Долой камеры!

Как музеи заигрывают с публикой

 
Британский музей в преддверии выставки великого скульптора Родена объявил, что собирается выдавать посетителям бумагу и карандаши.

Делается это по двум причинам. Во-первых, так начинается артистическая игра, куда вовлекаются зрители. Ведь сам Роден посещал Британский музей с конкретной целью – сделать зарисовки с античных статуй. И именно эти рисунки стали отправной точкой его открытий.

Теперь, через почти полторы сотни лет, зрителям вновь предлагают совершить роденовский кульбит от древности к современности.  Во-вторых, что важнее, перед нами новый культурный тренд. Речь идет о медленном и вдумчивом созерцании вместо туристического марафона.
 
Дотошные британцы вспомнили, что буквально два года назад разгорелся скандал на выставке в не менее знаменитом Музее Виктории и Альберта. Там на время студентам художественных вузов запретили делать зарисовки в залах. Якобы эти рисовальщики мешают движению зрителей. Потоки задерживаются, скапливаются толпы, начинается толкотня… Там, где одни запрещают, другие демонстративно разрешают.

Все эти споры и раздоры вокруг бумаги и карандаша, кажется, не стоят выеденного яйца. Но на самом деле за ними скрывается куда как более серьезная проблема. Она состоит вот в чем: какого зрителя мы хотим видеть? Как правильно направить зрительское восприятие? Чем сегодня завлечь и захватить?

Еще два года назад эта проблема решилась сама собой при помощи технологий. У каждого культурного посетителя в руках очутился смартфон, который и руководил его восприятием: кадры c интересными произведениями, селфи на фоне шедевров, аудиоэкскурсии, скаченные заранее…

Музейный моховик закрутился с бешеной силой. Хватай людей с камерами! Пали даже самые крепкие форпосты типа ГМИИ и Третьяковки, где строгие смотрительницы запрещали фотографировать в залах. Сегодня такой запрет звучит уже как дикое ретроградство. В некоторых немецких музеях (Галерея старых мастеров в Берлине, например) придумали такой аттракцион: рядом с каким-нибудь ренессансным портретом стоит стул со всей экипировкой для селфи в том же самом стиле, в каком изображен исторический персонаж. Арт-менеджеры наперебой начали придумывать, что еще заставит человека с камерой остановиться. А давайте поставим силуэт с дыркой для головы на старинный манер! Давайте сделаем зеркальный коридор или просто повесим зеркало в раме – пусть себя разглядывают!

Давайте напишем над картиной какой-нибудь смешной лозунг, чтобы каждый захотел под ним сняться! В Музее русского импрессионизма дошли до того, что на вернисаже запустили актеров в исторических костюмах, стоявших у картин специально для фотографирования. 

Пример слегка из другой области, но отлично отражающий подобный подход. Знаете, какой была главная рекомендация интерьерных дизайнеров сезона 2016/2017 всем, кто хочет модно оформить свое пространство? Главное, чтобы в этом пространстве была какая-то эффектная точка, центр притяжения для хронического «селфиста». То есть на интерьер вы должны смотреть с точки зрения пользователя социальных сетей. Тот же самый взгляд распространился на музеи и галереи. Если на выставке не делают селфи – плохая выставка. Да что там далеко ходить! Взгляните, что нынче творится на Площади Святого Петра в Риме или около «Джоконды» в Париже – там не смотрят, там снимают.

Именно это сумасшедшее фиксирование визуального потока, где смешно упавший мужик приравнивается к «клевой картине» (или ее части) из некоего музея, и стало камнем преткновения. Что греха таить, любители бесконечной съемки на вернисажи приманивают больше зрителей, чем все критики во всех газетах и журналах. Это уже факт. Но насколько ценна такая аудитория?
Британские музейщики бросились к психологам, которые им открыли глаза на очевидные вещи: человек, для которого итогом общения с произведением искусства становится фотокадр, – это почти неандерталец. Он просто указывает на предмет – смотри, вон что! – не вступая с ним в диалог. Сами того не желая, превращаем культурных людей в варваров. Срочно тушим свет!

Теперь задача всякого уважающего себя арт-деятеля – заставить посетителя чуть дольше задержаться, посмотреть чуть пристальней, по возможности, задуматься. И на этот случай можно рассмотреть два варианта развития событий. Либо прикрутить к техническим устройствам какие-нибудь новые опции: допустим, наводишь смартфон на картину, а он начинает тебе сыпать сведениями о художнике и эпохе. Случаются опции и креативней – все изощряются как могут. А можно по старинке: немедленно убрал камеру! Сделал селфи – вон из храма!
 

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Москве открывается выставка к 100-летию Бергмана

    Выставка «Бергман. Метаморфозы» к 100-летию со дня рождения Ингмара Бергмана, открылась в Москве во вторник, 13 ноября, и продлится до 16 декабря.   «Выставка будет построена как несколько своеобразных пространств, с одной стороны, посвященных агрессии, с другой - форме психологизма в кино, насколько он сейчас остается актуальным, с третьей - вообще личной жизни Бергмана», - цитирует ТАСС слова куратора выставки, искусствоведа Карины Караевой. ...
  • В Москве откроется выставка, посвященная театральному художнику Валентине Смирновой

    В Москве готовится к открытию выставка, посвященная 70-летию со дня рождения театрального художника Валентины Смирновой (1948 - 2018). Экспозиция «От промышленной игрушки к возрождению Петрушки» пройдет с 22 ноября по 9 декабря в Доме-музее Ермоловой на Тверском бульваре. ...
  • Выставка Михаила Шемякина откроется в Москве

    С 21 ноября по 27 января в Московском музее современного искусства (ММОМА) состоится ретроспективная выставка «Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская», к 75-летнему юбилею художника. Экспозиция охватит ключевые периоды творчества художника и все направления его деятельности. ...
  • В «Новом Иерусалиме» представлены работы Роберта Фалька

    До 9 декабря в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» проводится выставка «Роберт Фальк. Грани творчества», которая представляет живописные и графические работы мастера из собрания музея «Новый Иерусалим» и еще шести российских музеев, в том числе ГМИИ им. ...
Читайте также