Русскоязычный театр в Вашингтоне готовит премьеру об Эзопе

«У нас другой менталитет»

 
В ближайшие выходные, 2 и 3 июня, «Русский театр классики» представит на сцене Рэндолф-театра Роквилла (Большой Вашингтон) свой новый спектакль «Лиса и виноград». Премьера по пьесе бразильского драматурга Фигейредо приурочена к 25-летию коллектива, который, напомним, стал лауреатом зрительской премии «Звезда Театрала-2016» в номинация «Русский театр за рубежом». Мы созвонились с руководителем труппы, народным артистом грузинской ССР Борисом Казинцом, чтобы узнать о постановке подробнее.

– Борис Михайлович, почему решили обратиться к произведению Фигейредо?

– Это для меня знаковая пьеса. Я видел легендарный спектакль по ней в постановке Георгия Александровича Товстоногова, а этот человек для меня –непререкаемый авторитет. Кроме того, сын Товстоногова, Александр, несколько лет руководил Русским театром им. Грибоедова в Тбилиси, на сцене которого я играл четверть века. И свой спектакль «Лиса и виноград» я создал в память о том времени.

Вторая причина – чисто практическая. Театру в чужой стране выжить очень непросто, трудно найти финансовую поддержку, поэтому делать все приходится своими руками. То, что в пьесе действует закон единства места, оказалось как нельзя кстати, – не нужно много декораций. Я создал для спектакля «Лиса и виноград» плоскостные декорации, которые выгодно смотрятся в пространстве традиционного черного кабинета сцены. Многие элементы реквизита были куплены в комиссионных магазинах. Хорошо и то, что в постановке заняты всего 5 артистов, не считая меня, – проще собираться на репетиции.

– Кто играет в вашем театре?

– Это люди самых разных профессий – программисты, продавцы магазинов, учителя в детских садах… Все актеры приходят после целого дня, проведенного на работе, катастрофически уставшие, но эти 5 человек всегда играют с полной самоотдачей. Они трудятся в нашем театре на протяжении 10-15 лет, фактически, они уже получили актерское образование. Я даже не могу назвать их «полупрофессионалами», играют они вполне профессионально.

Артисты нашего коллектива это, в первую очередь, люди, которые любят русский язык и русский театр. Концепция нашего коллектива с первого дня его существования – сохранение русского литературного языка за рубежом. Жаль, что власти и общественные организации она вдохновляет не так сильно, как нас. Сейчас мы на собственные средства арендовали зал на 5 дней – для репетиций и показа премьеры, но очень сомневаюсь, что это окупится. Наш театра, как когда-то и Московский художественный – общедоступный. Цена за билет – всего $20. Это очень мало для Вашингтона. В Америке принято ставить перед входом в зрительный зал коробку для пожертвований, но я так не делаю, по-моему, это стыдно.

– В Европе и Америке такая практика действительно широко распространена, и большинство театров не видят в ней ничего унизительного…

– Да, конечно. И правильно делают – артисты должны на что-то жить. Но я так не могу, у нас другой менталитет.

– Расскажите о роли, которую вы исполняете в спектакле. Какое звучание приобретает образ Эзопа в вашей постановке?

– По спектаклю Товстоногова, который я уже упоминал, в 1960 году был снят фильм, и в начале этой картины звучат слова, точно характеризующие нашего Эзопа – «он мудрец и шут». Эта фраза еще тогда меня очень увлекла. Почему Эзопа все гонят и бьют? Потому что он говорит людям правду – рассказывает басни, а в баснях – истина. Кому понравится истина?

Специально для этого спектакля я отпустил бороду, и сейчас от меня все шарахаются, жена тоже с утра пугается. Вся наша квартира заставлена декорациями и реквизитом.

– Что вы хотели сказать зрителям этой постановкой?

– Я бы хотел, чтобы люди задумались над тем, что такое свобода и какую цену человек может за нее заплатить. Для меня это до сих пор запутанный вопрос.

Когда Эзоп становится рабом философа Ксанфа и его знакомят с женой Ксанфа Клеей, она признает, что уродливый раб сказал ей то, что она не слышала ни от кого в своей жизни. Клея спрашивает Эзопа, зачем ему свобода, и он отвечает: «Должно же быть на земле место, где протекает ручей, и из него можно пить воду прямо из ладони, не опасаясь, что кто-нибудь подойдет и укажет, что еще не настало время пить или что еще рано испытывать жажду…».

– Такие слова из уст раба вполне объяснимы…

– Для Эзопа это не просто слова. За свободу он отдает самое дорогое, что у него есть – свою жизнь. Успешно выполнив поручение Ксанфа, Эзоп становится свободным человеком, но Клея, влюбившаяся в раба, кладет в его котомку сосуд из храма Аполлона в Дельфах. По закону, свободный человек за такое преступление должен быть сброшен в пропасть, раба же наказывает его хозяин. Но Эзоп заявляет дельфийцам, что он свободный человек, и умирает. Может ему надо было остаться рабом и продолжать создавать свои басни, чтобы люди стали хоть немного лучше, чем они есть? На этот вопрос у меня до сих пор нет ответа.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Северной столице немцы представят «Утопию»

    В рамках Театральной олимпиады 7, 8 и 14 сентября в Санкт-Петербурге состоится премьера нового променад-спектакля «Утополис Петербург» от всемирно известной немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Ранее проект был представлен только жителям Манчестера под названием Utopolis Manchester. ...
  • Выходит в свет сентябрьский «Театрал»

    На страницах первого осеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - какая роль стала для Елизаветы Боярской настоящим испытанием; - что думает Иван Вырыпаев о закулисном мире шоу-бизнеса; - почему в Год театра директора уходят со своих постов; - какие впечатления остались у Марка Розовского после работы в Авиньоне; - какой сюрприз готовит зрителям Дмитрий Крымов; - чем опасен театр: внучка Чарли Чаплина в спецпроекта «Театрала»; - когда в Москву привезут лучшие спектакли русскоязычных театров Европы и США; - почему классика всегда современна: колонка Дмитрия Трубочкина; - как на государственном уровне будет отмечаться столетие Театра им. ...
  • Нестрашный Вий

    В петербургском театре «Приют комедианта» 33-й сезон открылся премьерным спектаклем режиссера Василия Сенина «Вий».   Притча Гоголя «Вий» всегда ассоциировалась с ужасом, наваждением, жутью. Этакая страшилка, которая, однако, почему-то нужна людям и, прежде всего, детям, чтобы вновь и вновь переживать страх. ...
  • «Дети у власти» откроют сезон в Александринке

    В день открытия сезона, 3 сентября, на Новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля «Дети у власти» по пьесе французского поэта, драматурга Роже Витрака (1899 – 1952). Над постановкой работает Николай Рощин в соавторстве с Андреем Калининым и, по их замыслу,  это произведение – «искреннее признание театру в любви и верности». ...
Читайте также