«Back in the USSR!»

В Петербурге создается новый молодежный театр

 
Чтобы после окончания учебы целый актерский курс получил статус театра – для Петербурга почти сенсация. В Москве прецеденты есть, и все звучные, яркие: «Мастерская Петра Фоменко», студия Сергея Женовача.
Для питерского педагога и режиссера Григория Козлова этот год оказался счастливым. Появилась возможность продлить жизнь тех восьми спектаклей, сочиненных им со своими студентами на актерском курсе Санкт-Петербургской театральной академии. Именно этот выпуск, успевший побывать на многих фестивалях и взявший множество премий, и составит ядро нового театра «Мастерская Григория Козлова». Самым результативным по наградам оказался «Идиот» по Достоевскому: только в Москве спектакль играли трижды, даже во внеконкурсной программе «Золотой маски», а три исполнителя роли князя Мышкина получили премию им. В. Стржельчика. «Старший сын», «Два вечера в веселом доме», «Фандо и лис», «Сон в летнюю ночь» – каждый спектакль уже имеет своих фанатов.

Идея создания «Мастерской», как насущная необходимость, давно висела в воздухе. Как высокая температура у организма – показатель хорошего иммунитета, так и этот горячий эмоциональный сгусток молодой творческой команды – выразитель защитной реакции социума на болезни духа. Так, театральная система репертуарного театра, порушенная эпохой бандитского капитализма, стремится выздороветь.

И хотя место жизни «Мастерской» еще не определилось, ее открытие назначено на 23 сентября.

***

Сегодня в угоду массовым шоу театр подвергается определенным коррекциям. Хайтек вытесняет живое искусство, компьютер одаривает нас виртуальной жизнью. И не только на ТВ фальшивки с подстроенными ситуациями, бездарно написанными сценариями, имитирующими злобу дня, зомбируют человека, уродуя сознание, выхолащивая потребность мыслить. Настоящий искренний театр вошел в категорию «элитного». А наше истинное достояние – репертуарный театр – можно смело заносить в Красную книгу как «исчезающий вид».

Кто это?

Искусство питерского театрального режиссера Григория Козлова, обласканного критикой и зрителем, можно было бы назвать классическим или, если угодно, традиционным, но с подвохом.

Его спектакль малой формы в ТЮЗе по роману Достоевского «Преступление и наказание» стал культовым для зрителя начала 1990-х годов. Актеры, с которыми режиссер делал учебные этюды, и ограниченность малого пространства сцены усилили интерес к спектаклю. Несмотря на то что Козлов как адепт методов великого Г. Товстоногова и замечательного педагога А. Кацмана в каждой своей постановке «умирал» в актерах, его популярность, за которой гонятся многие авангардисты-формалисты, только росла. А еще он нарушил один неоспоримый закон жесткой режиссуры: не стал для актера тираном-диктатором. Говорят, при появлении на репетиции

В. Э. Мейерхольда помощник режиссера изрекал: «Встать, Мастер идет!» Козлову же надо, чтобы каждый чувствовал себя свободным человеком, способным сделать свой выбор.

Он пришел в театр негромко, даже вкрадчиво. Стал сочинителем и соучастником процесса наравне с остальными членами его команды. А команда была сильная: с курса Аркадия Кацмана и Льва Додина – Иван Латышев, Алексей Девотченко, Дмитрий Бульба, сыгравший конгениально Копеляну роль Свидригайлова, Мария Лаврова, Марина Солопченко. Постепенно, не торопясь, складывался любопытный театр вне места. Театр-компания, в которой рождались идеи, прорабатывались долго, репетировались без сценической площадки.

Его стремление морально встряхнуть публику, больно ударить по нервам, потрясти в своем духовном посыле часто приближает зрителя к порогу художественной истины. Его академизм и приверженность традициям выглядели бы солидно, если б не хулиганская «кривизна» новаторства. В противовес театру-дому и театру в доме театр Григория Козлова, как живой, но сильный росток, пробивал мощные цитадели. Не устояла даже старинная Александринка, впервые в своей истории допустившая на свою сцену зрителя, пошла на смелый эксперимент. Может быть, самым характерным и самым оригинальным опусом режиссера, в котором художественная идея немецкого романтизма слилась со строгой картиной изумительного образца классицизма, воплощенного в архитектуре Александринского театра, стал удивительный по своей мистической атмосфере спектакль по Гофману «PS».

Как это?

Неревнивость мастера к своим коллегам по цеху открывает возможность создания некоего художественного центра – той питательной среды, в которой могли бы работать не только артисты, режиссеры, но и художники, и поэты. Он мечтает об атмосфере созидания, о той питательной среде, куда втягивались бы молодые люди, заражаясь новыми идеями и репродуцируя их сами. Задуманы мастер-классы, стажировки, летняя международная школа. Словом – город солнца. Инкубатор талантов. Казалось бы, утопия! Но дело уже делается. И без идеализма тут никак не обойтись. Известный ученик Анатолия Васильева Клим уже согласился проводить с ребятами тренинги. Не исключено, что слетятся сюда разбросанные по стране ученики предыдущих выпусков. Козлов гордится ими. Галина Бызгу, Руслан Кудашов, Тимур Насиров, Александр Кладько, Наталья Лапина – имена в театральном мире Петербурга небезызвестные.

Только что Григорий Козлов набрал свой новый, четвертый по счету, курс при Театральной академии. 29 ребят из разных концов России, каждый со своей историей жизни: акробаты, мастера спорта, балерина, рок-музыкант. О каждом он может увлеченно, забывая о времени, говорить, восторгаясь их уникальными данными и возможностями, которые, быть может, видит только он один. Кажется, его одержимости театром нет конца, этот человек боится только одного – рутины и обыденности. «Мы живем процессом. Так и выживаем», – говорит Григорий Михайлович. Теперь настало время строить театр-дом.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Эстонии покажут лучшие российские спектакли

    Лучшие спектакли последних сезонов смогут увидеть жители Эстонии в рамках 15-го юбилейного фестиваля «Золотой маски», который пройдет с 18 по 30 октября в Таллине и городах Нарва, Кохтла-Ярве и Силламяэ.  «Фестиваль позволяет нам приобщиться к высокому театральному искусству, увидеть лучшие российские спектакли, дает богатую пищу для чувств и размышлений, - цитирует РИА слова мэра Таллина Михаила Кылварта. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
  • От комикса до «кукольного балета»

    Сергей Безруков и Губернский театр собрали лучшее, что есть сегодня в театре для детей в Москве, Петербурге и десяти городах за пределами двух столиц. В обширной мультижанровой программе «Театрал» рекомендует не пропустить как минимум пять спектаклей. ...
  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
Читайте также