Елена Санаева: «Чтобы это сыграть, нужны стальные нервы»

 
Елена САНАЕВА сыграла множество ярких ролей в фильмах, составляющих золотой фонд советского кино, а в последние десять лет выходит на сцену театра «Школа современной пьесы». О недавних театральных работах и ближайших планах актриса рассказала на творческой встрече со зрителями.

– Елена Всеволодовна, вы представитель невероятной творческой династии. Все прекрасно знают вашего отца – выдающегося актера Всеволода Санаева. Ваш муж – Ролан Быков, актер, режиссер, великий человек. Ваш сын, Павел Санаев, – режиссер и писатель. Вы чувствуете ответственность?
 – Ну, некий груз ощущаешь на себе несомненно.

– Вам сейчас хватает ролей?
– Честно говоря, я не ожидала, что так случится, но вот уже который сезон я тружусь в театре «Школа современной пьесы». Вначале меня пригласили на один спектакль – «Русское варенье» по пьесе Людмилы Улицкой – но я влилась в коллектив, вроде бы не разочаровала режиссера, и сейчас у меня порядка семи-восьми спектаклей в месяц. На этом фоне появились и работы в кино. Я не отклоняю сериалы – главное, чтобы они были достойными.

– Недавно в «Школе современной пьесы» вышел спектакль «Пока наливается пиво» по сюжетам Евгения Гришковца. Его особенность в том, что в нем нет ни одной записанной реплики. Вы все придумываете на ходу?
– Сюжетная канва все же есть, иначе в своей импровизации можно зайти слишком далеко. Порой на сцене возникают и курьезы. Однажды актер, который заменил в этом спектакле чудесного, не так давно ушедшего от нас Алексея Петренко, позабыл, как зовут его персонажа: «Как меня зовут?». Реплика, что называется, не в кассу. Чтобы хоть как-то спасти положение, я сказала: «У тебя что, Альцгеймер?».

С Петренко тоже были забавные случаи. В спектакле «Дом» мы играли мужа и жену. По сюжету, мы давали зятю деньги на покупку дачи, а тот не хотел их брать. Роль моего партнера заключалась в том, чтобы постоянно возвращать эти деньги, а моя – настаивать, чтобы он их взял. Мол, мы просто хотим помочь по-семейному. И вдруг Петренко забирает конверт и говорит: «Не берет? Вот и хорошо!». Ну, деваться некуда, тоже пришлось выкручиваться…

– Какие роли вы хотели бы сыграть в театре и кино из тех, которые еще не сыграли?

– Знаете, как говорил Ролан Антонович, «несбывшимся платишь за то, что живешь». Конечно кое-что в жизни действительно не сбылось, но, если что-то не сбылось, значит, так было нужно. Значит, сбылось то, что должно было сбыться.


Поэтому ответить на ваш вопрос сложно… Но сейчас Иосиф Леонидович Райхельгауз предложил мне подумать об очень серьезной работе – моноспектакле по книге его мамы. Должна сказать, что это была совершенно поразительная по своим душевным качествам женщина – добрая, открытая, искренняя, дружелюбная… В жизни ей довелось быть свидетельницей чудовищных событий, увидеть войну: когда немцы наступали на Одессу, горожан эвакуировал эшелон, в котором она ехала вместе со своей семьей. Внезапно началась бомбежка, и она потеряла близких. Мне кажется, для того чтобы суметь это сыграть, нужно иметь стальные нервы. Сейчас я думаю об этом деле и, возможно, осилю.

(Интервью записано на площадке Московского культурного форума. Модератор беседы – театральный критик Екатерина Кретова).


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Елена Санаева: «Родителям я давала шороху»

    Перед спектаклем «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» за кулисами «Школы современной пьесы» звенели детские голоса. Двое сыновей актрисы Екатерины Директоренко играли с дочкой Светланы Кузяниной, пока обе мамы готовились к выходу на сцену. ...
  • Алексей Франдетти: «Хочу создавать другую реальность»

    Кажется, совсем недавно в Большом театре состоялась премьера «Кандид», а режиссер Алексей Франдетти уже с головой окунулся в новый проект: в Театре наций начались репетиции «Стиляг». В его жизни всё по графику: планы расписаны на два года вперед. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Постпенсионный взгляд на предпенсионную реформу

    Поэт когда-то воскликнул: «Времена не выбирают, в них живут и умирают!» Умирать стали очень дисциплинированно, с жизнью сложнее.   Ряды редеют. Что сделаешь – возраст. Прежде вечная проблема бренного людишкинского существования скрашивалась песенной бодростью типа «пока я ходить умею» или «возьмемся за руки друзья». ...
Читайте также