Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

 
30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона.
 
– Соломон, расскажите, в чем особенность концерта, который пройдет в Петербурге?
– Главная особенность в том, что наш Гала-концерт состоится в подлинной столице мирового балета, а это означает, что к городам, где наш Гала-концерт уже проходил, среди которых Париж, Нью-Йорк, Москва, присоединится и Санкт-Петербург – родной город моей любимой жены Наденьки, известной в балетном мире как Надя Веселова-Тенсер. Сама она петербурженка в пятом поколении, выпускница Ленинградского хореографического училища им. Вагановой, ученица легендарной русской балерины, Народной артистки России Аллы Осипенко.
Я очень счастлив, что с самого начала нас поддерживают все наши близкие друзья, в частности, легенда русского балета, Народный артист СССР Олег Виноградов. Мы очень трепетно относимся к его таланту, знаниям, верности идеалам классического, академического балета. Его помощь в проведении самых первых наших проектов неоценима! Нам посчастливилось быть на юбилее Олега Михайловича, на который мы пригласили выступить знаменитую Люсию Лакарру. После этого юбилейного вечера мы и решили наше 25-летие тоже отметить в Санкт-Петербурге, и вновь в сотрудничестве с Олегом Виноградовым.
Петербург трудно чем-либо удивить, ведь это поистине город Балета. Но мы и не стремимся никого удивлять, мы просто хотим подарить людям праздник.

– Надя является режиссером-постановщиком и хореографом этого вечера?
– Конечно! Все эти годы, с тех пор, как мы начали проводить наши балетные Гала в 1993 году, успехом наш проект обязан ее видению, ее интуиции.

– Как происходит выбор участников концертов?
– Еще 25 лет назад самым главным нашим принципом стала идея собрать вместе лучших представителей ведущих театров мира, таких, как Парижская опера, Большой театр, Кировский театр, Метрополитен-опера, чтобы соединить артистов в одно время, на одной сцене и дать им возможность за один вечер продемонстрировать свои лучшие работы, неповторимые традиции и творческий стиль. Конечно, сделать это совсем непросто: ведь у всех балетных трупп свои планы, гастроли, которые иногда расписаны на несколько сезонов вперед. Но театры считают престижным, когда в таком известном Гала-концерте участвуют их артисты, поэтому обычно они только рады отпустить своих звезд на наше шоу.
 – Известно, что в вашем Гала принимала участие Диана Вишнёва…

– В 1995 году мы – единственные в мире!  – получили от Фонда Рудольфа Нуреева право на проведение вечера памяти этого гениального  артиста.
Олег Михайлович Виноградов сразу посоветовал пригласить совсем юную Диану Вишнёву, которая еще только заканчивала выпускной класс Вагановского училища.  В Торонто состоялся грандиозный вечер, где Диана танцевала на одной сцене с такими звездами мирового балета того времени, как Фарух Рузиматов, Игорь Зеленский и Владимир Малахов. На следующий день вся пресса писала: новая звезда Диана Вишнёва покорила мир.

Еще одним открытием стала Люсия Лакарра, которая в свои 19 лет уже была солисткой Марсельского национального театра, хотя широко в мире балета ее тогда еще не знали. После выступления в нашем Гала с «Кармен» Ролана Пети ее тоже признали восходящей звездой, и это очень символично,   ведь для нас открытие новых имен является не менее важным, чем возможность представить публике прославленных артистов.
Мы с Надей всегда ориентируемся только на свои первые впечатления, и они нас еще никогда не подводили!

В 1997 году наш вечер в Париже прошел с огромным успехом, и с тех пор мы проводили наш Гала в этом городе уже 18 раз и 14 – в нью-йоркском «Линкольн-центре».
Наш проект отличался от всего, что происходило в то время, еще и тем, что в конце вечера исполнялось финальное «Дефиле» (Grand Défilé) в Надиной постановке, в котором участвовали все артисты концерта. В этом номере наши «звезды» как бы соревновались в своем мастерстве. Кстати, еще одна наша особенность обычно во время концертов ни один артист никогда не уходит после аплодисментов в гримерки, все они с восхищением смотрят в кулисах выступления своих коллег.

Всё меняется, сейчас уже очень многие пытаются устраивать свои Гала-концерты и ревностно охраняют эти свои попытки, не подпуская никого, кроме «ближнего круга», но мы-то уже свое дело сделали: воплотили нашу собственную идею, открыли ее миру и теперь просто радуемся успехам организаторов любых других гала-концертов.

Мы создали наш проект с любовью, проводили свои Гала по всему миру, а сегодня весь мир, от Казахстана до Перу, делает Гала-концерты по нашему принципу, и для этого наш опыт очень тщательно изучается.

