Связанные одной «Маской»

Как лауреаты национальной премии проявили солидарность с фигурантами «Театрального дела»

 
На Новой сцене Большого театра вечером в воскресенье, 15 апреля, состоялась торжественная церемония вручения Национальной театральной премии «Золотая маска». Но главный сюжет этого вечера был не в распределении наград, а в цеховой солидарности и поддержке фигурантов «театрального дела», о которых говорили со сцены многие лауреаты.
 
Результат драматического конкурса было легко предсказать – в тройку лидеров в последнее время входят одни и те же фигуры. Возникла даже шутка: номинировать на «Маску» можно кого угодно, а получит все равно Бутусов. Так и вышло. Причем, наградили Юрия Николаевича не за «Барабаны в ночи» Пушкинского театра, а за «Дядю Ваню» в Театре им. Ленсовета – не самую его сильную работу.

Выйдя на сцену, режиссер удивился, почему из года в год лучшим режиссером назначают его, а лучший спектакль все равно у Льва Додина, Римаса Туминаса или (иногда) у Андрея Могучего... И опять не ошибся. Главная «Маска» за большую форму на этот раз досталась постановке МДТ «Страх. Любовь. Отчаяние» – тяжеловесной, тягучей, но остро актуальной по содержанию. Так уж получается, что пьесы Брехта о приближении катастрофы и вынужденном бегстве тех, кто не хочет ходить строем, становятся все актуальнее.    
 
О судьбе человека в тоталитарном обществе рассказывал и «Чук и Гек» Михаила Патласова в Александринском театре – он получил «Маску» в малой форме. Здесь рассказ Гайдара мастерски смонтирован с мемуарами и документальными, свидетельствами о сталинских лагерях. Эту же тему развивал лучший спектакль в куклах – «И дольше века длится день» по Чингизу Айтматову, поставленный молодым творческим объединением «Таратумб» в Музее истории ГУЛАГа. Вряд ли это можно трактовать как осознанное политическое решение жюри – голосование по регламенту тайное.
 
Этот исторический метасюжет  прослеживался в работах многих и очень разных номинантов – от вполне себе классической «Демократии» Алексея Бородина в РАМТе до пластического перформанса Максима Диденко «Я здесь» в новосибирском театре «Старый дом». В музыкальном театре им вторили екатеринбургская «Пассажирка» Моисея Вайнберга, посвященная теме Холокоста («Маски» за лучшую работу дирижера Оливера фон Дохнаньи и лучшую женскую роль Надежды Бабинцевой), и воронежская «Родина электричества» Михаила Бычкова – первая постановка оперы Глеба Сидельникова по рассказам Андрея Платонова. Даже в пермской «Золушке» Алексея Мирошниченко, получившего «Маску» за оригинальную хореографию, тревожные темы Прокофьева воплотились в историческую конкретику советских 50-х.
 
Напряженное вглядывание в прошлое, анализ и переосмысление его ошибок – вообще одна из важнейших черт сегодняшнего театра, осознавшего свою социальную функцию или даже миссию, если хотите. В этом смысле режиссер церемонии Нина Чусова попала пальцем в небо, выбрав темой вечера далекое будущее, где все люди освобождены от работы и занимаются исключительно искусством, сочиняя оратории с названиями вроде «Тостер милосердный». Шутки ведущих – Юлии Хлыниной и Егора Корешкова, придуманные драматургом Валерием Печейкиным, явно контрастировали с настроением выходивших на сцену лауреатов. Им ближайшее будущее явно не казалось таким уж радужным. Все были озабочены судьбой своих коллег, находящихся под арестом и в СИЗО, и желали им скорейшего возвращения на свободу. В зале многие сидели в футболках с портретами фигурантов «театрального дела».
 
Номинанты "Золотой маски": художник Этель Иошпа, режиссер Борис Павлович, медиахудожник Алексей Бычков. Фото: Василь Ярошевич.


Кирилл Серебренников, не присутствуя на церемонии, стал её настоящим триумфатором. Во-первых, он был признан лучшим режиссером в опере за «Чаадского» в «Геликоне» (видеозапись постановки, кстати, можно посмотреть на Яндексе). Сегодня в образе сходящего с ума и гонимого высшим светом героя явно просматривается параллель с судьбой самого режиссера. Во-вторых, премию за лучшую женскую роль получила Алла Демидова – за «Поэму без героя» Ахматовой в постановке того же Серебренникова. Она произнесла со сцены страстный монолог о художнике, которого сегодня запросто могут «поставить в угол, если сильно заигрался» – то есть посадить под домашний арест. И кроме того, жюри драматического театра вручило специальный приз коллективу «Гоголь-центра» за «создание пространства творческой свободы и смелые поиски языка театральной современности».
 
