«Люди – отдельно, государство – отдельно»

Пётр Красилов о «Демократии»

 
В воскресенье, 15 апреля, будут объявлены лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска». Один из фаворитов – спектакль Алексея Бородина «Демократия», выдвинутый на премию в трех номинациях. Как говорить о политике со сцены, «Театрал» спросил у Петра КРАСИЛОВА, уже получившего за роль разведчика Гюнтера Гийома премию зрительских симпатий «Звезда Театрала».

– Пётр, ваш герой – шпион ГДР, работающий в ФРГ. Однако войдя в круг ближайших лиц канцлера Вилли Брандта, он становится не только его помощником, но и другом. И тут возникает вопрос: что важнее – служба или дружба?
– Дружба рождается не потому, что Гюнтер – высококлассный шпион, которому удается ввести Вилли Брандта в заблуждение. Вилли Брандт не глупый человек. Дружба рождается потому, что оба они стремятся к одной и той же цели. Вилли Брандт знает, что его страна должна стать единой, пусть и не сразу. А для этого второй половинке, то бишь ГДР, нужно дать хотя бы право на самоопределение. Ту же цель преследует и Гюнтер. То есть они не противники, не соперники. Находясь по разные стороны баррикад, они на самом деле смотрят в одну сторону. Поэтому им очень просто сойтись, и в конце концов они становятся друзьями. Другое дело, что люди, которые стоят за спиной у Вилли Брандта, делают все, чтобы он думал, что его предали.

– Действие спектакля происходит в Германии 70-х годов. Какие параллели можно провести с современной Россией?

– В первую очередь нужно понимать, что демократия не всегда означает единство людей и государства. Даже так: в 99 процентах случаев люди существуют отдельно, государство – отдельно. Конечно, всем хочется прийти к эталону, когда две эти силы слышат и понимают друг друга. Но равновесие крайне тяжело достижимо. Между тем, когда оно нарушается, мы получаем либо господство небольшой группы людей, которые не считаются с остальными, либо – если весы качнутся в другую сторону – анархию и кровавое месиво.


Так бывает, когда нарушается государственная структура, потому что народ может легко превратиться в толпу, а толпа – это цунами, которое сметает все на своем пути. По идее, нужно равновесие. Но спектакль не только об этом, здесь есть и чисто человеческая история. Тема дружбы, верности, предательства – всего того, что является частью нашей жизни, которую мы тоже пытаемся как-то уравновесить.

– Равновесия, о котором вы говорите, нет, наверно, ни в одной стране. Как к нему стремиться? 
– Если бы я мог ответить на этот вопрос, я бы пошел в политику, чтобы донести до остальных свое знание. Достичь гармонии действительно невероятно сложно. Это тем более немыслимо, если то или иное государство называет себя сверхдержавой. На самом деле от человека, я думаю, требуется одно: чтобы хоть как-то приблизиться к гармонии, он должен думать не только о себе любимом, но и об окружающих. По мере своих возможностей он должен хоть как-то им помогать. Если прямой возможности нет, а это бывает часто, он должен помогать хотя бы своим близким, пытаться достойно воспитывать своих детей и, главное, честно относиться к своей профессии, потому что человек, который созидает, приближает к гармоничному существованию и себя, и окружающих. 

– А сами вы социально активный человек? Вам не безразлично, что происходит за стенами театра и дома?
– Нет, не безразлично. Через свою профессию я пытаюсь высказаться, что, на мой взгляд, есть правда, а что есть ложь. Пойдет за мной зритель или нет, зависит от него самого.

– Почему, на ваш взгляд, важно говорить со сцены о том, как делается большая политика, как ведутся судебные дела?
– Если говорить конкретно об этом спектакле, то мы не занимались документалистикой. Хотя в основе сюжета – реальная история, она воплощена в художественной форме. Это именно творческий взгляд на проблему. В данном случае, на проблему власти. Безусловно, в политике колоссальное количество лжи. Но думать, что абсолютно все люди, которые облечены властью, подлецы, – это тоже однобокий взгляд. Есть и правда, которая может перевесить, если лидер не будет трястись в страхе от того, как на него смотрят его политические конкуренты и «приближенные».

Этому человеку будет крайне тяжело, потому что за его спиной всегда будут люди, которые сделают все возможное, чтобы встать на его место, и им все равно, каким способом: кровавым – не кровавым, пострадают честь и достоинство – не пострадают… Им вообще плевать на это, потому что власть – страшная штука, она захватывает тебя целиком, и вырваться из этих объятий ты уже не можешь. Я думаю, лидеры должны понимать, что власть – это ответственность не только за себя, но и за тех людей, которых ты за собой ведешь. Хотя чаще всего этого замечать не желают.


– Вам посчастливилось работать с Алексеем Владимировичем Бородиным. Чему он вас научил?
– Он научил не бояться быть самим собой, не бояться задавать вопросы, если ты чего-то не понимаешь, – вопросы к самому себе, прежде всего. Я думаю, ему очень тяжело быть художественным руководителем театра и при этом оставаться мягким и интеллигентным человеком. Мне нравится, что он говорит на своем языке, а мы научились его понимать и переводить на свой.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы


  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Александр Калягин: «Ситуация более чем странная»

    На днях президент РФ подписал указ, согласно которому звания заслуженных артистов получили 18 человек, блестяще зарекомендовавших себя как действительно очень талантливых и трудолюбивых артистов. Однако в кругах руководителей театров эта новость породила новый виток обсуждений старой и наболевшей проблемы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Марк Захаров: «Накопилась усталость от режиссерских ребусов»

    В преддверии юбилея Марка Захарова (13 октября – 85 лет), «Театрал» встретился с режиссером, чтобы поговорить о наболевшем. Подробное интервью читайте в свежем номере журнала, а сейчас публикуем ответы Марка Анатольевича на вопросы читателей. ...
  • Константин Крюков: «Никогда не мечтал работать в кино»

    Его дедушка Сергей Бондарчук, бабушка – Ирина Скобцева, мама – Алена Бондарчук, а дядя – Федор Бондарчук… Будучи представителем столь яркой династии, казалось бы, путь с самого детства тебе уготован только на сцену. ...
  • Татьянин день

    Владислав Стржельчик считал Татьяну Доронину совершенством, Георгий Товстоногов восхищался ее широким творческим диапазоном, Константин Симонов подарил томик своих стихов с надписью «Прекрасной актрисе», Николай Гриценко написал: «Вы та Настасья Филипповна, с которой я хотел бы сыграть», а Лоренс Оливье преподнёс перстень с голубым камнем в знак признания и восхищения. ...
  • «Богомолов у нас будет ставить пьесу Петрушевской»

    В преддверие открытия сезона в «Школе современной пьесы» «Театрал» поговорил с художественным руководителем театра Иосифом РАЙХЕЛЬГАУЗОМ.   – На новый сезон у нас очень интересные планы: Константин Богомолов будет ставить пьесу Людмилы Петрушевской «Газбу» с Татьяной Васильевой в главной роли, два выпускника ГИТИСа, победившие в конкурсе «Класс молодой режиссуры» поставят две новых пьесы, победившие в конкурсе «Действующие лица», а замечательный режиссер Олег Долин – бывший артист нашего театра, который окончил режиссерский факультет у Женовача, поставит пьесу Ярославы Пулинович «Тот самый день». ...
Читайте также