Не дайте сломать минусинский театр-дом

 
Тревожные новости пришли из Минусинска. Один из лучших театров страны – Минусинский театр драмы, - обеспокоен своим будущим.

Как говорится, никогда не было и вот опять. Тучи собрались над головой художественного руководителя театра – Алексея Песегова. Причина банальна – конфликт с и.о. Министра культуры Красноярского края Еленой Мироненко.

Елена Мироненко вступила в должность и.о.Министра культуры Красноярского края два года назад. Алексей Песегов работает в Минусинском театре 43 года.
Годы руководства Алексея Песегова стали для Минусинского театра самым успешных временем за все 135 лет существования. За годы работы он превратил театр из малого сибирского города (в Минусинске проживает 80 тысяч жителей) в театр национального значения.

Слаженный ансамбль отлично обученной труппы, выверенный репертуар. Победы на областных и национальных фестивалях. Наконец, любовь минусинских зрителей, позволяющая годами играть спектакли отнюдь не развлекательного характера. Театр включен в систему лучших театров страны – получателей президентского гранта.

Алексей Песегов – режиссер, о котором уже читают лекции по истории русского театра, доказывая на его примере, что в самом небольшом городе может существовать театр мирового уровня и класса (до него такое удалось только Йозасу Мильтинису в Паневежисе).

Два года назад должна была пройти плановая капитальная реконструкция здания Театра драмы (последний капитальный ремонт проводился в 1936 году). Далее затягивать становилось просто опасно. К тому же к 2015 году был завершен проект реконструкции, одобренный руководством театра и обошедшийся бюджету в 20 миллионов рублей. Проект театр полностью устраивал.
Но, увы, Елена Мироненко реконструкцию здания заморозила. А в 2016 году заказала новый проект реконструкции, который внушает руководству театра самые серьезные опасения. Настораживает отсутствие опыта реконструкции театральных зданий у проектной компании. Еще больше настораживает полное нежелание считаться с замечаниями и пожеланиями руководства театра.

И вот тут начинается Кафка.

Во всем мире театры и строят, и реконструируют в соответствии с пожеланиями художника, который в нем будет реально работать. Кому как не режиссеру знать какие механизмы ему потребуются? Нужен ли будет поворотный круг? Плунжера? Сколько и какие люки? И сотни таких же нюансов, каждый из которых может повлиять на всю дальнейшую судьбу постановок. Режиссер, художник, осветитель выверяют обычно строительные проекты как скалолазы свое снаряжение, потому что тут от каждой мелочи зависит жизнь.

Проектировщики, предложенные (и даже навязанные) министерством культуры Красноярского края не хотят учитывать никаких пожеланий художественного руководителя Алексея Песегова. Театр же не хочет подписывать новый проект, не учитывающий его предложений и замечаний.
На фоне этого противостояния Елена Мироненко предлагает театру изменить свой устав, разделить функции художественного руководителя и директора. Причем директора предполагает назначить сама, опять же без согласования с театром. Алексей Песегов согласен и на изменение устава, и на появление в театре директора с правом финансовой подписи. Но выбор этого директора он считает правом театра.

И здесь Алексей Песегов впрямую опирается на решение Министерства культуры РФ, которое предоставило всем художественным руководителям федеральных театров право выбора: сохранить ли за собой право финансовой подписи или делегировать его одобренному руководителем театра директору.

Повторяю: художественный руководитель волен оставить себя единоличным хозяином. Или САМ выбрать себе директора, которому он может доверить право финансовой подписи и делегировать ему значительную часть полномочий.

Тандем директор-художественный руководитель только тогда работает успешно, когда их отношения строятся на фундаменте абсолютного доверия и уважения. Без такого фундамента театр очень быстро становится местом партизанской войны, в которой по определению нет выигравших.

Труппа театра резонно опасается, что «продавливая» нового директора Минкульт также собирается продавить и новый, не устраивающий театр проект реконструкции. А также опасается, что в перспективе, - это давление приведет к уходу Алексея Песегова из Минусинского театра драмы, разрушению дела его жизни. И – как результат – к разгрому одного из самых живых, ярких и интересных коллективов страны.

