Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

 
30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона.
 
– Соломон, расскажите, в чем особенность концерта, который пройдет в Петербурге?
– Главная особенность в том, что наш Гала-концерт состоится в подлинной столице мирового балета, а это означает, что к городам, где наш Гала-концерт уже проходил, среди которых Париж, Нью-Йорк, Москва, присоединится и Санкт-Петербург – родной город моей любимой жены Наденьки, известной в балетном мире как Надя Веселова-Тенсер. Сама она петербурженка в пятом поколении, выпускница Ленинградского хореографического училища им. Вагановой, ученица легендарной русской балерины, Народной артистки России Аллы Осипенко.
Я очень счастлив, что с самого начала нас поддерживают все наши близкие друзья, в частности, легенда русского балета, Народный артист СССР Олег Виноградов. Мы очень трепетно относимся к его таланту, знаниям, верности идеалам классического, академического балета. Его помощь в проведении самых первых наших проектов неоценима! Нам посчастливилось быть на юбилее Олега Михайловича, на который мы пригласили выступить знаменитую Люсию Лакарру. После этого юбилейного вечера мы и решили наше 25-летие тоже отметить в Санкт-Петербурге, и вновь в сотрудничестве с Олегом Виноградовым.
Петербург трудно чем-либо удивить, ведь это поистине город Балета. Но мы и не стремимся никого удивлять, мы просто хотим подарить людям праздник.

– Надя является режиссером-постановщиком и хореографом этого вечера?
– Конечно! Все эти годы, с тех пор, как мы начали проводить наши балетные Гала в 1993 году, успехом наш проект обязан ее видению, ее интуиции.

– Как происходит выбор участников концертов?
– Еще 25 лет назад самым главным нашим принципом стала идея собрать вместе лучших представителей ведущих театров мира, таких, как Парижская опера, Большой театр, Кировский театр, Метрополитен-опера, чтобы соединить артистов в одно время, на одной сцене и дать им возможность за один вечер продемонстрировать свои лучшие работы, неповторимые традиции и творческий стиль. Конечно, сделать это совсем непросто: ведь у всех балетных трупп свои планы, гастроли, которые иногда расписаны на несколько сезонов вперед. Но театры считают престижным, когда в таком известном Гала-концерте участвуют их артисты, поэтому обычно они только рады отпустить своих звезд на наше шоу.
 – Известно, что в вашем Гала принимала участие Диана Вишнёва…

– В 1995 году мы – единственные в мире!  – получили от Фонда Рудольфа Нуреева право на проведение вечера памяти этого гениального  артиста.
Олег Михайлович Виноградов сразу посоветовал пригласить совсем юную Диану Вишнёву, которая еще только заканчивала выпускной класс Вагановского училища.  В Торонто состоялся грандиозный вечер, где Диана танцевала на одной сцене с такими звездами мирового балета того времени, как Фарух Рузиматов, Игорь Зеленский и Владимир Малахов. На следующий день вся пресса писала: новая звезда Диана Вишнёва покорила мир.

Еще одним открытием стала Люсия Лакарра, которая в свои 19 лет уже была солисткой Марсельского национального театра, хотя широко в мире балета ее тогда еще не знали. После выступления в нашем Гала с «Кармен» Ролана Пети ее тоже признали восходящей звездой, и это очень символично,   ведь для нас открытие новых имен является не менее важным, чем возможность представить публике прославленных артистов.
Мы с Надей всегда ориентируемся только на свои первые впечатления, и они нас еще никогда не подводили!

В 1997 году наш вечер в Париже прошел с огромным успехом, и с тех пор мы проводили наш Гала в этом городе уже 18 раз и 14 – в нью-йоркском «Линкольн-центре».
Наш проект отличался от всего, что происходило в то время, еще и тем, что в конце вечера исполнялось финальное «Дефиле» (Grand Défilé) в Надиной постановке, в котором участвовали все артисты концерта. В этом номере наши «звезды» как бы соревновались в своем мастерстве. Кстати, еще одна наша особенность обычно во время концертов ни один артист никогда не уходит после аплодисментов в гримерки, все они с восхищением смотрят в кулисах выступления своих коллег.

Всё меняется, сейчас уже очень многие пытаются устраивать свои Гала-концерты и ревностно охраняют эти свои попытки, не подпуская никого, кроме «ближнего круга», но мы-то уже свое дело сделали: воплотили нашу собственную идею, открыли ее миру и теперь просто радуемся успехам организаторов любых других гала-концертов.

Мы создали наш проект с любовью, проводили свои Гала по всему миру, а сегодня весь мир, от Казахстана до Перу, делает Гала-концерты по нашему принципу, и для этого наш опыт очень тщательно изучается.

 – Составляет ли это для вас конкуренцию?
– Наоборот! Это же настоящее счастье, когда то, что ты создал, продолжили другие. Но сам ты, как и создатель лампочки Эдисона, навсегда остаешься родителем своего детища. Конечно, все что-то добавляют, привносят что-то своё, что-то новое. Теперь сюда же присоединились и большие театры, у которых есть огромные возможности: кордебалет, декорации, колоссальный репертуар. У нас таких возможностей никогда не было, но у нас была мечта!

