Театральная Молдавия: «Мы существуем не благодаря, а вопреки»

 
В пятницу, 20 апреля, кишиневскому русскоязычному Театру «С улицы Роз» исполняется 40 лет. Сейчас театр, выросший из обыкновенного драмкружка, гастролирует по всему миру, является лауреатом многочисленных конкурсов и проводит собственный международный фестиваль. О жизни коллектива в наши дни и его истории «Театралу» рассказал художественный руководитель Юрий Хармелин.

– Юрий Аркадьевич, создать из школьного драмкружка успешный театр – задача не из легких. Наверное, это был непростой путь.
– А какие пути простые? За все приходилось бороться. Театральная секция при средней школе, в создании которой я участвовал, очень быстро, буквально за год, стала народным ТЮЗом, а уже в 1988 получила статус театра-студии. Мы прошли все этапы, которые возможны: в 2005 стали муниципальным театром, а в 2009 – государственным молодежным драматическим.

Сейчас наш театр очень популярен, мы много гастролируем – совсем недавно я получил приглашение в Париж, мы только что вернулись с фестиваля «Встречи в России» в Санкт-Петербурге, который проходит в театре «Балтийский дом», собираемся в Сергиев Посад, потом в Омск и Одессу. У нас много планов.


И активная гастрольная жизнь. В чем секрет успеха?
– В нашем коллективе работают одержимые люди, которые хотят, чтобы театр жил несмотря ни на что. Коллектив вообще возник и существует по сей день не благодаря, а вопреки. Театру уже 40 лет, но вся наша жизнь – сплошная борьба. Особенно сложно стало, когда в 2002 году выделенное нам здание закрыли на ремонт, который все еще не закончен. В 2009 театр отремонтировали процентов на 50 – сделали зал, сцену, помещение для цехов, но с тех пор не было больше ни одной субсидии, и то, что уже было построено, постепенно разрушается. Мы как были Театром «С улицы Роз», так, с улицы, и остались. У нас в стране все нестабильно, власть меняется каждые полгода, но мы продолжаем бороться. Нынешний президент обещал, что что-то изменится. Если опустить руки и перестать надеяться, то ничего точно не получится.

– Долгострой – это всегда большая беда для коллектива. К сожалению, с такой проблемой сталкиваются и многие российские театры. На какой площадке играете сейчас?
– Спектакли идут в здании государственного театрального лицея, который я основал 22 года назад. У нас небольшой зал на 120 мест, мы оборудовали его, как могли – сделали свет, звук, обустроили амфитеатр. Чтобы прокормить коллектив, много играем на других площадках.

– Юрий Аркадьевич, вы упомянули основанный вами театральный лицей. Сами растите кадры?

– Наш театр – это целый холдинг. У меня два образования – я окончил Институт иностранных языков в Пятигорске, а потом режиссерское отделение Щукинского училища, поэтому во мне живут два человека – педагог и режиссер. В лицее при нашем театре, помимо общеобразовательных предметов, школьники изучают театральные дисциплины. Продолжить обучение они могут на театральном факультете при Славянском университете Молдовы.

Когда-то я основал ВУЗ «Межнациональная академия культуры и театрального менеджмента», который просуществовал 4 года, а потом закрылся из-за финансовых трудностей. Славянский университет Молдовы предложил театральному факультету войти в его состав, и сейчас студенты получают там высшее актерское и режиссерское образование, а мы можем сами отбирать артистов для работы в нашем театре.


– Как отметите 40-летие коллектива?
– 20 апреля, в день рождения театра, мы организуем творческий вечер, будем принимать поздравление от разных театров нашей страны и зарубежных гостей, на мероприятие приедет президент Молдавии Игорь Додон. А также в этот день состоится презентация новой книги Юлии Семеновой о нашем театре. 21 апреля представим зрителям премьеру «Мамаша Кураж и ее дети» по Брехту. На следующий день покажем спектакль «Пеппи Длинныйчулок» (это знаковая для нас постановка, ей в этом году тоже исполняется 40 лет), и проведем экскурсию по театральному лицею. Кроме того, до конца недели у нас будет идти по 2 спектакля в день. Это нетипичная ситуация для Молдавии, здесь спектакли играют в основном по пятницам, субботам и воскресеньям, а мы планируем устроить настоящую театральную неделю в честь праздника.

40 лет – это важная дата. На юбилей из разных стран приедут люди, которые вместе со мной создавали театр. На 100 или 300-летие коллектива такого, по понятным причинам, не бывает. Думаю, у нас получится живой и в каком-то смысле неформальный праздник, праздник-встреча.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Татьяна Тарасова: «Главное в актерском труде - любопытство»

    На фестивале «Мир русского театра», который по инициативе «Театрала» прошел в июне в Берлине, педагог ГИТИСа Татьяна ТАРАСОВА провела актерские мастер-классы, адресованные русским артистам, которые уже не первый год работают за рубежом. ...
  • Параллельная Россия

    Идея формирования русскоязычного культурно-интеллектуального пространства носится в воздухе – нам вновь не хватает разнообразия и диапазона информации на родном языке. Изоляционизм – понятие метафизическое. Для того, чтобы отгородиться от мира, не обязательно строить стену или закрывать границы. ...
  • «Фестиваль нас объединяет»

    В заключительный день фестиваля «Мир русского театра», который проходил в Берлине с 8 по 12 июня, наша редакция устроила «круглый стол», предложив худрукам поделиться собственным опытом: как выживать театру в столь непростых условиях дальнего зарубежья. ...
  • Чем запомнился фестиваль «Мир русского театра»

    Камертоном «Мира русского театра» для меня стала беседа сидящих рядом в ожидании приглашения на посадку в самолет бабушки и внучки. Бабушка разговаривала с внучкой на смеси английского и русского: сколько days in а year? How many minutes в часе? Потом попросила внучку сбегать посмотреть на расписание. ...
Читайте также