«Над сценографией трудилось несколько уральских заводов»

 
Нынешний сезон Свердловский театр драмы начал с масштабной премьеры – спектакля «Дни Турбиных». Новые постановки уральских театров традиционно пользуются популярностью и в Москве, куда ежегодно приезжаю на гастроли. О том, как живет один из главных театров региона, «Театралу» рассказал генеральный директор Алексей БАДАЕВ.
 
– Алексей Феликсович, Екатеринбург – город-миллионник, однако зрителей здесь все же не так много, как в Москве. Значит ли это, что премьеры нужно выпускать чаще?
– Столичные театры тоже существуют по-разному: одни за сезон выпускают две премьеры, другие – шесть-семь. Судя по зрительскому вниманию, вынужденной необходимости ставить больше спектаклей у нас нет. Тут дело в другом: театр не может существовать в простое, без репетиций. Поэтому мы стараемся держаться нормы: четыре спектакля в сезон на Большой сцене и два – на Малой. К тому же, у нас есть масса дополнительных проектов, которые только доказывают, что артисты хотят играть больше. Среди них проект «Театрал», благодаря которому любой актер может представить самостоятельную работу. Некоторые впоследствии попадают в репертуар, как это стало со спектаклем Антона Зольникова «Хомо Чудикус» по рассказам Шукшина. Суть проекта «Опыты» заключается в том, чтобы минимальными силами сделать эскиз спектакля. После этого мы принимаем решение, дорабатывать его или нет. Недавно в рамках «Опытов» Олег Богаев выпустил постановку «Страшный суп» по собственной пьесе, которая тоже вошла в репертуар.
 
«Хомо Чудикус», реж. Антон Зольников
 

– Судя по всему, вы не чувствуете недостатка в молодых кадрах.
– Нет, в этом смысле все замечательно. По разным оценкам, в труппе должно быть от 50 до 70% артистов моложе 30 лет. У нас так и получается. Большинство новичков мы берем из Екатеринбургского театрального института. Многие люди нашего театра, включая меня, занимаются преподаванием, поэтому мы видим становление ребят, и у нас есть возможность пригласить к себе лучших.
 
«Страшный суп», реж. Олег Богаев
 
– На что вы обращаете внимание, формируя репертуар, чтобы он был интересен публике не только в Екатеринбурге?
– В первую очередь мы ориентируемся на пожелания режиссеров, с которыми нам хотелось бы сотрудничать. Для этого ведутся основательные переговоры, в ходе которых, как правило, возникает несколько названий. Из них мы выбираем то, которого, на наш взгляд, не достает в афише и которое лучше всего разойдется по труппе. Серьезные режиссеры чаще всего предлагают классическую и современную драму. Комедийные сюжеты их, напротив, не интересуют. Но, безусловно, мы не можем совсем упускать ту нишу, которую стремятся заполнить антрепризы, поэтому у нас есть небольшой сегмент постановок для широкой публики. Это комедии и мелодрамы, которые не претендуют на фестивальные показы, однако гарантированно на сто процентов заполняют зал.
 
– Помимо уже упомянутых спектаклей, над чем вы работаете в этом сезоне?
– Сезон мы начали с важной и масштабной премьеры. Замечательный питерский режиссер Александр Баргман, с которым мы сотрудничаем не в первый раз, представил спектакль «Дни Турбиных». Для нас это был серьезный опыт, в том числе по сценографии. К счастью, мы относимся к числу театров, где есть главный художник. Это мастер питерской школы Владимир Кравцев. Он придумал грандиозное сценическое решение, над воплощением которого трудилось несколько уральских заводов. В результате «Дни Турбиных» задали сезону высокую планку. На этот спектакль непросто попасть.
 
«Дни Турбиных», реж. Александр Баргман
 
Следующим интересным проектом стала постановка по сценарию мультфильма «Садко», написанному знаменитым драматургом Александром Архиповым. Мультфильм выйдет весной, и сейчас мы ведем с кинокомпанией СТВ переговоры о том, чтобы показать его в кинотеатре «Октябрь» перед московской премьерой.
 
«Садко», реж. Дмитрий Зимин
 
В январе к работе над спектаклем «Чайка» приступил Григорий Козлов. Это долгосрочная постановка, премьера будет в августе. Александр Баргман сыграет в ней роль Тригорина. На протяжении последних семи лет Александр Львович занимался режиссурой и не участвовал в спектаклях в качестве артиста. Для нас важно, что возвращение на сцену одного из лучших актеров 90-х годов произойдет в нашем театре.

