«Люди – отдельно, государство – отдельно»

Пётр Красилов о «Демократии»

 
В воскресенье, 15 апреля, будут объявлены лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска». Один из фаворитов – спектакль Алексея Бородина «Демократия», выдвинутый на премию в трех номинациях. Как говорить о политике со сцены, «Театрал» спросил у Петра КРАСИЛОВА, уже получившего за роль разведчика Гюнтера Гийома премию зрительских симпатий «Звезда Театрала».

– Пётр, ваш герой – шпион ГДР, работающий в ФРГ. Однако войдя в круг ближайших лиц канцлера Вилли Брандта, он становится не только его помощником, но и другом. И тут возникает вопрос: что важнее – служба или дружба?
– Дружба рождается не потому, что Гюнтер – высококлассный шпион, которому удается ввести Вилли Брандта в заблуждение. Вилли Брандт не глупый человек. Дружба рождается потому, что оба они стремятся к одной и той же цели. Вилли Брандт знает, что его страна должна стать единой, пусть и не сразу. А для этого второй половинке, то бишь ГДР, нужно дать хотя бы право на самоопределение. Ту же цель преследует и Гюнтер. То есть они не противники, не соперники. Находясь по разные стороны баррикад, они на самом деле смотрят в одну сторону. Поэтому им очень просто сойтись, и в конце концов они становятся друзьями. Другое дело, что люди, которые стоят за спиной у Вилли Брандта, делают все, чтобы он думал, что его предали.

– Действие спектакля происходит в Германии 70-х годов. Какие параллели можно провести с современной Россией?

– В первую очередь нужно понимать, что демократия не всегда означает единство людей и государства. Даже так: в 99 процентах случаев люди существуют отдельно, государство – отдельно. Конечно, всем хочется прийти к эталону, когда две эти силы слышат и понимают друг друга. Но равновесие крайне тяжело достижимо. Между тем, когда оно нарушается, мы получаем либо господство небольшой группы людей, которые не считаются с остальными, либо – если весы качнутся в другую сторону – анархию и кровавое месиво.


Так бывает, когда нарушается государственная структура, потому что народ может легко превратиться в толпу, а толпа – это цунами, которое сметает все на своем пути. По идее, нужно равновесие. Но спектакль не только об этом, здесь есть и чисто человеческая история. Тема дружбы, верности, предательства – всего того, что является частью нашей жизни, которую мы тоже пытаемся как-то уравновесить.

– Равновесия, о котором вы говорите, нет, наверно, ни в одной стране. Как к нему стремиться? 
– Если бы я мог ответить на этот вопрос, я бы пошел в политику, чтобы донести до остальных свое знание. Достичь гармонии действительно невероятно сложно. Это тем более немыслимо, если то или иное государство называет себя сверхдержавой. На самом деле от человека, я думаю, требуется одно: чтобы хоть как-то приблизиться к гармонии, он должен думать не только о себе любимом, но и об окружающих. По мере своих возможностей он должен хоть как-то им помогать. Если прямой возможности нет, а это бывает часто, он должен помогать хотя бы своим близким, пытаться достойно воспитывать своих детей и, главное, честно относиться к своей профессии, потому что человек, который созидает, приближает к гармоничному существованию и себя, и окружающих. 

– А сами вы социально активный человек? Вам не безразлично, что происходит за стенами театра и дома?
– Нет, не безразлично. Через свою профессию я пытаюсь высказаться, что, на мой взгляд, есть правда, а что есть ложь. Пойдет за мной зритель или нет, зависит от него самого.

– Почему, на ваш взгляд, важно говорить со сцены о том, как делается большая политика, как ведутся судебные дела?
– Если говорить конкретно об этом спектакле, то мы не занимались документалистикой. Хотя в основе сюжета – реальная история, она воплощена в художественной форме. Это именно творческий взгляд на проблему. В данном случае, на проблему власти. Безусловно, в политике колоссальное количество лжи. Но думать, что абсолютно все люди, которые облечены властью, подлецы, – это тоже однобокий взгляд. Есть и правда, которая может перевесить, если лидер не будет трястись в страхе от того, как на него смотрят его политические конкуренты и «приближенные».

