Театр.doc осиротел

Умерла Елена Гремина

 
Эта весна стала для театрального сообщества временем тяжелых потерь и потрясений. Не успели мы обрадоваться за Алексея Малобродского, освобожденного из СИЗО, как пришло новое страшное известие. Скончалась Елена Гремина. Умерла спустя 1,5 месяца после мужа, Михаила Угарова, и тоже от сердечного приступа. У них обоих было слишком большое и неравнодушное сердце, в котором всегда стучал «пепел Клааса».
 
 Ушли оба создателя и бессменных руководителя Театра.doc, который стал для России совершенно новым культурным явлением – местом свободы, местом гражданского высказывания и сопротивления. Местом, где рождалась и вставала на ноги молодая драматургия. Маленький частный театр, сначала ютившийся в подвале на Трехпрудном, доказал, что театр может существовать без госфинансирования, на общественном договоре со зрителем, и быть при этом центром культурной жизни. Тут всегда происходило что-то важное: читки, фестивали, лаборатории… Мало того, что театр внес в наш обиход понятие документальной драмы и техники verbatim, которая теперь где только не применяется, мало того, что он стал стартовой площадкой для многих авторов и режиссеров, теперь работающих по всей стране, да и в Европе тоже, он выработал свой этический кодекс, ставший его формой и содержанием:  здесь говорят правду, только правду и ничего, кроме правды.
      
Сюда приходила молодежь, искавшая живого слова, контакта с реальностью и осмысленности дела. И Театр.doc, действительно, стал своим делом для очень многих людей – драматургов, артистов, режиссеров, критиков. Елена Гремина по-матерински принимала всех, окружала заботой и вниманием, а Михаил Угаров по-отцовски учил, воспитывал, вправлял мозги… Зрители, приходившие сюда, тоже быстро становились своими – членами братства, так что зал и сцена были заодно. Да и не было никакой сцены и зала: было общее пространство, где люди сидели на полу, на подоконниках. Можно было бы сказать – висели на люстрах, но люстр в этом театре тоже никогда не было.
 
Это был настоящий театр-дом, о котором так громко говорили с высоких трибун защитники традиционного искусства. Но он уже давно покинул их мертвые академические стены с колоннами и поселился в тесной каморке у Миши и Лены. И когда пришла беда и театр выгнали из родного подвала, который до  сих пор стоит опечатанным и никому не нужным, новое помещение искали, расчищали и ремонтировали всем миром. Елена Гремина говорила, что тот первый переезд из Трехпрудного её подкосил, стал ударом, от которого она так до конца и не оправилась. Хотя потом был и домик на Разгуляе, и целых два зала на Курской… Они шутили, что Док стал театром, который переезжает. И еще – театром, который не сдается. Ни отказы арендодателей, ни рейды полицейских с собаками, ни регулярные визиты пожарной охраны, считавшей своим долгом прицепиться к каждой лампочке, лишь бы найти повод оштрафовать, а еще лучше закрыть неугодный театр, не останавливали Гремину и Угарова. Они занимались тем, чем считали нужным, делали то, что диктовала совесть.
 
Они единственные в нашем театре говорили о замученном в тюрьме Сергее Магнитском, об узниках Болотного дела, о событиях на Украине и в Беслане. Они не боялись прямого гражданского высказывания – ни в эстетическом, ни в политическом смысле. И судя по тому, как настойчиво власть старалась закрыть этот маленький упрямый театр, чья аудитория несравнима с огромной телевизионной, его голос, тем не менее, очень хорошо слышали.

Не представляю, как Док будет жить теперь, через пару месяцев ему снова предстоит переезд в неизвестность. Так что пока он работает, сходите на спектакли, поставленные Еленой Греминой и Михаилом Угаровым, это лучший способ их помянуть.
 
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Театр останется независимой площадкой»

    Режиссер и педагог, руководитель мастерской в Школе-студии МХАТ Дмитрий БРУСНИКИН подтвердил «Театралу» свое назначение на пост художественного руководителя московского театра «Практика» (информация о кадровых изменениях в театре появилась во вторник, 8 мая). ...
  • «Освобожденный Ширвиндт»

    Когда круглогодичного ажиотажа с расширением тротуаров еще не было, а что-то для благоустройства Москвы для наглядности надо было обозначить, перетаскивали Пушкина через улицу Горького туда и обратно. Дорого, бессмысленно, но – деятельность. ...
  • Погиб режиссер Юрий Томошевский

    В Германии на 62-м году жизни скончался актер и театральный режиссер Юрий Томошевский. «Пятого мая 2018 года трагически погиб в результате несчастного случая актер и режиссер, заслуженный деятель искусств России Юрий Валентинович Томошевский, - сообщается на странице «ВКонтакте» Романтического театра, который возглавлял Юрий Томошевский. ...
  • Ксения Ларина: «Ни адвокатов, ни жену к нему не пускали»

    Фото: композитор Александр Маноцков, режиссер Рузанна Мовсесян, переводчик Ольга Варшавер, пришедшие в Басманный суд поддержать Алексея Малобродского, и врачи скорой реанимационной помощи Около половины шестого вечера 10 мая продюсер Алексей Малобродский, проходящий обвиняемым по уголовному делу «Седьмой студии», был госпитализирован в Московскую городскую больницу № 20. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр.doc осиротел

    Эта весна стала для театрального сообщества временем тяжелых потерь и потрясений. Не успели мы обрадоваться за Алексея Малобродского, освобожденного из СИЗО, как пришло новое страшное известие. Скончалась Елена Гремина. ...
  • Бастрыкин отпускает Малобродского. Прощальный подарок?

    По странному стечению обстоятельств информация о том, что СКР принял решение отпустить Алексея Малобродского под подписку о невыезде совпала с появлением сообщений о грядущей отставке Бастрыкина и отправке его на почетную пенсию в Конституционный суд. ...
  • К ввозу-вывозу готовы?

    В самом конце прошлого года, практически уходя на каникулы, Государственная Дума вместе с Советом Федерации приняли поправки к закону о «Вывозе и ввозе культурных ценностей», который явно и давно с 1993 года нуждался в реновации. ...
  • Траур раздора

    У нас в стране беда всегда объединяла. В тяжкую минуту нормальные люди с душой, способной сопереживать, словно становились друг к другу плечом, и, забыв о былых разногласиях, вместе переносили боль. Самые сильные – молча. ...
Читайте также