«Принуждение к искусству дает отрицательный результат»

 
Министерство культуры выступило с инициативой, согласно которой школьники должны посещать спектакли по классическим произведениям не менее трех раз в год и принимать участие в обсуждениях после просмотра.
 

«Если подробно объяснять школьнику, что это за слова, что это за эпоха, тогда ему станет интересно. Если он понимает взаимосвязь времен, то ему становится ближе и автор, и литература», – считает замминистра культуры Александр Журавский.
 
Между тем, некоторые деятели искусства не раз высказывались против подобных коллективных посещений. В частности, «Театралу» об этом в интервью говорили и Юрий Соломин, и Лия Ахеджакова, и Роман Виктюк, и Олег Басилашвили, и Галина Волчек… Не исключено, что возрождение традиции встретит сопротивление. Так нужно ли это делать? Такой вопрос «Театрал» задал экспертам.
 
Константин РАЙКИН, худрук театра «Сатирикон»:

– Меня очень недолюбливают администраторы за то, что я запретил коллективные посещения. Я много лет это запрещаю, я много лет их наказываю, если понимаю, что в зале сидят некие группы лиц, потому что когда люди (вне зависимости от возраста) приходят в театр организованной группой, над ними начинает властвовать иная психология – я по себе это знаю. Помню, как еще в школе нас целым классом повели в планетарий в Ленинграде, и лектор планетария меня, мальчика из интеллигентной театральной семьи, за ухо поднимал – сажал на сцену рядом с трибуной, потому что иначе меня невозможно было унять. Меня всего трясло от какой-то внутренней драматургии, которая там возникала: всякие классные отношения, девочки, и я выдрючивался, как мог, потому что меня охватывало коллективное, стадное, обезьянье чувство… И, конечно, никаких иных впечатлений этот поход не оставил.
 
Я считаю, что театр очень нежное дело. Сильное, но нежное. Невозможно ведь представить, чтобы оркестр играл на проезжей части. То же самое и в нашем деле.

Марк РОЗОВСКИЙ, худрук театра «У Никитских ворот»:

– Любое принуждение к искусству дает отрицательный результат. Конечно, школьники должны ходить в театр, но не надо устанавливать какие-то нормы. Почему три раза в театр, а не тридцать раз? Такой бюрократический подход наивен, и мне он кажется излишним. Ходить ведь нужно не просто «в театр», а на хорошие спектакли, на лучшие, потому что важно не навредить. Ведь можно прийти три раза в театр и три раза промахнуться – попасть на спектакль, который недостоин того, чтобы его смотрели. Так часто бывает. И после этого ребенка и на аркане не затащишь в театр!

Я не вижу ничего дурного в том, чтобы ученики к нам приходили целыми классами. Я считаю, что школьники – прекрасная публика. Если спектакль хороший, если он захватывает, то чего их бояться – это же потенциальные взрослые зрители. Я люблю, когда старшеклассники приходят в наш театр и на «Недоросля», и на «Горе без ума», и на русскую классику. Если школьнику понравится в театре, то он сам захочет вернуться сюда, а три спектакля в год ему скажут посмотреть или десять, уже не будет иметь никакого значения. Важно, чтобы дети школьного возраста встречались с искусством с большой буквы, вот чем надо быть озабоченными, а не количеством посещений.
 
Марина БРУСНИКИНА, режиссер МХТ им. Чехова, педагог:

– Ничего плохого я в предложении Министерства культуры не вижу. А будет ли поход в театр полезен школьникам, зависит сразу от нескольких факторов.
 
Очень важно качество спектакля – дети быстро распознают халтуру, поэтому постановки, на которые ведут школьников, должны тщательно отбираться. Классическое произведение – это еще не знак качества. Когда я училась в школе, иногда мы ходили всем классом на чудовищные спектакли, которые было невозможно высидеть. Конечно, дети начинают развлекаться.

Постановка, на которую ведут класс, должна быть рассчитана на подростковую публику – у этих спектаклей своя специфика. Такие постановки можно найти в репертуаре целого ряда театров, например, РАМТа.
 
Кроме того, детей надо предварительно подготовить к походу в театр, настроить, объяснить, зачем они туда идут. Имеет значение и возраст школьников: шансов, что старшеклассники окажутся способны воспринимать искусство во время коллективного похода в театр значительно больше, чем когда мы говорим о средних классах.
 
Если учитывать эти условия, то поход в театр всем классом может иметь смысл, а если просто обязаловка…
 
Искандер МУСТАФИН, клинический психолог:

– Для детей средней школы взаимодействие со сверстниками гораздо важнее, чем просмотр спектакля, поэтому когда их приводят в театр целым классом, толку от этого бывает мало. Со старшеклассниками, в частности, учениками 11 классов, дела обстоят по-другому. Многие подростки этого возраста уже способны сконцентрироваться на происходящем на сцене и временно отвлечься от общения со сверстниками.
 
Чтобы подготовить школьников к походу в театр, в учебный процесс можно включать элементы творческого самовыражения, тогда театр начнет восприниматься как нечто знакомое и близкое, и шуметь во время спектакля уже не захочется. Заинтересовать детей и подготовить их к походу в театр помогут и театральные кружки. Конечно, кто-то из детей захочет в них ходить, а кто-то нет, и это нормально. Тогда и станет ясно, кого действительно стоит вести в театр.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Реконструкция дома купца Булошникова отложена

    Мэр Москвы Сергей Собянин решил отложить принятие решение по вопросу о реконструкции дома, находящегося по адресу Большая Никитская, 17, стр.1. Проект, который вызвал жаркие споры, отправят на дополнительную экспертизу.   Публичные слушания, где решалась судьба дома купца Булошникова были непростыми, отметил глава города. ...
  • Новые права театральных режиссеров: бояться или радоваться?

    В числе наиболее острых вопросов, которые волнуют сейчас руководителей театров, является вопрос о защите интеллектуальных прав режиссера. Недавно эти права режиссера были расширены, что породило множество слухов и домыслов. ...
  • Театр начинается с… детства

    Начался 2019 год – Год Театра. Много ожиданий, надежд, планов... Долго составляли Программу проведения Года Театра, старались ничего не упустить. Но все-таки непростительно упустили — не продумали специальных проектов, которые были бы направлены на  поддержку  театров, в которых играют дети. ...
  • «Наступает взросление!»

    Владимир Этуш, ветеран Великой Отечественной войны, актер Театра им. Вахтангова: – Уверен, что я не только самый «старший» ваш читатель, но и самый преданный, ведь на протяжении всех этих лет не расстаюсь с «Театралом». ...
Читайте также