«Люди – отдельно, государство – отдельно»

Пётр Красилов о «Демократии»

 
В воскресенье, 15 апреля, будут объявлены лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска». Один из фаворитов – спектакль Алексея Бородина «Демократия», выдвинутый на премию в трех номинациях. Как говорить о политике со сцены, «Театрал» спросил у Петра КРАСИЛОВА, уже получившего за роль разведчика Гюнтера Гийома премию зрительских симпатий «Звезда Театрала».

– Пётр, ваш герой – шпион ГДР, работающий в ФРГ. Однако войдя в круг ближайших лиц канцлера Вилли Брандта, он становится не только его помощником, но и другом. И тут возникает вопрос: что важнее – служба или дружба?
– Дружба рождается не потому, что Гюнтер – высококлассный шпион, которому удается ввести Вилли Брандта в заблуждение. Вилли Брандт не глупый человек. Дружба рождается потому, что оба они стремятся к одной и той же цели. Вилли Брандт знает, что его страна должна стать единой, пусть и не сразу. А для этого второй половинке, то бишь ГДР, нужно дать хотя бы право на самоопределение. Ту же цель преследует и Гюнтер. То есть они не противники, не соперники. Находясь по разные стороны баррикад, они на самом деле смотрят в одну сторону. Поэтому им очень просто сойтись, и в конце концов они становятся друзьями. Другое дело, что люди, которые стоят за спиной у Вилли Брандта, делают все, чтобы он думал, что его предали.

– Действие спектакля происходит в Германии 70-х годов. Какие параллели можно провести с современной Россией?

– В первую очередь нужно понимать, что демократия не всегда означает единство людей и государства. Даже так: в 99 процентах случаев люди существуют отдельно, государство – отдельно. Конечно, всем хочется прийти к эталону, когда две эти силы слышат и понимают друг друга. Но равновесие крайне тяжело достижимо. Между тем, когда оно нарушается, мы получаем либо господство небольшой группы людей, которые не считаются с остальными, либо – если весы качнутся в другую сторону – анархию и кровавое месиво.


Так бывает, когда нарушается государственная структура, потому что народ может легко превратиться в толпу, а толпа – это цунами, которое сметает все на своем пути. По идее, нужно равновесие. Но спектакль не только об этом, здесь есть и чисто человеческая история. Тема дружбы, верности, предательства – всего того, что является частью нашей жизни, которую мы тоже пытаемся как-то уравновесить.

– Равновесия, о котором вы говорите, нет, наверно, ни в одной стране. Как к нему стремиться? 
– Если бы я мог ответить на этот вопрос, я бы пошел в политику, чтобы донести до остальных свое знание. Достичь гармонии действительно невероятно сложно. Это тем более немыслимо, если то или иное государство называет себя сверхдержавой. На самом деле от человека, я думаю, требуется одно: чтобы хоть как-то приблизиться к гармонии, он должен думать не только о себе любимом, но и об окружающих. По мере своих возможностей он должен хоть как-то им помогать. Если прямой возможности нет, а это бывает часто, он должен помогать хотя бы своим близким, пытаться достойно воспитывать своих детей и, главное, честно относиться к своей профессии, потому что человек, который созидает, приближает к гармоничному существованию и себя, и окружающих. 

– А сами вы социально активный человек? Вам не безразлично, что происходит за стенами театра и дома?
– Нет, не безразлично. Через свою профессию я пытаюсь высказаться, что, на мой взгляд, есть правда, а что есть ложь. Пойдет за мной зритель или нет, зависит от него самого.

– Почему, на ваш взгляд, важно говорить со сцены о том, как делается большая политика, как ведутся судебные дела?
– Если говорить конкретно об этом спектакле, то мы не занимались документалистикой. Хотя в основе сюжета – реальная история, она воплощена в художественной форме. Это именно творческий взгляд на проблему. В данном случае, на проблему власти. Безусловно, в политике колоссальное количество лжи. Но думать, что абсолютно все люди, которые облечены властью, подлецы, – это тоже однобокий взгляд. Есть и правда, которая может перевесить, если лидер не будет трястись в страхе от того, как на него смотрят его политические конкуренты и «приближенные».

Этому человеку будет крайне тяжело, потому что за его спиной всегда будут люди, которые сделают все возможное, чтобы встать на его место, и им все равно, каким способом: кровавым – не кровавым, пострадают честь и достоинство – не пострадают… Им вообще плевать на это, потому что власть – страшная штука, она захватывает тебя целиком, и вырваться из этих объятий ты уже не можешь. Я думаю, лидеры должны понимать, что власть – это ответственность не только за себя, но и за тех людей, которых ты за собой ведешь. Хотя чаще всего этого замечать не желают.


– Вам посчастливилось работать с Алексеем Владимировичем Бородиным. Чему он вас научил?
– Он научил не бояться быть самим собой, не бояться задавать вопросы, если ты чего-то не понимаешь, – вопросы к самому себе, прежде всего. Я думаю, ему очень тяжело быть художественным руководителем театра и при этом оставаться мягким и интеллигентным человеком. Мне нравится, что он говорит на своем языке, а мы научились его понимать и переводить на свой.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Счастье, что стены рушатся!»

    В Италии, на острове Искья состоялась восьмая ежегодная церемония вручения премии имени Иосифа Бродского, по традиции приуроченная ко дню рождения поэта. Лауреатами 2019 года стали ведущие актеры Театра им. Вахтангова Ирина Купченко и Василий Лановой, историк Сергей Никитин и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков. ...
  • «В театре ты постоянно на вулкане»

    25 мая глава Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра Et Cetera Александр Калягин отмечает день рождения. Александр Александрович не раз становился героем интервью «Театрала», по случаю праздника мы собрали самые яркие его высказывания о театре и творческой судьбе. ...
  • Алексей Бородин: «Нам очень не хватает самоиронии»

    РАМТ готовится к открытию пятой по счету площадки – Сцены во дворе. О ближайших проектах в новом театральном пространстве, а также об ожиданиях от Года театра и кадровых изменениях в коллективе, где с начала сезона появился главный режиссер, «Театралу» рассказал художественный руководитель Алексей БОРОДИН. ...
  • «Театр возникает, когда ты полон жизни…»

    В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ. В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет. ...
Читайте также