Елена Санаева: «Чтобы это сыграть, нужны стальные нервы»

 
Елена САНАЕВА сыграла множество ярких ролей в фильмах, составляющих золотой фонд советского кино, а в последние десять лет выходит на сцену театра «Школа современной пьесы». О недавних театральных работах и ближайших планах актриса рассказала на творческой встрече со зрителями.

– Елена Всеволодовна, вы представитель невероятной творческой династии. Все прекрасно знают вашего отца – выдающегося актера Всеволода Санаева. Ваш муж – Ролан Быков, актер, режиссер, великий человек. Ваш сын, Павел Санаев, – режиссер и писатель. Вы чувствуете ответственность?
 – Ну, некий груз ощущаешь на себе несомненно.

– Вам сейчас хватает ролей?
– Честно говоря, я не ожидала, что так случится, но вот уже который сезон я тружусь в театре «Школа современной пьесы». Вначале меня пригласили на один спектакль – «Русское варенье» по пьесе Людмилы Улицкой – но я влилась в коллектив, вроде бы не разочаровала режиссера, и сейчас у меня порядка семи-восьми спектаклей в месяц. На этом фоне появились и работы в кино. Я не отклоняю сериалы – главное, чтобы они были достойными.

– Недавно в «Школе современной пьесы» вышел спектакль «Пока наливается пиво» по сюжетам Евгения Гришковца. Его особенность в том, что в нем нет ни одной записанной реплики. Вы все придумываете на ходу?
– Сюжетная канва все же есть, иначе в своей импровизации можно зайти слишком далеко. Порой на сцене возникают и курьезы. Однажды актер, который заменил в этом спектакле чудесного, не так давно ушедшего от нас Алексея Петренко, позабыл, как зовут его персонажа: «Как меня зовут?». Реплика, что называется, не в кассу. Чтобы хоть как-то спасти положение, я сказала: «У тебя что, Альцгеймер?».

С Петренко тоже были забавные случаи. В спектакле «Дом» мы играли мужа и жену. По сюжету, мы давали зятю деньги на покупку дачи, а тот не хотел их брать. Роль моего партнера заключалась в том, чтобы постоянно возвращать эти деньги, а моя – настаивать, чтобы он их взял. Мол, мы просто хотим помочь по-семейному. И вдруг Петренко забирает конверт и говорит: «Не берет? Вот и хорошо!». Ну, деваться некуда, тоже пришлось выкручиваться…

– Какие роли вы хотели бы сыграть в театре и кино из тех, которые еще не сыграли?

– Знаете, как говорил Ролан Антонович, «несбывшимся платишь за то, что живешь». Конечно кое-что в жизни действительно не сбылось, но, если что-то не сбылось, значит, так было нужно. Значит, сбылось то, что должно было сбыться.


Поэтому ответить на ваш вопрос сложно… Но сейчас Иосиф Леонидович Райхельгауз предложил мне подумать об очень серьезной работе – моноспектакле по книге его мамы. Должна сказать, что это была совершенно поразительная по своим душевным качествам женщина – добрая, открытая, искренняя, дружелюбная… В жизни ей довелось быть свидетельницей чудовищных событий, увидеть войну: когда немцы наступали на Одессу, горожан эвакуировал эшелон, в котором она ехала вместе со своей семьей. Внезапно началась бомбежка, и она потеряла близких. Мне кажется, для того чтобы суметь это сыграть, нужно иметь стальные нервы. Сейчас я думаю об этом деле и, возможно, осилю.

(Интервью записано на площадке Московского культурного форума. Модератор беседы – театральный критик Екатерина Кретова).


  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Александр Калягин: «Ситуация более чем странная»

    На днях президент РФ подписал указ, согласно которому звания заслуженных артистов получили 18 человек, блестяще зарекомендовавших себя как действительно очень талантливых и трудолюбивых артистов. Однако в кругах руководителей театров эта новость породила новый виток обсуждений старой и наболевшей проблемы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Марк Захаров: «Накопилась усталость от режиссерских ребусов»

    В преддверии юбилея Марка Захарова (13 октября – 85 лет), «Театрал» встретился с режиссером, чтобы поговорить о наболевшем. Подробное интервью читайте в свежем номере журнала, а сейчас публикуем ответы Марка Анатольевича на вопросы читателей. ...
  • Константин Крюков: «Никогда не мечтал работать в кино»

    Его дедушка Сергей Бондарчук, бабушка – Ирина Скобцева, мама – Алена Бондарчук, а дядя – Федор Бондарчук… Будучи представителем столь яркой династии, казалось бы, путь с самого детства тебе уготован только на сцену. ...
  • Татьянин день

    Владислав Стржельчик считал Татьяну Доронину совершенством, Георгий Товстоногов восхищался ее широким творческим диапазоном, Константин Симонов подарил томик своих стихов с надписью «Прекрасной актрисе», Николай Гриценко написал: «Вы та Настасья Филипповна, с которой я хотел бы сыграть», а Лоренс Оливье преподнёс перстень с голубым камнем в знак признания и восхищения. ...
  • «Богомолов у нас будет ставить пьесу Петрушевской»

    В преддверие открытия сезона в «Школе современной пьесы» «Театрал» поговорил с художественным руководителем театра Иосифом РАЙХЕЛЬГАУЗОМ.   – На новый сезон у нас очень интересные планы: Константин Богомолов будет ставить пьесу Людмилы Петрушевской «Газбу» с Татьяной Васильевой в главной роли, два выпускника ГИТИСа, победившие в конкурсе «Класс молодой режиссуры» поставят две новых пьесы, победившие в конкурсе «Действующие лица», а замечательный режиссер Олег Долин – бывший артист нашего театра, который окончил режиссерский факультет у Женовача, поставит пьесу Ярославы Пулинович «Тот самый день». ...
Читайте также