«Мы сами загоняем себя в клетку»

 
Постановку «Душная ночь» по одноименной монопьесе Ильи Члаки готовится представить на сцене ЦДР режиссер Наталья ВОЛОШИНА. Вместе с ней над спектаклем работали сценограф Николай Рощин, композитор Иван Волков и группа «А.Р.Т.О.». По замыслу авторов, зрители станут присяжными на судебном процессе о неразделенной любви. Подробнее о новой работе «Театрал» поговорил с режиссером.
 
– Наталья, как родился замысел спектакля?
– Долго анализировала, что же послужило импульсом, в результате поняла, что, пожалуй, те перипетии, которые довелось пережить нашей труппе и которые в результате закончились потерей театра. Когда началась история с разгоном «А.Р.Т.О.», мы с ребятами репетировали другую пьесу, но работа не клеилась. Потом у нас забрали площадку, и стало окончательно ясно, что все закончится печально. И вот на волне этой безысходности начал возникать спектакль «Душная ночь». Так совпало, что я хотела попробовать себя как постановщик, а кинорежиссер и начинающая актриса Раушания Рахимова, напротив, хотела выйти на сцену. В результате она играет в спектакле главную роль. Впоследствии к нам присоединились Николай Рощин и Иван Волков, которым я очень благодарна, без них ничего бы не получилось.

– От чего вы отталкивались в этой работе?
– Пьеса представляет собой тридцатистраничный монолог женщины, которая страдает от неразделенной любви. Однако мне не хотелось идти по пути моноспектакля, поэтому мы стали искать другие способы выразительности. Задача заключалась в том, чтобы, с одной стороны, уйти от мелодраматичности, с другой – от линейности повествования. В результате спектакль приобрел абсурдистские формы, чего мне на самом деле и хотелось.

– То есть по жанру это не драма?
–  Нет, я бы сказала, что это фантасмагория или фарс. Представьте: начинается спектакль, в зале стоит тревожный гул, в клетке сидит женщина. За ее спиной – судебные приставы. Картина довольно серьезная. И вдруг: «Жила-была девочка Намына…». Это звучит легенда, которую Николай Рощин привез из Якутии, где был на гастролях с Александринским театром. Зрители с более или менее подвижным мышлением сразу же понимают, что никаких логических связей искать не следует. Нужно просто откликаться на то, что видишь в данную секунду. Это самое ценное, пожалуй.

В общем, у нас нет строгих жанровых границ, здесь есть все – и драма, и комедия. Но больше, конечно, абсурда, морока и гротеска.  

– За что судят героиню?
– Когда человек доходит в любви до последней черты, случаются страшные вещи. Вспомните Медею, которая убила своих детей. Мы хотели показать, что будет, если довести безответную любовь до предельной точки, когда человек способен на все. Отсюда естественным образом возникает судебное заседание. И, тем не менее, повторюсь, жанрово спектакль не тяготеет к трагедии. Сами тексты, которые мы переписывали и меняли несколько раз, больше похожи на тексты Хармса.

– Вы также включили в спектакль тексты обвинительных актов. Какую роль они играют?  

– Начну с того, что мы сочинили их сами. За образец взяли тексты реальных обвинений, чтобы все было достоверно по форме, но само содержание – вымысел. Я опять же не настаиваю на том, что оно обязательно должно быть смешным. Кому-то может быть смешно, а кому-то страшно.

– Что представляет собой сценическое решение Николая Рощина?
– В центре сценического пространства – клетка. Она родилась из внутреннего состояния героини – одиночества, ощущения запертости, невозможности вырваться и отделаться от навязанных стандартов, которые въедаются в нас так глубоко, что начинают восприниматься как собственные. В эту клетку мы загоняем себя сами. Вокруг нее выстроилась вся остальная сценография.

Подсознательное состояние героини мы стремились передать с помощью видеоряда. Он транслирует нагромождение образов, которые существуют в ее голове. По сути, это поток сознания современного человека – все, что мы видим в кино, слышим по телевизору, ведь наш мозг невольно воспроизводит то, что внушает ему информационное поле. Здесь, например, дедушка Ленин, вечный образ, который теперь уже стал элементом массовой культуры. Кроме этого, для спектакля мы сняли небольшую киноленту «Похороны любви» (сцена с таким названием есть в пьесе, и мы решили не играть ее на площадке, а вынести на экран).

– Что вы хотели сказать зрителю этим спектаклем?
– Те зрители, которые придут увидеть, до чего можно дойти под влиянием чувства, надеюсь, получат ответы на свои вопросы. Но смысл в том, что история доводится до бреда: перед смертью к героине являются любые призраки ее настоящего и прошлого, а реальность не отличить от фантазий. Мы не хотели навязывать никаких конкретных мыслей. Мы просто дали срез человеческого сознания. Хотя, по сути дела, все это послужило лишь поводом для театра.

Напоминаем, что понравившиеся премьерные работы до конца мая можно выдвинуть на премию Звезда Театрала. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • Дмитрий Быков доставлен в московскую клинику

    Самолет, транспортировавший из Уфы Дмитрия Быкова, прибыл в Москву, после чего медики сопроводили писателя в клинику. «В Москве. В клинике. Все штатно», - написала на своей странице  в Facebook жена писателя, Ирина Лукьянова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
  • Атлантида, которая никак не хочет затонуть

    Практически одновременно в РАМТе и в Губернском театре появились постановки, воскрешающие быт и атмосферу застойных 1970 – 1980-х годов. Сергей Безруков выпустил спектакль-караоке по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (отметив в премьерном интервью, что давнюю идею подстегнул и актуализировал 90-летний юбилей писателя). ...
Читайте также