 – Составляет ли это для вас конкуренцию?
– Наоборот! Это же настоящее счастье, когда то, что ты создал, продолжили другие. Но сам ты, как и создатель лампочки Эдисона, навсегда остаешься родителем своего детища. Конечно, все что-то добавляют, привносят что-то своё, что-то новое. Теперь сюда же присоединились и большие театры, у которых есть огромные возможности: кордебалет, декорации, колоссальный репертуар. У нас таких возможностей никогда не было, но у нас была мечта!

Наша история – это подтверждение того, что ничто в нашей жизни не происходит случайно и не проходит бесследно!

Всё началось с того, что Рудольф Нуреев, который в то время являлся директором балетной труппы Парижской оперы, предложил своей любимой балерине Алле Осипенко позицию педагога-репетитора. Алла пригласила нас с Надей в Париж, но тогда мы приехать не смогли, зато позже прилетели на встречу с ней во Флоренцию. Там-то у меня и зародилась мечта привезти эту великую балерину в Канаду и организовать в Торонто праздник балета в ее честь.
Первый наш концерт в начале 1993 года с участием замечательных артистов, настоящих звезд мирового балета, прошел абсолютно на ура, при полном аншлаге, несмотря на определенные трудности, связанные с тем, что это был наш первый опыт такого рода.  Даже погода пыталась нам помешать:  в тот день были такие снежные заносы, что зрителям пришлось ждать, пока наполовину занесенные снегом двери театра «откопают»…

После грандиозного успеха нашего премьерного Гала артисты заявили мне, что именно мы должны провести вечер памяти Нуреева, который за два месяца до этого ушел из жизни.

 – С кем из звезд вы сотрудничали за эти 25 лет?
– За все эти годы в наших Гала приняли участие более 300 артистов. Многие из них сегодня уже сами руководят театрами. В частности, в нашем первом концерте принимал участие феноменальный Фернандо Бухонес, ярчайшая звезда американского балета, приехавший с тогда еще никому не известной 16-летней аргентинской балериной, – это была ставшая впоследствии знаменитой на весь мир Палома Херрера, они исполняли фрагмент из «Дон Кихота». Впоследствии Палома также стала солисткой американского балета и на протяжении многих лет принимала участие в наших Гала-концертах.

Мы счастливы, что внесли свою лепту в становление великих артистов: на наших глазах начинала Светлана Захарова, у нас выступали Николай Цискаридзе, Александр Ветров, Сергей Филин, Владимир Малахов, Ульяна Лопаткина, Юля Махалина, Татьяна Терехова, Игорь Зеленский, Диана Вишнёва, Хосе Мартинес, Карлос Акоста, Алина Кожокару, Тамара Рохо, Владислав Лантратов, Данила Корсунцев и многие-многие другие.

Для нас сами артисты всегда намного важнее всего остального.
Когда Надя готовит финальное Grand Défilé, они всегда советуются с ней, что и как лучше продемонстрировать зрителю, какие хореографические комбинации она хотела бы использовать. Но когда мы приглашаем артистов для участия в Гала и планируем будущую программу, то всегда спрашиваем у каждого, что бы они хотели станцевать, и делаем всё возможное, чтобы осуществить их пожелания: получить разрешение на выступление, права на хореографию, даже если это предусматривает определенные дополнительные денежные затраты. Мы с огромным удовольствием даем артистам возможность танцевать прежде всего то, в чем они чувствуют себя наиболее комфортно, в чем могут наиболее выигрышно показать себя публике, поделиться со зрителем самым близким и дорогим.

И я думаю, что как раз в таком отношении к делу и к людям и кроется наш секрет!

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • Странствия «Дон Кихота»

    В музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера «Дон Кихота» Людвига Минкуса, ставшая первой постановкой балета Рудольфа Нуреева на его родине. К хореографическому наследию знаменитого беглеца из СССР, попросившего в 1961 году в парижском аэропорту Орли (после завершения гастролей ленинградского Кировского театра во Франции) политического убежища, в России  отношение настороженное. ...
  • Борис Эйфман открывает Детский театр танца

    Детский театр танца, созданный балетмейстером Борисом Эйфманом откроется в Санкт-Петербурге16 ноября. Театр станет частью комплекса, включающего в себя Академию танца, общеобразовательную школу, интернат для воспитанников и музей. ...
  • Танец – больше, чем танец

    Израильская компания «L-E-V» представила в Москве и Петербурге танцевальную программу, в которой шестеро великолепных танцовщиков продемонстрировали фантастическую выносливость,  невероятную гибкость и блистательное мастерство, обрушив на зрителей столь мощный поток энергии, что он  способен не только сбить с ног, но и «снести мозг». ...
  • Поднебесная красота

    С сентября по ноябрь в Москве пройдет фестиваль современного танца «DanceInversion», давно ставший неотъемлемой частью российского осеннего пейзажа.  В этом году этот престижный форум отмечает свое двадцатилетие. На сегодняшний день – один из самых авторитетных отечественных танцевальных фестивалей, занимающийся просвещением российского зрителя в области contemporary dance. ...
Читайте также