Елена Санаева: «Чтобы это сыграть, нужны стальные нервы»

 
Елена САНАЕВА сыграла множество ярких ролей в фильмах, составляющих золотой фонд советского кино, а в последние десять лет выходит на сцену театра «Школа современной пьесы». О недавних театральных работах и ближайших планах актриса рассказала на творческой встрече со зрителями.

– Елена Всеволодовна, вы представитель невероятной творческой династии. Все прекрасно знают вашего отца – выдающегося актера Всеволода Санаева. Ваш муж – Ролан Быков, актер, режиссер, великий человек. Ваш сын, Павел Санаев, – режиссер и писатель. Вы чувствуете ответственность?
 – Ну, некий груз ощущаешь на себе несомненно.

– Вам сейчас хватает ролей?
– Честно говоря, я не ожидала, что так случится, но вот уже который сезон я тружусь в театре «Школа современной пьесы». Вначале меня пригласили на один спектакль – «Русское варенье» по пьесе Людмилы Улицкой – но я влилась в коллектив, вроде бы не разочаровала режиссера, и сейчас у меня порядка семи-восьми спектаклей в месяц. На этом фоне появились и работы в кино. Я не отклоняю сериалы – главное, чтобы они были достойными.

– Недавно в «Школе современной пьесы» вышел спектакль «Пока наливается пиво» по сюжетам Евгения Гришковца. Его особенность в том, что в нем нет ни одной записанной реплики. Вы все придумываете на ходу?
– Сюжетная канва все же есть, иначе в своей импровизации можно зайти слишком далеко. Порой на сцене возникают и курьезы. Однажды актер, который заменил в этом спектакле чудесного, не так давно ушедшего от нас Алексея Петренко, позабыл, как зовут его персонажа: «Как меня зовут?». Реплика, что называется, не в кассу. Чтобы хоть как-то спасти положение, я сказала: «У тебя что, Альцгеймер?».

С Петренко тоже были забавные случаи. В спектакле «Дом» мы играли мужа и жену. По сюжету, мы давали зятю деньги на покупку дачи, а тот не хотел их брать. Роль моего партнера заключалась в том, чтобы постоянно возвращать эти деньги, а моя – настаивать, чтобы он их взял. Мол, мы просто хотим помочь по-семейному. И вдруг Петренко забирает конверт и говорит: «Не берет? Вот и хорошо!». Ну, деваться некуда, тоже пришлось выкручиваться…

– Какие роли вы хотели бы сыграть в театре и кино из тех, которые еще не сыграли?

– Знаете, как говорил Ролан Антонович, «несбывшимся платишь за то, что живешь». Конечно кое-что в жизни действительно не сбылось, но, если что-то не сбылось, значит, так было нужно. Значит, сбылось то, что должно было сбыться.


Поэтому ответить на ваш вопрос сложно… Но сейчас Иосиф Леонидович Райхельгауз предложил мне подумать об очень серьезной работе – моноспектакле по книге его мамы. Должна сказать, что это была совершенно поразительная по своим душевным качествам женщина – добрая, открытая, искренняя, дружелюбная… В жизни ей довелось быть свидетельницей чудовищных событий, увидеть войну: когда немцы наступали на Одессу, горожан эвакуировал эшелон, в котором она ехала вместе со своей семьей. Внезапно началась бомбежка, и она потеряла близких. Мне кажется, для того чтобы суметь это сыграть, нужно иметь стальные нервы. Сейчас я думаю об этом деле и, возможно, осилю.

(Интервью записано на площадке Московского культурного форума. Модератор беседы – театральный критик Екатерина Кретова).


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Родионов: «Мы открываем новые пространства»

    В этом году ГЦТМ им. Бахрушина отмечает 125-летие. На нынешний день это главный и самый масштабный театральный музей в стране, в нем хранятся материалы по истории российского театра «от Ромула до наших дней». В преддверии юбилея «Театрал» побеседовал с генеральным директором музея Дмитрием РОДИОНОВЫМ. ...
  • Актёр народа

    Владимир Этуш не ушел в печальную вечность. Вопреки некрологам, официальному прощанию и торжественным проводам под последние овации он все равно остался с нами. В сердце. В памяти. В душе... У каждого – свой. И каждый с ним по-своему не прощается. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнется потом»

    Читателям полюбилась рубрика «Поэт в России – больше, чем поэт», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. В прошлом номере редакция «Театрала» решила возобновить эту рубрику, чувствуя, как не хватает сегодня поэтических страниц: они делали наш журнал особенным. ...
  • Лука де Фуско: «Я влюблен в русский театр»

    Объявленный в России Год театра начался с череды премьер. И среди них – спектакль Театра им. Вахтангова «Суббота, воскресенье, понедельник» по пьесе итальянского классика Эдуардо де Филиппо в постановке Луки де Фуско. ...
Читайте также