Павел Сафонов: «Вышло и смешно, и страшно»

Спектакль «Горе от ума» предложили выдвинуть на «Звезду Театрала»

 
Постановку Павла Сафонова «Горе от ума» по пьесе Грибоедова, вышедшую в декабре в Театре на Малой Бронной, предложили выдвинуть на премию «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Большая форма». Самого Сафонова зрители отметили в категории «Лучший режиссер», а Театр на Малой Бронной – в номинации «Лучший театр».

Напоминаем, что до завершения приема зрительских заявок осталось всего две недели. Уже в начале июня на их основе будет сформирован лонг-лист, после чего начнется голосование, которое определит тройку лидеров в каждой из пятнадцати номинаций. С сентября до конца ноября публике предстоит выбрать из троих финалистов лучшего. Имена лауреатов, набравших наибольшее количество голосов, будут объявлены на торжественной церемонии в Театре им. Вахтангова в первый понедельник декабря. В преддверии голосования «Театрал» поговорил с Павлом Сафоновым о том, как создавалась постановка.

– Павел, сценография спектакля довольна аскетична. Как родилось решение?

– Я уже ставил на Бронной классические тексты «Тартюфа» и «Сирано», которые, несмотря на свою классичность, все же связаны с не очень знакомым нам пространством Парижа. А тут – Москва… С одной стороны, нам близок быт этого города, с другой, именно в этом и заключается сложность. Не хотелось делать историю умозрительной, поэтому вместе с художником Мариусом Яцовскисом мы решили отказаться от изразцовых печей и прочих атрибутов того времени. Так возникла черно-белая и довольно условная в своем быту сценография, на фоне которой становятся особенно выпуклыми персонажи, которые могут жить и, наверное, действительно живут сегодня.

Пойдя по этому пути, мы дошли до современности. В спектакле есть референс гламурных московских вечеринок, где все пытаются быть не теми, кто они есть на самом деле, блистать всеми красками одежды и обсуждаемых тем, при этом теряя себя.

– Вы имеете в виду сцену бала?

– Да, это сцена, в которой мы стремились показать людей на грани безумия, когда они готовы одеться во что угодно, сменить и лицо, и пол, лишь бы приподняться над остальными. Костюмы для спектакля сшила художник Евгения Панфилова, и мне кажется, это потрясающая работа. Вышло и красиво, и страшно, и смешно, и фантасмагорично. Но несмотря на то, что в этих нарядах читается современность, все же они решены через форму театра. Поэтому ощущение, что все происходит в абстрактном и условном мире, все равно сохраняется. В то же время нам не хотелось терять поэтичность и фантастичность самой пьесы.

– Что такой человек, как Чацкий, мог бы сказать Москве наших дней?

– Вы знаете, знаменитый монолог Чацкого «А судьи кто?» нередко заканчивается аплодисментами: слова о процветании лицемерия и фальши вызывают отклик до сих пор.

Законы по-прежнему никому не интересны – все совершается «по понятиям». И люди настолько с этим сживаются, что даже не в состоянии услышать человека, который пытается сказать им: «Ребят, вы чего, так нельзя». Нельзя одной рукой бить, а другой – совершать красивые жесты. Нельзя одной рукой воровать, а второй – проводить благотворительные акции.


В сущности, говоря о жестокостях крепостного права, Чацкий говорит людям, оказавшимся у власти, о необходимости иметь стыд и хоть какое-то представление о справедливости.

– Чем вам лично близок этот персонаж?

– Наверное, тем, что он пытается сохранить себя, свое я, свой голос и верность (хотя, может быть, и наивную) своей любви. С одной стороны, он терпит поражение в этом вихре призраков, неживых фигур, с которыми вынужден бороться, с другой, побеждает – именно потому, что остается тем, кто он есть, не предает свое понимание жизни.

– Почему у Софьи все сложилось по-другому?

– Сначала они с Чацким были заодно, смотрели на мир вместе, были парой, которая должна была и дальше идти рука об руку и, может быть, что-то менять в устройстве жизни. Но Чацкий уехал, и за то время, пока его не было, среда, в которой воспитывалась Софья, грубо говоря, ее перекоммутировала, перемолола. Она сбилась с толку, хотя все равно ищет какой-то путь исходя из собственных чувств и стандартов. Безусловно, она не глупый человек, но для нее это история драматическая. Мне кажется, у исполнительницы этой роли Полины Чернышовой получилась очень необычная героиня.

– Что вы хотели сказать зрителю этой постановкой?

– Будучи очень талантливым человеком, Чацкий, безусловно, должен был быть принят этой страной. Он мог сделать для нее много полезного и важного. Но он не смог реализоваться, потому что вокруг царит безумие и бесправие. И все-таки Чацкий, в отличие от Молчалина, Фамусова или Скалозуба, не пожертвовал своей личностью в угоду карьерным поползновениям, успеху, который сейчас считается главным завоеванием.

Мне кажется, человек не совершит необратимых поступков, если сохранит в себе верность детским идеалам. Наверное, это было одно из важнейших ощущений.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Константин Райкин ставит новый спектакль

    В «Сатириконе» начинаются репетиции спектакля по пьесе российского драматурга Даны Сидерос «Всем кого касается». Новый спектакль выйдет на большой сцене в марте.   Материал для постановки выбрал Константин Райкин, которого привлекла «притчевость и документальность» пьесы, «множество узнаваемых, близких, больных и родных ситуаций». ...
  • Ноябрьский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете: - Что Александр Калягин ответил Андрею Кончаловскому; - Как Марк Розовский напел Пушкина; - О чем спорят герои Алексея Гуськова и Геннадия Хазанова в новом спектакле Римаса Туминаса; - За что Михаила Ефремова любят пожилые учительницы; - В чем секрет успеха режиссера Алексея Франдетти; - Что думает Александр Ширвиндт о пенсионной реформе; - Как выглядит жизнь «Ленкома» из-за кулис: экскурсию провел директор театра; - Кто для Елены Санаевой всегда был строгим критиком; - В каком ресторане подают любимое блюдо Олега Табакова; - Почему музеи стали напоминать супермаркет: мнение эксперта; - Где развеять скуку в ноябре: репертуар театров; - О чем говорили директора театров на Форуме театральных менеджеров. ...
  • Театр Джигарханяна покажет премьеру по пьесе Булгакова «Кабала святош»

    Театр под руководством Армена Джигарханяна выпускает новый спектакль «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьерные показы состоятся 26 и 27 октября. «Трагическая судьба пьесы Булгакова, впервые поставленной в 1936 году и снятой с репертуара после семи аншлагов, так созвучна сегодняшнему дню», - отметили в пресс-службе театра. ...
  • ЦАТРА готовит премьеру «Главная роль»

    В Театре Российской армии поставили новый музыкальный спектакль «Главная роль». В основе пьесы Михаила Лифшица – классический конфликт трех поколений: пожилых родителей, взрослых детей и внуков. «Главная мысль заключается в том, что эгоизм материнской любви можно преодолеть только в том случае, если у женщины возникает уверенность, что она любима и нужна своим детям и внукам», – рассказали о постановке в пресс-службе театра. ...
Читайте также