«Мы сами загоняем себя в клетку»

 
Постановку «Душная ночь» по одноименной монопьесе Ильи Члаки готовится представить на сцене ЦДР режиссер Наталья ВОЛОШИНА. Вместе с ней над спектаклем работали сценограф Николай Рощин, композитор Иван Волков и группа «А.Р.Т.О.». По замыслу авторов, зрители станут присяжными на судебном процессе о неразделенной любви. Подробнее о новой работе «Театрал» поговорил с режиссером.
 
– Наталья, как родился замысел спектакля?
– Долго анализировала, что же послужило импульсом, в результате поняла, что, пожалуй, те перипетии, которые довелось пережить нашей труппе и которые в результате закончились потерей театра. Когда началась история с разгоном «А.Р.Т.О.», мы с ребятами репетировали другую пьесу, но работа не клеилась. Потом у нас забрали площадку, и стало окончательно ясно, что все закончится печально. И вот на волне этой безысходности начал возникать спектакль «Душная ночь». Так совпало, что я хотела попробовать себя как постановщик, а кинорежиссер и начинающая актриса Раушания Рахимова, напротив, хотела выйти на сцену. В результате она играет в спектакле главную роль. Впоследствии к нам присоединились Николай Рощин и Иван Волков, которым я очень благодарна, без них ничего бы не получилось.

– От чего вы отталкивались в этой работе?
– Пьеса представляет собой тридцатистраничный монолог женщины, которая страдает от неразделенной любви. Однако мне не хотелось идти по пути моноспектакля, поэтому мы стали искать другие способы выразительности. Задача заключалась в том, чтобы, с одной стороны, уйти от мелодраматичности, с другой – от линейности повествования. В результате спектакль приобрел абсурдистские формы, чего мне на самом деле и хотелось.

– То есть по жанру это не драма?
–  Нет, я бы сказала, что это фантасмагория или фарс. Представьте: начинается спектакль, в зале стоит тревожный гул, в клетке сидит женщина. За ее спиной – судебные приставы. Картина довольно серьезная. И вдруг: «Жила-была девочка Намына…». Это звучит легенда, которую Николай Рощин привез из Якутии, где был на гастролях с Александринским театром. Зрители с более или менее подвижным мышлением сразу же понимают, что никаких логических связей искать не следует. Нужно просто откликаться на то, что видишь в данную секунду. Это самое ценное, пожалуй.

В общем, у нас нет строгих жанровых границ, здесь есть все – и драма, и комедия. Но больше, конечно, абсурда, морока и гротеска.  

– За что судят героиню?
– Когда человек доходит в любви до последней черты, случаются страшные вещи. Вспомните Медею, которая убила своих детей. Мы хотели показать, что будет, если довести безответную любовь до предельной точки, когда человек способен на все. Отсюда естественным образом возникает судебное заседание. И, тем не менее, повторюсь, жанрово спектакль не тяготеет к трагедии. Сами тексты, которые мы переписывали и меняли несколько раз, больше похожи на тексты Хармса.

– Вы также включили в спектакль тексты обвинительных актов. Какую роль они играют?  

– Начну с того, что мы сочинили их сами. За образец взяли тексты реальных обвинений, чтобы все было достоверно по форме, но само содержание – вымысел. Я опять же не настаиваю на том, что оно обязательно должно быть смешным. Кому-то может быть смешно, а кому-то страшно.

– Что представляет собой сценическое решение Николая Рощина?
– В центре сценического пространства – клетка. Она родилась из внутреннего состояния героини – одиночества, ощущения запертости, невозможности вырваться и отделаться от навязанных стандартов, которые въедаются в нас так глубоко, что начинают восприниматься как собственные. В эту клетку мы загоняем себя сами. Вокруг нее выстроилась вся остальная сценография.

Подсознательное состояние героини мы стремились передать с помощью видеоряда. Он транслирует нагромождение образов, которые существуют в ее голове. По сути, это поток сознания современного человека – все, что мы видим в кино, слышим по телевизору, ведь наш мозг невольно воспроизводит то, что внушает ему информационное поле. Здесь, например, дедушка Ленин, вечный образ, который теперь уже стал элементом массовой культуры. Кроме этого, для спектакля мы сняли небольшую киноленту «Похороны любви» (сцена с таким названием есть в пьесе, и мы решили не играть ее на площадке, а вынести на экран).

– Что вы хотели сказать зрителю этим спектаклем?
– Те зрители, которые придут увидеть, до чего можно дойти под влиянием чувства, надеюсь, получат ответы на свои вопросы. Но смысл в том, что история доводится до бреда: перед смертью к героине являются любые призраки ее настоящего и прошлого, а реальность не отличить от фантазий. Мы не хотели навязывать никаких конкретных мыслей. Мы просто дали срез человеческого сознания. Хотя, по сути дела, все это послужило лишь поводом для театра.

Напоминаем, что понравившиеся премьерные работы до конца мая можно выдвинуть на премию Звезда Театрала. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Умерла актриса Александра Назарова

    Народная артистка России Александра Назарова умерла 20 августа на 80-м году жизни, об этом сообщили на сайте Театра им. Ермоловой.   «Только что пришло горькое известие: не стало удивительной, прекрасной, уникальной Александры Ивановны Назаровой. ...
Читайте также


Читайте также

  • Максим Диденко поставит спектакль по роману Сорокина

    Максим Диденко представит 6 и 7 ноября премьеру спектакля «Норма» по одноименному роману Владимира Сорокина. Постановка станет совместной работой Театра на Малой Бронной и Мастерской Брусникина. Об этом сообщает пресс-служба проекта. ...
  • РАМТ откроет сезон «Зобеидой»

    Свой 99-й сезон Российский молодежный театр откроет в новом театральном пространстве – недавно появившемся здесь Театральном дворе – постановкой Олега Долина «Зобеида» по сказке Карло Гоцци.   Премьера состоится 27 августа в 21. ...
  • Большой театр объявил конкурсный набор в детский хор

    14 и 15 сентября во вспомогательном корпусе Большого театра (Копьёвский пер., д. 3, под. №5) состоятся прослушивания в детский хор. К конкурсу допускаются дети в возрасте от 6 до 12 лет. Соискателям необходимо подготовить три песни без сопровождения. ...
  • В Северной столице немцы представят «Утопию»

    В рамках Театральной олимпиады 7, 8 и 14 сентября в Санкт-Петербурге состоится премьера нового променад-спектакля «Утополис Петербург» от всемирно известной немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Ранее проект был представлен только жителям Манчестера под названием Utopolis Manchester. ...
Читайте также