Если говорить о новом театральном языке, то главным прорывом конкурса, на наш взгляд, стала иммерсивная опера Cantos пермского Театра оперы и балета. Она заслуженно получила не только композиторскую «Маску» за работу Алексея Сюмака, но и спецпермию музыкального жюри «за художественную целостность и создание новаторской формы музыкального спектакля ансамблем авторов и исполнителей». Тут, действительно, сложно разделить режиссуру Семена Александровского, сценографию Ксении Перетрухиной, тончайшее дирижерское искусство Теодора Курентзиса и мастерство исполнителей. Хотя по масштабу ему трудно было тягаться с «Билли Баддом» Большого театра, признанным лучшим спектаклем в опере.
 
Ксения Перетрухина удостоилась премии и лично как художник спектакля Марата Гацалова «Дыхание» в Театре наций. «Маску» за лучшую работу драматурга присудили Дмитрию Данилову за «Человека из Подольска», отметив таким образом работу Театра.doc и режиссера спектакля Михаила Угарова, безвременно от нас ушедшего. Зал почтил его память стоя, долгими аплодисментами, как и Олега Павловича Табакова, который сыграл свою последнюю роль в «Драконе» Константина Богомолова, тоже выдвинутого на премию.
 
Казалось, что общее горе и общая тревога сплотили зал, и уже было не так важно, кому достались, а кому не достались заветные награды. Конечно, были недовольные, были упреки в консерватизме жюри. Но гораздо важнее для театрального сообщества, вечно раздираемого ревностью и противоречиями, было ощутить единство и солидарность, почувствовать себя «в одной лодке». И постараться это чувство не растерять в дальнейшем.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Старейшему актеру исполнилось 97 лет

    Актер ЦАТРА, народный артист России Александр Петров в воскресенье, 24 марта, отмечает солидную дату. Патриарху сцены, единственному, работающему сейчас актеру-фронтовику исполнилось 97 лет. Служению театру предшествовало служение Родине: в начале Великой Отечественной войны Александр Алексеевич добровольцем ушел на фронт, участвовал в Сталинградской битве, освобождении Одессы, Праги, Вены, Будапешта, дошел до Германии и Югославии, награжден орденами и медалями. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • Умер Анатолий Адоскин

    Один из старейших артистов Театра им. Моссовета, Народный артист России Анатолий Адоскин ушел из жизни 20 марта. Об этом сообщили в пресс-службе театра.   «Театр им. Моссовета с глубоким прискорбием сообщает, что 20 марта на 92-м году жизни скончался Народный артист России Анатолий Михайлович Адоскин», – говорится в сообщении на сайте театра. ...
  • «Если это не модно, то это не МХАТ»

    В среду, 13 марта, художественный руководитель МХАТа им. Горького Эдуард Бояков провел встречу с труппой театра. Публикуем основные заявления, сделанные в ходе этой беседы. О премьерах «До конца 2019 года готовится около десяти премьер. ...
Читайте также


Читайте также

  • Владимир Мединский: «Мы никогда не будем закрываться от мира»

    Одним из главных участников IV Московского культурного форума, проходящего в эти дни в Манеже, стал министр культуры РФ Владимир Мединский, который ответил на вопросы телеведущей Софико Шеварднадзе. Приводим несколько цитат. ...
  • «Театрал» это целый ряд проектов, которые мы ведем»

    Среди участников IV Московского культурного форума, проходящего в эти дни в Манеже, оказался и журнал «Театрал». Утром в субботу, 23 марта, главный редактор издания Валерий Яков и критик Ольга Егошина рассказали о международных проектах «Театрала», а помогла им в этом зам. ...
  • В Госдуме обсудили закон «О культуре»

    В пятницу, 22 марта, на слушаниях в Госдуме в представленную ранее концепцию нового закона «О культуре» было предложено включить положение: не квалифицировать содержание «литературных и музыкальных произведений театральных постановок, произведений изобразительного искусств, визуальных искусств, экспозиций и выставок в музеях, произведений киноискусства, демонстрируемых в киноклубах и синематеках», как «публичные действия», предусмотренные частью 1 статьи 148 УК РФ. ...
  • Суд повторно допросил фигурантов «Седьмой студии»

    В Мещанском суде Москвы 21 марта прошло очередное заседание по делу «Седьмой студии», в ходе которого были повторно допрошены Кирилл Серебренников, Софья Апфельбаум и Алексей Малобродский. Как сообщает «Коммерсант», судья Ирина Аккуратова задала дополнительные вопросы о мероприятиях, проводимых на «Платформе» в 2011 году и сумм, потраченных на их постановки. ...
Читайте также