Этому человеку будет крайне тяжело, потому что за его спиной всегда будут люди, которые сделают все возможное, чтобы встать на его место, и им все равно, каким способом: кровавым – не кровавым, пострадают честь и достоинство – не пострадают… Им вообще плевать на это, потому что власть – страшная штука, она захватывает тебя целиком, и вырваться из этих объятий ты уже не можешь. Я думаю, лидеры должны понимать, что власть – это ответственность не только за себя, но и за тех людей, которых ты за собой ведешь. Хотя чаще всего этого замечать не желают.


– Вам посчастливилось работать с Алексеем Владимировичем Бородиным. Чему он вас научил?
– Он научил не бояться быть самим собой, не бояться задавать вопросы, если ты чего-то не понимаешь, – вопросы к самому себе, прежде всего. Я думаю, ему очень тяжело быть художественным руководителем театра и при этом оставаться мягким и интеллигентным человеком. Мне нравится, что он говорит на своем языке, а мы научились его понимать и переводить на свой.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится

Самое читаемое

  • «Театр лучше, чем телевизор, знает о том, чем живет страна»

    «Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Павлу Рудневу, доценту ГИТИСа, зам. худрука МХТ им. Чехова по спецпроектам (мнения других экспертов читайте в ближайшие дни). ...
  • Приснилась Гурченко

    Редеет поколение, уходят друзья и коллеги, всё острее дефицит искренности. Стремительно растёт горечь накопления биографии. Забвение грустное, но… закономерное явление.   Мечты о бессмертии дико дифференцированы. ...
  • Константин Богомолов выпускает «Славу» в БДТ

    Режиссер Константин Богомолов готовит на Основной сцене БДТ им. Товстоногова постановку «Слава». Предпремьерным показом 8 июля театр завершит юбилейный 100-й сезон, премьера состоится осенью. «Слава» стала первой пьесой знаменитого поэта и сценариста Виктора Гусева, напомнили в пресс-службе БДТ. ...
  • Эрдоган остановил работу турецких театров

    Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 11 июля издал приказ, согласно которому прекращается финансирование театров, отменяются все спектакли, гастроли и любая другая творческая деятельность. Также приказ требует расторжения контрактов с артистами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр одного гения

    13 июля Петру Фоменко исполнилось бы 85 лет. В память о выдающемся режиссере напомним читателям очерк актрисы Театра им. Вахтангова Галины Коноваловой (1916-2014), написанный в 2014 году для своей авторской рубрики «Легенда сцены». ...
  • Футбол на бис

    В нашей стране (боюсь, что не только в нашей) в проблемах театра, кино и футбола разбираются все кому не лень. О коллайдере, например, стыдливо помалкивают, ибо даже не понимают, с какой стороны к нему подступиться. А если вдруг вспоминают о гении Перельмана, то боясь обмолвиться о загадочности открытой им формулы, жлобски негодуют, что он отказался от миллиона долларов и кормит старушку-мать кефиром с булочкой. ...
  • Александр Домогаров: «Я нередко бросался в крайности»

    Актер Александр Домогаров, которому сегодня, 12 июля, исполняется 55 лет, не раз становился гостем «Театрала». В честь юбилея мы собрали самые интересные высказывания артиста о театре и жизни.   *** Когда Табаков приглашал меня в МХТ, это было очень давно, я сказал Олегу Павловичу, что не могу оставить Театр Моссовета, потому что это мой дом. ...
  • Александр Домогаров празднует юбилей

    В четверг, 12 июля, актеру и певцу, народному артисту России Александру Домогарову исполняется 55 лет. В преддверии дня рождения актер рассказал журналистам, что на свой возраст себя не ощущает. – Ощущаю себя на 30 лет, – цитирует ТАСС слова Александра Домогарова. ...
Читайте также