Детская драма

 
Удивительное сочетание довлатовского «Заповедника» и кэрролловской «Алисы в Зазеркалье» на поверку оказывается вполне закономерным – если только представить себе маленькую девочку, которой уже точно известно, что «Завтра никогда не бывает сегодня». Довольно тоскливая картинка, что уж там!..
В основе нового табакерского спектакля «Wonderland-80» – отличная литература, превращенная Богомоловым, по образованию не только режиссером, но и филологом, в качественный и странный текст, который превращается в не менее странное и неоднозначное зрелище.

На сцене тщательно выстроен бытовой мир. Фибровые чемоданы и фотоаппарат «ФЭД», телефонный автомат, кастрюли, тазы, тарелки и чашки (ностальгический возглас из зала: «Ой, у меня такая была!»). Все эти платья и костюмы, рубашки и пиджаки, жестяные рукомойники и пивные кружки, голос Аллы Пугачевой, и прочая, и прочая – отчетливые восьмидесятые.

В этом мире, где женщины красят друг другу волосы на рабочем месте и с трепетом рассматривают немецкий журнал с выкройками, существует семья: он – писатель, она – красивая, у них – маленькая дочь в шубке. Он – пьющий, она – мечтает о чем-то большем, чем немецкий журнал и бумажная колбаса: об Америке (куда в результате эмигрирует и сам Довлатов).

В сюжет «Заповедника», где герой переживает семейную драму, за ним ухаживают скучающие женщины псковского музея «Пушкинские горы», а КГБ следит за его пьяной трагедией, вплетаются с детства знакомые, милые сердцу строки из «Алисы». И про безумное чаепитие, и про иголку, которой надо уколоться уже после слез, и про Брандашмыга… Безумие, пьяный бред, страшный сон, сатира на канувшую в небытие Страну Советов?

Критика, рецензируя вышедший в межсезонье спектакль, пишет об отрицании советского прошлого, о политике и эпохе застоя, о беспросветной серости и тоске по лучшей жизни. Но порой начинает казаться, что портрет Брежнева и ретромузыка только фон для истории куда более вечной, чем правление конкретного генсека с бровастым лицом.

Кажется, что вовсе не Борис такой-то (сыгранный отменно Дмитрием Куличковым), пьющий писатель с тонкой душевной организацией, играет здесь главную роль. И не важны вовсе его душевные метания, его бесконечные пьянки (от обычной чекушки к ведру с водкой), его проблемы с гэбистом в мерзкой растянутой синей майке. Не в них дело.

Дело в одном персонаже, который практически не покидает сцену, ухитряясь менять костюмы и обличья с головокружительной быстротой. То-ли-Алиса-то-ли-Маша, то-ли-Пушкин-то-ли-Птица, и просто Ангел (в этой роли – Яна Сексте). Маленькая дочка двух людей, рушащих свою любовь, через призму страшноватой сказки про убитое время и Белую Королеву, пытается пережить свою детскую драму. Переживет ли? Неизвестно. «Жизнь невозможно повернуть назад», – рассказывает голос примы советской эстрады.

И совершенно не важно, какой именно правитель вещает в телевизоре. Ибо, как писал еще один эмигрант, поэт Бродский, если историю делают тела, то искусство – лишь одно тело. И одна трагедия, которая в своей малости стоит всех генсеков вместе взятых.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
Читайте также