«Мы сами загоняем себя в клетку»

 
Постановку «Душная ночь» по одноименной монопьесе Ильи Члаки готовится представить на сцене ЦДР режиссер Наталья ВОЛОШИНА. Вместе с ней над спектаклем работали сценограф Николай Рощин, композитор Иван Волков и группа «А.Р.Т.О.». По замыслу авторов, зрители станут присяжными на судебном процессе о неразделенной любви. Подробнее о новой работе «Театрал» поговорил с режиссером.
 
– Наталья, как родился замысел спектакля?
– Долго анализировала, что же послужило импульсом, в результате поняла, что, пожалуй, те перипетии, которые довелось пережить нашей труппе и которые в результате закончились потерей театра. Когда началась история с разгоном «А.Р.Т.О.», мы с ребятами репетировали другую пьесу, но работа не клеилась. Потом у нас забрали площадку, и стало окончательно ясно, что все закончится печально. И вот на волне этой безысходности начал возникать спектакль «Душная ночь». Так совпало, что я хотела попробовать себя как постановщик, а кинорежиссер и начинающая актриса Раушания Рахимова, напротив, хотела выйти на сцену. В результате она играет в спектакле главную роль. Впоследствии к нам присоединились Николай Рощин и Иван Волков, которым я очень благодарна, без них ничего бы не получилось.

– От чего вы отталкивались в этой работе?
– Пьеса представляет собой тридцатистраничный монолог женщины, которая страдает от неразделенной любви. Однако мне не хотелось идти по пути моноспектакля, поэтому мы стали искать другие способы выразительности. Задача заключалась в том, чтобы, с одной стороны, уйти от мелодраматичности, с другой – от линейности повествования. В результате спектакль приобрел абсурдистские формы, чего мне на самом деле и хотелось.

– То есть по жанру это не драма?
–  Нет, я бы сказала, что это фантасмагория или фарс. Представьте: начинается спектакль, в зале стоит тревожный гул, в клетке сидит женщина. За ее спиной – судебные приставы. Картина довольно серьезная. И вдруг: «Жила-была девочка Намына…». Это звучит легенда, которую Николай Рощин привез из Якутии, где был на гастролях с Александринским театром. Зрители с более или менее подвижным мышлением сразу же понимают, что никаких логических связей искать не следует. Нужно просто откликаться на то, что видишь в данную секунду. Это самое ценное, пожалуй.

В общем, у нас нет строгих жанровых границ, здесь есть все – и драма, и комедия. Но больше, конечно, абсурда, морока и гротеска.  

– За что судят героиню?
– Когда человек доходит в любви до последней черты, случаются страшные вещи. Вспомните Медею, которая убила своих детей. Мы хотели показать, что будет, если довести безответную любовь до предельной точки, когда человек способен на все. Отсюда естественным образом возникает судебное заседание. И, тем не менее, повторюсь, жанрово спектакль не тяготеет к трагедии. Сами тексты, которые мы переписывали и меняли несколько раз, больше похожи на тексты Хармса.

– Вы также включили в спектакль тексты обвинительных актов. Какую роль они играют?  

– Начну с того, что мы сочинили их сами. За образец взяли тексты реальных обвинений, чтобы все было достоверно по форме, но само содержание – вымысел. Я опять же не настаиваю на том, что оно обязательно должно быть смешным. Кому-то может быть смешно, а кому-то страшно.

– Что представляет собой сценическое решение Николая Рощина?
– В центре сценического пространства – клетка. Она родилась из внутреннего состояния героини – одиночества, ощущения запертости, невозможности вырваться и отделаться от навязанных стандартов, которые въедаются в нас так глубоко, что начинают восприниматься как собственные. В эту клетку мы загоняем себя сами. Вокруг нее выстроилась вся остальная сценография.

Подсознательное состояние героини мы стремились передать с помощью видеоряда. Он транслирует нагромождение образов, которые существуют в ее голове. По сути, это поток сознания современного человека – все, что мы видим в кино, слышим по телевизору, ведь наш мозг невольно воспроизводит то, что внушает ему информационное поле. Здесь, например, дедушка Ленин, вечный образ, который теперь уже стал элементом массовой культуры. Кроме этого, для спектакля мы сняли небольшую киноленту «Похороны любви» (сцена с таким названием есть в пьесе, и мы решили не играть ее на площадке, а вынести на экран).

– Что вы хотели сказать зрителю этим спектаклем?
– Те зрители, которые придут увидеть, до чего можно дойти под влиянием чувства, надеюсь, получат ответы на свои вопросы. Но смысл в том, что история доводится до бреда: перед смертью к героине являются любые призраки ее настоящего и прошлого, а реальность не отличить от фантазий. Мы не хотели навязывать никаких конкретных мыслей. Мы просто дали срез человеческого сознания. Хотя, по сути дела, все это послужило лишь поводом для театра.

Напоминаем, что понравившиеся премьерные работы до конца мая можно выдвинуть на премию Звезда Театрала. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Хотелось показать «изнанку» театра»

    На этот раз зрители попадают в театр не привычным способом – через главный вход со стороны Театральной площади, а через арку на Большой Дмитровке. Первое, что бросается в глаза при входе во двор – крошечная дощатая сцена. ...
  • БДТ готовит премьеру со Светланой Крючковой в главной роли

    Спектакль «Жизнь впереди» (по роману Ромена Гари) пополнит репертуар БДТ им. Товстоногова 19 июня. Постановка режиссера Романа Мархолиа станет очередной работой, в которой главную роль сыграет Светлана Крючкова (напомним, в ноябре 2015 году Мархолиа выпустил спектакль «Игрок» по Достоевскому, в котором народная артистка РФ играет Антониду Васильевну). ...
  • Театр post представит премьеру о музыке 70-х

    Театр post готовится представить премьеру «Два перстня» по новому тексту белорусского драматурга Павла Пряжко. Показ состоится 24 июня на площадке «Скороход» в Санкт-Петербурге, информирует сайт театра. Спектакль «Два перстня», составленный из песен советской эстрады 1970-х годов, станет своего рода приквелом другой постановки театра – «Диджей Павел», в котором звучат хиты 80-х. ...
  • Фоменки получат «Завещание Чарльза Адамса»

    На Новой сцене «Мастерской П. Фоменко» 24 июня состоится премьера комедии «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных». Режиссер-постановщик – Олег Глушков. «Источником вдохновения для создателей спектакля стало черно-белое кино и винтажные комиксы, немой кинематограф, детективы сэра Альфреда Хичкока, истории в стиле арт-нуар, готические фантазии Тима Бертона, сказка о Белоснежке и история о Ромео и Джульетте. ...
Читайте также