Реконструкция мифа

 
Большой театр поставил галочку в отчетной ведомости: к столетию легендарных «Дягилевских сезонов» на главной сцене страны «возобновили» балет Игоря Стравинского «Петрушка», созданный Александром Бенуа и Михаилом Фокиным в 1911 году.
Премьера «русских потешных сцен в четырех картинах» когда-то произвела сенсацию в Париже и неизменно на протяжении вот уже почти ста лет появляется на афишах крупнейших театров мира. Парадокс в том, что помимо новых оригинальных версий различных хореографов – от Мориса Бежара до Олега Виноградова – периодически с маниакальной настойчивостью зрителям являют якобы «образец»: различные реконструкции и реставрации оригинала Бенуа-Фокина. На деле все эти «образцы» довольно сильно различаются.

Суровая действительность балетной истории в том, что если хореография не существует в неприкосновенном виде на протяжении длительного времени, то потери и искажения неизбежны.

Мифологический изначальный «Петрушка» умер вместе с дягилевской антрепризой. И трагический заглавный герой Вацлава Нижинского, и волоокая Балерина Тамары Карсавиной канули в лету вместе с полным текстом и деталями постановки Фокина.

В советской России, благословенно не ведавшей об авторском праве, фокинский шедевр несколько раз предъявляли публике, иногда упоминая имя автора, а иногда и нет. Сейчас пришло время «вернуться к истокам», благо с Большим театром продуктивно сотрудничает модный «реставратор» Сергей Вихарев.

Музыка аутентична, оформление тоже: декорации изготовлены без применения новомодных «современных технологий». Хореография… А вот хореография представляет собой микст из всех известных редакций балета по эксклюзивному рецепту Вихарева сообразно его «видению» стиля и содержания спектакля Михаила Фокина. Здесь и фрагменты опозоренной балетмейстером постановки Опера де Пари, и виртуозные «приветы» от Константина Боярского, и даже столь не любимые Фокиным симметричные построения a la Петипа.

Одного нельзя отнять у Сергея Вихарева – умения работать с танцовщиками и добиваться от них самоотдачи и заинтересованности в происходящем на сцене. Масленичная толпа на сцене Большого – живая, она дышит. Самые незначительные эпизодические появления персонажей не пропадают, они характерны и заметны – колоритные Полицмейстер Алексея Лопаревича и Балаганный дед Александра Петухова, бесшабашные и озорные конюхи Егора Евланова и Игоря Цвирко.

Обаятельна и лукава Кормилица Анны Леоновой. Нелеп до смешного и трогателен Арап талантливого Дениса Савина. Несомненная удача спектакля – Петрушка Вячеслава Лопатина, сумевшего пробиться через нагромождения невнятицы «редакторских» текстов и подняться до трагедийного финала. А вот Анастасия Сташкевич в очередной раз «провалила» свою партию, ее Балерина – главное разочарование спектакля. Объединяет все огрехи «реконструкции» и актерские удачи мистический Фокусник Геннадия Янина, царящий на сцене и дергающий за нитки людских душ и судеб.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Минкульт планирует повысить безопасность музеев

    Министерство культуры РФ рассчитывает, что дополнительное финансирование на обеспечение систем безопасности музеев будет продолжено.   «В этом году нас поддержало правительство и выделило дополнительное финансирование на обеспечение систем безопасности музеев, 350 млн рублей выделено в этом году. ...
  • В Москве открыли мемориальную доску Алексею Баталову

    Во вторник, 15 октября, в Москве состоялась церемония открытия мемориальной доски в честь народного артиста СССР Алексея Баталова. Памятный знак установлен на фасаде Дома на набережной, где в течение нескольких десятилетий жил и работал актер. ...
  • Кирилл Серебренников стал командором Ордена искусств и литературы

    Кириллу Серебренникову вручили французский Орден искусств и литературы высшей степени (командора). Церемония награждения состоялась накануне вечером в Москве, в резиденции посла Франции Сильви Берманн. «Вы представляете культуру сегодняшнего и завтрашнего дня. ...
  • Фестиваль Дианы Вишневой стартовал в Гоголь-центре

    9 октября стартовала основная программа фестиваля Context. Diana Vishneva, первым событием которой стал Вечер молодых хореографов в Гоголь-центре.   В первой части вечера состоялся финал конкурса молодых хореографов, на котором были представлены пять работ, созданных специально для фестиваля. ...
Читайте также