Я много раз уже писала (но видимо придется повторится), что настоящие режиссеры и художественные руководители-строители редки, как белые тигры. Их надо охранять и беречь. Их легко выжить из театра, а заменить практически невозможно.  Именно они и являются солью города, его лицом, его историей. И главное – именно они, как опорные балки – дом, держат свои театры. Убери эту балку – дом посыплется. Минусинский театр-дом – не остров, но часть большого российского театра-дома.

Пока не поздно – пора зарыть топор войны и сесть за стол переговоров. Важно помнить, что Минусинский театр в его нынешнем виде создан Алексеем Песеговым. И как Париж стоит мессы, так и Минусинский театр – кратковременных амбиций и строительных приоритетов.  
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Театр останется независимой площадкой»

    Режиссер и педагог, руководитель мастерской в Школе-студии МХАТ Дмитрий БРУСНИКИН подтвердил «Театралу» свое назначение на пост художественного руководителя московского театра «Практика» (информация о кадровых изменениях в театре появилась во вторник, 8 мая). ...
  • «Освобожденный Ширвиндт»

    Когда круглогодичного ажиотажа с расширением тротуаров еще не было, а что-то для благоустройства Москвы для наглядности надо было обозначить, перетаскивали Пушкина через улицу Горького туда и обратно. Дорого, бессмысленно, но – деятельность. ...
  • Погиб режиссер Юрий Томошевский

    В Германии на 62-м году жизни скончался актер и театральный режиссер Юрий Томошевский. «Пятого мая 2018 года трагически погиб в результате несчастного случая актер и режиссер, заслуженный деятель искусств России Юрий Валентинович Томошевский, - сообщается на странице «ВКонтакте» Романтического театра, который возглавлял Юрий Томошевский. ...
  • Ксения Ларина: «Ни адвокатов, ни жену к нему не пускали»

    Фото: композитор Александр Маноцков, режиссер Рузанна Мовсесян, переводчик Ольга Варшавер, пришедшие в Басманный суд поддержать Алексея Малобродского, и врачи скорой реанимационной помощи Около половины шестого вечера 10 мая продюсер Алексей Малобродский, проходящий обвиняемым по уголовному делу «Седьмой студии», был госпитализирован в Московскую городскую больницу № 20. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театр.doc» будет сохранен любой ценой»

    Этой весной московский «Театр.doc» трагически утратил своих художественных лидеров. 1 апреля ушел из жизни худрук театра Михаил Угаров, а спустя полтора месяца, 16 мая, умерла его жена, директор театра, драматург и режиссер Елена Гремина. ...
  • Суд продлил домашний арест Нине Масляевой

    В четверг, 17 мая, Мосгорсуд удовлетворил ходатайство следствия о продлении домашнего ареста бывшему главному бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой. Она останется под домашним арестом до 19 июля. Рассмотрение аналогичного ходатайства в отношении экс-гендиректора студии Юрия Итина перенесено на 21 мая по просьбе защиты, так как еще не была рассмотрена апелляция на прошлое продление ареста, сообщают СМИ. ...
  • Алексея Малобродского выписали из больницы

    Бывший генеральный продюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский выписался из 20-й клинической больницы. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на справочную медучреждения. Напомним, в Городскую клиническую больницу № 20 Малобродский был доставлен в тяжелом состоянии 10 мая из зала Басманного суда, где решался вопрос об изменении ему меры пресечения. ...
  • После выписки из больницы Малобродский поедет домой

    Во вторник, 15 мая, бывшему гендиректору «Седьмой студии» Алексею Малобродскому, обвиняемому по делу о хищении бюджетных средств, предстоит пройти ряд медицинских обследований. После выписки из больницы Малобродский сможет отправиться домой, сообщила его адвокат Ксения Карпинская. ...
Читайте также