«Люди – отдельно, государство – отдельно»

Пётр Красилов о «Демократии»

 
В воскресенье, 15 апреля, будут объявлены лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска». Один из фаворитов – спектакль Алексея Бородина «Демократия», выдвинутый на премию в трех номинациях. Как говорить о политике со сцены, «Театрал» спросил у Петра КРАСИЛОВА, уже получившего за роль разведчика Гюнтера Гийома премию зрительских симпатий «Звезда Театрала».

– Пётр, ваш герой – шпион ГДР, работающий в ФРГ. Однако войдя в круг ближайших лиц канцлера Вилли Брандта, он становится не только его помощником, но и другом. И тут возникает вопрос: что важнее – служба или дружба?
– Дружба рождается не потому, что Гюнтер – высококлассный шпион, которому удается ввести Вилли Брандта в заблуждение. Вилли Брандт не глупый человек. Дружба рождается потому, что оба они стремятся к одной и той же цели. Вилли Брандт знает, что его страна должна стать единой, пусть и не сразу. А для этого второй половинке, то бишь ГДР, нужно дать хотя бы право на самоопределение. Ту же цель преследует и Гюнтер. То есть они не противники, не соперники. Находясь по разные стороны баррикад, они на самом деле смотрят в одну сторону. Поэтому им очень просто сойтись, и в конце концов они становятся друзьями. Другое дело, что люди, которые стоят за спиной у Вилли Брандта, делают все, чтобы он думал, что его предали.

– Действие спектакля происходит в Германии 70-х годов. Какие параллели можно провести с современной Россией?

– В первую очередь нужно понимать, что демократия не всегда означает единство людей и государства. Даже так: в 99 процентах случаев люди существуют отдельно, государство – отдельно. Конечно, всем хочется прийти к эталону, когда две эти силы слышат и понимают друг друга. Но равновесие крайне тяжело достижимо. Между тем, когда оно нарушается, мы получаем либо господство небольшой группы людей, которые не считаются с остальными, либо – если весы качнутся в другую сторону – анархию и кровавое месиво.


Так бывает, когда нарушается государственная структура, потому что народ может легко превратиться в толпу, а толпа – это цунами, которое сметает все на своем пути. По идее, нужно равновесие. Но спектакль не только об этом, здесь есть и чисто человеческая история. Тема дружбы, верности, предательства – всего того, что является частью нашей жизни, которую мы тоже пытаемся как-то уравновесить.

– Равновесия, о котором вы говорите, нет, наверно, ни в одной стране. Как к нему стремиться? 
– Если бы я мог ответить на этот вопрос, я бы пошел в политику, чтобы донести до остальных свое знание. Достичь гармонии действительно невероятно сложно. Это тем более немыслимо, если то или иное государство называет себя сверхдержавой. На самом деле от человека, я думаю, требуется одно: чтобы хоть как-то приблизиться к гармонии, он должен думать не только о себе любимом, но и об окружающих. По мере своих возможностей он должен хоть как-то им помогать. Если прямой возможности нет, а это бывает часто, он должен помогать хотя бы своим близким, пытаться достойно воспитывать своих детей и, главное, честно относиться к своей профессии, потому что человек, который созидает, приближает к гармоничному существованию и себя, и окружающих. 

– А сами вы социально активный человек? Вам не безразлично, что происходит за стенами театра и дома?
– Нет, не безразлично. Через свою профессию я пытаюсь высказаться, что, на мой взгляд, есть правда, а что есть ложь. Пойдет за мной зритель или нет, зависит от него самого.

– Почему, на ваш взгляд, важно говорить со сцены о том, как делается большая политика, как ведутся судебные дела?
– Если говорить конкретно об этом спектакле, то мы не занимались документалистикой. Хотя в основе сюжета – реальная история, она воплощена в художественной форме. Это именно творческий взгляд на проблему. В данном случае, на проблему власти. Безусловно, в политике колоссальное количество лжи. Но думать, что абсолютно все люди, которые облечены властью, подлецы, – это тоже однобокий взгляд. Есть и правда, которая может перевесить, если лидер не будет трястись в страхе от того, как на него смотрят его политические конкуренты и «приближенные».

Этому человеку будет крайне тяжело, потому что за его спиной всегда будут люди, которые сделают все возможное, чтобы встать на его место, и им все равно, каким способом: кровавым – не кровавым, пострадают честь и достоинство – не пострадают… Им вообще плевать на это, потому что власть – страшная штука, она захватывает тебя целиком, и вырваться из этих объятий ты уже не можешь. Я думаю, лидеры должны понимать, что власть – это ответственность не только за себя, но и за тех людей, которых ты за собой ведешь. Хотя чаще всего этого замечать не желают.


– Вам посчастливилось работать с Алексеем Владимировичем Бородиным. Чему он вас научил?
– Он научил не бояться быть самим собой, не бояться задавать вопросы, если ты чего-то не понимаешь, – вопросы к самому себе, прежде всего. Я думаю, ему очень тяжело быть художественным руководителем театра и при этом оставаться мягким и интеллигентным человеком. Мне нравится, что он говорит на своем языке, а мы научились его понимать и переводить на свой.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов: «Нам надо смутное сделать ясным»

    В начале октября в Музее Москвы состоится премьера спектакля «Борис» по пушкинскому «Борису Годунову». Режиссер Дмитрий Крымов и продюсер Леонид Роберман пригласили в свой проект Тимофея Трибунцева, Паулину Андрееву, Михаила Филиппова, Викторию Исакову, Марию Смольникову. ...
  • «Все его картины – это точное попадание в десятку»

    17 сентября кинорежиссер Владимир Меньшов отмечает 80-летие. Свой первый фильм «Розыгрыш» он снял в 37 лет. За второй «Москва слезам не верит» был удостоен премии «Оскар». Он рискнул пригласить сыграть в комедии Юрского и Тенякову, Алентову и Чурикову. ...
  • Олег Леушин: «Без премьер мы начинаем задыхаться»

    Театральный сезон начинается, как правило, с премьер. Этой традиции придерживается и «Театр на Юго-Западе». Свой 43 сезон они открывают комедией Кена Людвига «Примадонны», которую на шутливый манер и с подтекстом переименовали в «ПрямоДонны». ...
  • Александр Ширвиндт: «Голосовать не будем…»

    В преддверии встречи с Александром Ширвиндтом редакция предложила читателям адресовать артисту свои вопросы. Наиболее интересные из них прозвучали во время интервью, полную версию которого можно будет прочитать в октябрьском номере «Театрала». ...
Читайте также