Наша история – это подтверждение того, что ничто в нашей жизни не происходит случайно и не проходит бесследно!

Всё началось с того, что Рудольф Нуреев, который в то время являлся директором балетной труппы Парижской оперы, предложил своей любимой балерине Алле Осипенко позицию педагога-репетитора. Алла пригласила нас с Надей в Париж, но тогда мы приехать не смогли, зато позже прилетели на встречу с ней во Флоренцию. Там-то у меня и зародилась мечта привезти эту великую балерину в Канаду и организовать в Торонто праздник балета в ее честь.
Первый наш концерт в начале 1993 года с участием замечательных артистов, настоящих звезд мирового балета, прошел абсолютно на ура, при полном аншлаге, несмотря на определенные трудности, связанные с тем, что это был наш первый опыт такого рода.  Даже погода пыталась нам помешать:  в тот день были такие снежные заносы, что зрителям пришлось ждать, пока наполовину занесенные снегом двери театра «откопают»…

После грандиозного успеха нашего премьерного Гала артисты заявили мне, что именно мы должны провести вечер памяти Нуреева, который за два месяца до этого ушел из жизни.

 – С кем из звезд вы сотрудничали за эти 25 лет?
– За все эти годы в наших Гала приняли участие более 300 артистов. Многие из них сегодня уже сами руководят театрами. В частности, в нашем первом концерте принимал участие феноменальный Фернандо Бухонес, ярчайшая звезда американского балета, приехавший с тогда еще никому не известной 16-летней аргентинской балериной, – это была ставшая впоследствии знаменитой на весь мир Палома Херрера, они исполняли фрагмент из «Дон Кихота». Впоследствии Палома также стала солисткой американского балета и на протяжении многих лет принимала участие в наших Гала-концертах.

Мы счастливы, что внесли свою лепту в становление великих артистов: на наших глазах начинала Светлана Захарова, у нас выступали Николай Цискаридзе, Александр Ветров, Сергей Филин, Владимир Малахов, Ульяна Лопаткина, Юля Махалина, Татьяна Терехова, Игорь Зеленский, Диана Вишнёва, Хосе Мартинес, Карлос Акоста, Алина Кожокару, Тамара Рохо, Владислав Лантратов, Данила Корсунцев и многие-многие другие.

Для нас сами артисты всегда намного важнее всего остального.
Когда Надя готовит финальное Grand Défilé, они всегда советуются с ней, что и как лучше продемонстрировать зрителю, какие хореографические комбинации она хотела бы использовать. Но когда мы приглашаем артистов для участия в Гала и планируем будущую программу, то всегда спрашиваем у каждого, что бы они хотели станцевать, и делаем всё возможное, чтобы осуществить их пожелания: получить разрешение на выступление, права на хореографию, даже если это предусматривает определенные дополнительные денежные затраты. Мы с огромным удовольствием даем артистам возможность танцевать прежде всего то, в чем они чувствуют себя наиболее комфортно, в чем могут наиболее выигрышно показать себя публике, поделиться со зрителем самым близким и дорогим.

И я думаю, что как раз в таком отношении к делу и к людям и кроется наш секрет!

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • В Москве откроют мемориальную доску Юрию Яковлеву

    В четверг, 25 апреля, в день рождения народного артиста СССР Юрия Яковлева, на стене дома, где он жил с 1980 года, состоится торжественное открытие мемориальной доски. Об этом «Театралу» сообщила пресс-атташе Театра им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • Иржи Килиан получит почетный приз Benois de la dansе

    Номинанты XXVII Международного балетного приза Benois de la dansе, известного в творческих кругах как балетный «Оскар», объявлены в четверг в Большом театре.   Объявление победителей состоится 21 мая на Исторической сцене Большого театра. ...
  • Солист Большого театра Лантратов повредил ногу

    Премьер Большого театра Владислав Лантратов не будет выступать в этом сезоне в связи с травмой ноги, полученной во время спектакля «Зимняя сказка».   «К сожалению, выбыл из строя до конца сезона. Но вернусь, обещаю, и мы еще зажжем. ...
  • Академия Вагановой отметит 110-летие первых балетов «Русских сезонов»

    Международная научно-практическая конференция «Дягилев: искусство продюсирования. Вчера, сегодня, завтра!» пройдет в Академии русского балета им. Вагановой. Встреча приурочена ко дню рождения Сергея Дягилева и 110-летию первых балетов «Русских сезонов», им организованных. ...
  • Во МХАТе им. Горького покажут балет

    Этой весной во МХАТе им. Горького покажут премьеру балетной постановки Артура Питы с участием Натальи Осиповой. Спектакль поставлен по малоизвестной сказке Андерсена «История одной матери». «Идея постановки родилась у знаменитого британского хореографа Артура Питы после того, как в руки ему попала книга рисунков итальянского художника AkaB к «Истории одной матери», - сообщается на сайте МХАТа. ...
Читайте также