проходить не только спектакли (первый уже состоялся 8 июня – театр Вячеслава Лисина сыграл «Прелести супружеских измен» по пьесе Красногорова), но и обсуждения, мастер-классы и «круглые столы». Каждый руководитель расскажет о своем уникальном опыте, поскольку, как заметил основатель театра Zero Олег Родовильский (Тель-Авив), «когда мы говорим о русском театре, расположенном далеко от России, то это всегда совершенно особая модель существования. Просто ими руководят люди, которые не могут заниматься чем-то другим. Это такая клиническая история в хорошем смысле. И никогда ни один профессионал, работающий в России, не сможет понять нас. Это совершенно другая модель».
 
Людмила Майер-Бабкина, руководитель русского театра из Цюриха считает, что ее коллектив существует благодаря классике:
 
– Вы знаете, когда мы стали создавать театр, то никто не знал, где искать корень, – сказала она. – Поняли, что опереться можно на произведения, отобранные временем. Не обязательно на русские, но и на зарубежные тоже. Главное для нас – продемонстрировать возможности русской театральной шкоы. Я ведь училась у Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева, переняла режиссуру, можно сказать, из их рук и могу свидетельствовать, насколько сильный это источник. Правда, на этот фестиваль я решила привезти детский спектакль, потому что ключ сейчас там, в этих замечательных ребятах-билингва. В творческом общении с ними мы находим столько живого, что все эти открытия способны дать силу еще многим направлениям театрального искусства – надо только уметь разглядеть.
 
Вячеслав Лисин говорит, что в последние годы театрам русского зарубежья стало непросто еще и потому, что «все мы находится во власти большой политики, испытываем на себе влияние санкций. Но в этой связи наша позиция проста, она заключается в миссианстве. Мы ведь не просто ставим спектакли, мы хотим сказать: есть великая русская культура – мы вас познакомим с ней. Мы на переднем крае этой борьбы и говорим: есть великая театральная школа, приходите – мы вам расскажем о ней».
 
Валерий Яков подытожил:
– У меня немножко другой взгляд на это. Но в том-то и прелесть нашей встречи. Раз мы заговорили о политике, главная роль театра (и вообще культуры) заключается как раз не в борьбе, а в миротворческой миссии. Театр, как ни один другой социальный институт, способен снимать напряжение, примирять братские народы и напоминать про общечеловеческие ценности – даже если условия приближены к экстремальным. Впрочем, об этом, я думаю, мы еще не раз поговорим во время фестиваля.
 
  • Нравится


Самое читаемое

  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
  • «Никто из оппонентов не видел этих спектаклей»

    Срыв запланированных в Астрахани гастролей спектаклей Романа Виктюка уже называют «театром абсурда». Местные чиновники и представители духовенства обвинили столичный театр в пропаганде гомосексуализма, даже не посмотрев анонсируемые спектакли. ...
Читайте также


Читайте также

  • Татьяна Тарасова: «Главное в актерском труде - любопытство»

    На фестивале «Мир русского театра», который по инициативе «Театрала» прошел в июне в Берлине, педагог ГИТИСа Татьяна ТАРАСОВА провела актерские мастер-классы, адресованные русским артистам, которые уже не первый год работают за рубежом. ...
  • Параллельная Россия

    Идея формирования русскоязычного культурно-интеллектуального пространства носится в воздухе – нам вновь не хватает разнообразия и диапазона информации на родном языке. Изоляционизм – понятие метафизическое. Для того, чтобы отгородиться от мира, не обязательно строить стену или закрывать границы. ...
  • «Фестиваль нас объединяет»

    В заключительный день фестиваля «Мир русского театра», который проходил в Берлине с 8 по 12 июня, наша редакция устроила «круглый стол», предложив худрукам поделиться собственным опытом: как выживать театру в столь непростых условиях дальнего зарубежья. ...
  • Чем запомнился фестиваль «Мир русского театра»

    Камертоном «Мира русского театра» для меня стала беседа сидящих рядом в ожидании приглашения на посадку в самолет бабушки и внучки. Бабушка разговаривала с внучкой на смеси английского и русского: сколько days in а year? How many minutes в часе? Потом попросила внучку сбегать посмотреть на расписание. ...
Читайте также