Также мы выпустим постановку «Три мушкетера», над которой будет работать главный режиссер Молодежного театра Ростова-на-Дону Михаил Заец.

И отдельно хочу сказать о работе нашего режиссера Дмитрия Зимина, чью постановку «Отцов и детей» мы в этом сезоне представляли в Москве на прославленной сцене Театра им. Вахтангова в рамках Первой биеннале театрального искусства. В первой половине сезона он выпустил спектакль «Способный ученик». В его основе – пьеса Ирины Васьковской по мотивам знаменитой новеллы Стивена Кинга. А сейчас работает над «Вием» Василия Сигарева. Во многом именно с работами этого режиссера театр связывает свое будущее.
 
«Отцы и дети», реж. Дмитрий Зимин
 
– За счет чего вы финансируете постановки? На что хватает денег, выделяемых министерством региона, и какие статьи расходов приходится покрывать за счет собственных средств?
– Бюджетное финансирование направляется на содержание здания, зарплату и налоги. Но Екатеринбург, наверное, один из немногих городов помимо Москвы и Санкт-Петербурга, где в свое время было выполнено поручение президента по введению театральных грантов. Ежегодно наши театры получают в виде грантов 50 млн. рублей. Это серьезное подспорье. Наш театр постоянно участвует и выигрывает в конкурсах, и гранты позволяют покрыть часть постановочных расходов. Другую часть нам приходится покрывать за счет собственных средств.

Также на самостоятельно заработанные деньги мы проводим точечную модернизацию оборудования. Конечно, если мы хотим соответствовать современным требованиям, ее недостаточно – необходимо комплексно модернизировать и нижнюю, и верхнюю механику сцены, а это очень большие затраты. Мы говорили об этом с учредителем, и в 2013 году был выполнен проект с привлечением немецких специалистов, которые проводили модернизацию Большого театра. Была достигнута договоренность и принято положительное решение в правительстве, однако очередной кризис не дал воплотиться нашим мечтам. Тем не менее, мы надеемся встретить понимание в этом вопросе, тем более что власти, безусловно, поддерживают наш театр.

– Многие ваши коллеги, напротив, говорят о недостатке внимания. И в то же время, театр буквально тонет в бесконечном количестве отчетностей и директив.
– Ну, мы же люди подневольные: хочешь – не хочешь, всю эту бумажную работу приходится выполнять. Другое дело, что сейчас есть надежда на изменение ситуации в связи с поручением Президента разработать закон «О культуре». На недавнем совещании Союза театральных деятелей в Рузе директора говорили о том, что, на наш взгляд, следует учесть в этом законе. В частности, то, что спектакль ни в коем случае не следует приравнивать к услуге.

Закона «О культуре» ждут уже очень давно. К нему многократно подступались, но, к сожалению, так и не приняли. А закон 1992 года фактически не работает. Принятие базового документа обозначит вектор движения, и тогда станет возможно менять нормативную базу. Может быть, вернуться к закону «О меценатской деятельности», который вышел, но по сути ничего не изменил, поскольку нет никаких подзаконных актов. Надеемся, что удастся вернуться к обсуждению и этого закона.

  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Мосгорсуд возвращает дело Малобродского в Басманный суд

    В среду, 18 июля, состоялось судебное заседание по апелляции Алексея Малобродского. Мосгорсуд вынес решение апелляцию частично удовлетворить, решение об ограничении ознакомления с делом отменить, отправить дело обратно на рассмотрение в Басманный суд. ...
  • В Мосгорсуде рассматривают апелляцию Малобродского

    В Московском городском суде началось заседание по апелляции Алексея Малобродского на ограничение времени ознакомления с делом. В заседании участвуют следователь - Терехин, который сегодня участвовал в заседании Басманного суда также по делу «Седьмой студии», представитель Генпрокуратуры - Иванникова. ...
  • Кирилл Серебренников: «Беззаконие продолжается»

    В среду, 18 июля, состоялось заседание Басманного суда, где рассматривалось дело «Седьмой студии». В ходе заседания следствие просило продлить срок домашнего ареста худруку «Гоголь-центра» Кириллу Серебренникову и директору РАМТа Софье Апфельбаум. ...
  • «Меня обвиняют в том, что не входило в мои полномочия»

    В Басманном суде Москвы состоялось заседание по делу «Седьмой студии», на котором выступила директор РАМТа Софья Апфельбаум. Ей, как и Кириллу Серебренникову, было отказано в изменении меры пресечения с домашнего ареста на подписку о невыезде. ...
Читайте также