Лысый певец

 
В Театре им. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Дон Жуан и Сганарель» по пьесе Мольера. Режиссер Владимир Мирзоев решительно переписал классический текст и посадил на сцену рок-ансамбль. В исполнении Максима Суханова Дон Жуан полысел и запел джаз.
С годами энергия заблуждения, которая одна и позволяет режиссерам ставить спектакли, у Владимира Мирзоева явно начинает иссякать. Похоже, что первая мысль, с которой он приступает к пьесе – «Боже, как же будет скучно! И что с этой скукой делать!». И тут же пытается «взбодрить» пьесу всеми возможными способами: вставными номерами, акробатикой массовки, эффектами сценографии. Художник Станислав Морозов выстроил роскошный мост, который разъезжается, разворачивается, а на его перилах роскошно горят живым огнем факелы. На фоне задника, меняющего цвета, красиво смотрятся силуэты действующих лиц, важно шествующих по мосту вверх и вниз. Эффектно смотрится на нем массовка из симпатичных девушек с голыми животиками, которые совершают разного рода шествия вокруг Дон Жуана.

Для развлечения публики режиссер посадил на сцену ансамбль «Хот род блюз бенд». И каждые пятнадцать-двадцать минут музыканты играют и поют что-нибудь зажигательное, чтобы публика не соскучилась от философских диалогов и сюжетных перипетий мольеровской пьесы. Как обычно, Владимир Мирзоев довольно энергично переписывает авторский текст. Часть персонажей беспощадно вымарана (честно говоря, можно было сократить более решительно – непонятно зачем оставлены братья доньи Эльвиры). Вместо отца Дон Жуана действует его мать. Марина Есипенко находит в этой роли занятную смесь ведьмы со шлюхой, пафосно произносящей сентенции о морали и активно крутящей бедрами. Мать то ходит с вздувшимся животом, то машет пупсом-куклой, которая пищит: «Мама». И понятно, что такая мать в любого сына вселит эдипов комплекс.

Сам текст Мольера тоже резко изменен. И в вахтанговском «Дон Жуане и Сганареле» есть одна действительно смешная сцена – объяснение Дон Жуана с Шарлоттой. Шарлотта (Анастасия Бегунова) говорит на уморительном сленге с четко выраженным южным акцентом: «Нэ надо втюхивать... У мужчин одна мысль – как бы девушку дрюкнуть».

Когда-то король фельетонистов начала ХХ века Влас Дорошевич уверял, что если выпустить на сцену датского дога – это отвлечет публику от многих несообразностей постановки. В роли отвлекающего от несообразностей постановки объекта у Мирзоева довольно успешно выступает Максим Суханов. Органичный, обаятельный, витальный, он во всех своих ролях – от Хлестакова до Сирано, от Лира до Дон Жуана – одинаково убедительно демонстрирует Максима Суханова. Суханов в роли Дон Жуана немного поет, немного танцует, с блеском крутит вениками и откровенно, по-эстрадному дурачится на сцене, подыгрывая публике, которая пришла «оторваться на Суханова». К финалу Мирзоев неожиданно спохватывается, что мольеровский «Дон Жуан» – одна из самых философских, мрачных и загадочных пьес в мировом репертуаре. И вдруг стебная подтанцовка сменяется на сцене водружением огромного креста. И тут уже становится не по себе. Все-таки осенять крестом свои глупости и мелкие забавы не стоит. Слишком дорого оплачено это крестообразное соединение. Крест – над церковью, над борделем – красный фонарь. Не надо их путать даже вполне постмодернистскому режиссеру.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В своем «Репертуаре…»

    Под занавес года Библиотека искусств (РГБИ) совместно с Национальной библиотекой (РНБ) и Санкт-Петербургской театральной библиотекой (СПбГТБ) выпустила второй том масштабного библиографического указателя «Репертуар русской драмы» (всего запланировано 5 томов). ...
Читайте также