Триумф маленьких людей

Каннское жюри приняло спорные решения

 
Каннский фестиваль завершился раздачей наград лучшим фильмам. Решения жюри под председательством Кейт Бланшетт оказались спорными и явно несут на себе следы борьбы между художественными и конъюнктурными критериями.

Церемония началась с того, что Бланшетт напомнила о двух режисерах конкурса, которые не смогли приехать в Канны «по политическим мотивам». Она обратилась к ним: «Джафар Панахи и Кирилл Серебренников, мы вами восхищаемся, сегодня мы всем сердцем с вами».  Однако если Панахи наградили призом за сценарий фильма «3 лица», то «Лето» Серебренникова осталось без официальных призов. Правда, фильм был отмечен присуждаемой отдельным жюри наградой Cannes Soundtrack Award за лучшее музыкальное оформление: ее получили Рома Зверь и Герман Осипов.
 
«Золотая пальмовая ветвь» досталась японскому фильму «Магазинные воришки». Режиссер Хирокадзу Корээда уже пятый раз участвует в каннском конкурсе; были у него картины и посильнее, но счастье улыбнулось последней. Фильм погружает зрителей в повседневный быт странной семьи, живущей за чертой бедности и промышляющей воровством в супермаркетах с активным участием детей. Странность в том, что это и не семья как таковая, а союз обездоленных людей, которые прибились друг к другу и поддерживают в бездушном социуме. Негромкий, немного сентиментальный, лишенный пафоса гуманизм этой картины, очевидно, и привел ее к высшей каннской награде, о которой мечтают все кинематографисты мира.
 
Маленькие люди, пытающиеся сохранить свое достоинство в агрессивном мире, стали героями и других награжденных фильмов. Это Марчелло из картины Маттео Гарроне «Догмэн», моющий и причесывающий собак в маленьком итальянском городке, который терроризирует  бывший боксер-отморозок. Сыгравший роль тщедушного парикмахера Марчелло Фонте признан лучшим актером фестиваля. А лучшей актрисой – Самал Еслямова из казахстанско-российского фильма «Айка» Сергея Дворцевого. Ее героиня – 25-летняя мигрантка родом из Киргизии, пытающаяся встать на ноги во враждебной Москве. Ее преследуют кредиторы, обманывают работодатели, а главное, она оставила в роддоме ребенка: фильм и появился в результате анализа подобных историй, происходящих в реальности.
 
Еще один приз – он называется просто Призом жюри – достался ливанскому фильму «Капернаум» режиссера Надин Лабаки, опять же о бедных людях и их обездоленных детях. Этой картине прочили даже главную награду, ведь она не только злободневна, но вдобавок снята режиссером-женщиной, что по нынешним временам дает дополнительное очко в игре. Однако дело ограничилось более скромной наградой. Приз за сценарий (вернее, его половина, потому что другая досталась Джафару Панахи) получила итальянка Аличе Рорвахер за очаровательную, полную нежной фантазии мистерию «Счастливый Лазарь», в которой тема бедности и эксплуатации обыграна совсем не банально.
 
Большой приз жюри присужден Спайку Ли за фильм-сатиру «Черный клановец» о борьбе с расизмом в американской глубинке: чтобы победить его, чернокожий полицейский с коллегой-евреем внедряются в структуры Ку-клукс-клана. Приз за лучшую режиссуру увез из Канн поляк Павел Павликовский: его «Холодная война» – наполненная народной и джазовой музыкой любовная драма, завязывающаяся на руинах Второй мировой войны в Польше, потом перетекающая в Берлин, Югославию и Париж и трагически разрешающаяся в польской деревне.
 
Если вы подумали, что французы остались ни с чем в Каннах, это, разумеется, не так. Специальная «Золотая пальмовая ветвь» была изобретена, чтобы присудить ее патриарху авангардного кино 87-летнему Жан-Люку Годару, чей новый  фильм «Образ и речь» тоже участвовал в конкурсе. А вот двум именитым азиатам – китайцу Цзя Чжанкэ и корейцу Ли-Чанг-дону – ничего не придумали. Особенно обидно за многозначную, художественно безупречную картину Ли Чанг-дона «Пылающий»: хорошо еще, что критики присудили ей свой приз ФИПРЕССИ.
 
В программе «Особый взгляд» тоже был свой конкурс. Его победительницей стала датско-шведская картина «Граница» режиссера Али Аббаси, в которой современная драматическая реальность препарирована через сказочно-фантастическую и фольклорную форму. А призом за режиссуру награжден Сергей Лозница за «Донбасс» –  фильм-гротеск о нравах современной «Новороссии». В программе короткого метра Синефондасьон одним из победителей (второй приз) стал фильм «Календарь» Игоря Поплаухина, выпускника Московской школы нового кино.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Объявлены номинанты на премию «Сезар»

    В среду, 23 января, в Париже объявили номинантов на французскую кинопремию «Сезар». В категории «Лучший фильм» представлены семь фильмов, в их числе работы Жака Одияра, Пьера Сальвадори  и Жиля Леллуша. На звание «Лучшего фильма» претендуют «Боль» Эммануэля Финкеля, «Братья Систерс» Жака Одияра и «Непотопляемые» Жиля Леллуша, «На свободе»  Пьера Сальвадори, «Опекунство» Ксавье Леграна, «Ги» Алекса Лутца, «Младенец»  Жанны Эрри. ...
  • Объявлены номинанты на «Оскар»

     Американская академия киноискусств объявила номинантов на премию «Оскар». Драма Альфонсо Куарона «Рома» и комедия Йоргоса Лантимоса «Фаворитка» стали лидерами по числу номинаций. Как сообщает ТАСС, каждая из этих кинолент получила по 10 номинаций. ...
  • Создателей фильма «Лев Яшин» оштрафуют на несколько миллионов

    Создателей фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» оштрафуют на несколько миллионов рублей за задержку выпуска картины. Картина Василия Чигинского снята в жанре биографической драмы и посвящена истории жизни и карьеры знаменитого советского вратаря. ...
  • В Петербурге снимают фильм о Мариинском театре в годы блокады

    Молодые петербургские кинематографисты работают над полнометражным фильмом «Ленинградская сюита». Картина посвящена жизни артистов балета Мариинского театра во времена блокады Ленинграда. Как сообщается на сайте фильма, это история о жизни артистки балета Саши, живущей в блокадном Ленинграде с тяжелобольным отцом - талантливым композитором. ...
Читайте также