«Принуждение к искусству дает отрицательный результат»

 
Министерство культуры выступило с инициативой, согласно которой школьники должны посещать спектакли по классическим произведениям не менее трех раз в год и принимать участие в обсуждениях после просмотра.
 

«Если подробно объяснять школьнику, что это за слова, что это за эпоха, тогда ему станет интересно. Если он понимает взаимосвязь времен, то ему становится ближе и автор, и литература», – считает замминистра культуры Александр Журавский.
 
Между тем, некоторые деятели искусства не раз высказывались против подобных коллективных посещений. В частности, «Театралу» об этом в интервью говорили и Юрий Соломин, и Лия Ахеджакова, и Роман Виктюк, и Олег Басилашвили, и Галина Волчек… Не исключено, что возрождение традиции встретит сопротивление. Так нужно ли это делать? Такой вопрос «Театрал» задал экспертам.
 
Константин РАЙКИН, худрук театра «Сатирикон»:

– Меня очень недолюбливают администраторы за то, что я запретил коллективные посещения. Я много лет это запрещаю, я много лет их наказываю, если понимаю, что в зале сидят некие группы лиц, потому что когда люди (вне зависимости от возраста) приходят в театр организованной группой, над ними начинает властвовать иная психология – я по себе это знаю. Помню, как еще в школе нас целым классом повели в планетарий в Ленинграде, и лектор планетария меня, мальчика из интеллигентной театральной семьи, за ухо поднимал – сажал на сцену рядом с трибуной, потому что иначе меня невозможно было унять. Меня всего трясло от какой-то внутренней драматургии, которая там возникала: всякие классные отношения, девочки, и я выдрючивался, как мог, потому что меня охватывало коллективное, стадное, обезьянье чувство… И, конечно, никаких иных впечатлений этот поход не оставил.
 
Я считаю, что театр очень нежное дело. Сильное, но нежное. Невозможно ведь представить, чтобы оркестр играл на проезжей части. То же самое и в нашем деле.

Марк РОЗОВСКИЙ, худрук театра «У Никитских ворот»:

– Любое принуждение к искусству дает отрицательный результат. Конечно, школьники должны ходить в театр, но не надо устанавливать какие-то нормы. Почему три раза в театр, а не тридцать раз? Такой бюрократический подход наивен, и мне он кажется излишним. Ходить ведь нужно не просто «в театр», а на хорошие спектакли, на лучшие, потому что важно не навредить. Ведь можно прийти три раза в театр и три раза промахнуться – попасть на спектакль, который недостоин того, чтобы его смотрели. Так часто бывает. И после этого ребенка и на аркане не затащишь в театр!

Я не вижу ничего дурного в том, чтобы ученики к нам приходили целыми классами. Я считаю, что школьники – прекрасная публика. Если спектакль хороший, если он захватывает, то чего их бояться – это же потенциальные взрослые зрители. Я люблю, когда старшеклассники приходят в наш театр и на «Недоросля», и на «Горе без ума», и на русскую классику. Если школьнику понравится в театре, то он сам захочет вернуться сюда, а три спектакля в год ему скажут посмотреть или десять, уже не будет иметь никакого значения. Важно, чтобы дети школьного возраста встречались с искусством с большой буквы, вот чем надо быть озабоченными, а не количеством посещений.
 
Марина БРУСНИКИНА, режиссер МХТ им. Чехова, педагог:

– Ничего плохого я в предложении Министерства культуры не вижу. А будет ли поход в театр полезен школьникам, зависит сразу от нескольких факторов.
 
Очень важно качество спектакля – дети быстро распознают халтуру, поэтому постановки, на которые ведут школьников, должны тщательно отбираться. Классическое произведение – это еще не знак качества. Когда я училась в школе, иногда мы ходили всем классом на чудовищные спектакли, которые было невозможно высидеть. Конечно, дети начинают развлекаться.

Постановка, на которую ведут класс, должна быть рассчитана на подростковую публику – у этих спектаклей своя специфика. Такие постановки можно найти в репертуаре целого ряда театров, например, РАМТа.
 
Кроме того, детей надо предварительно подготовить к походу в театр, настроить, объяснить, зачем они туда идут. Имеет значение и возраст школьников: шансов, что старшеклассники окажутся способны воспринимать искусство во время коллективного похода в театр значительно больше, чем когда мы говорим о средних классах.
 
Если учитывать эти условия, то поход в театр всем классом может иметь смысл, а если просто обязаловка…
 
Искандер МУСТАФИН, клинический психолог:

– Для детей средней школы взаимодействие со сверстниками гораздо важнее, чем просмотр спектакля, поэтому когда их приводят в театр целым классом, толку от этого бывает мало. Со старшеклассниками, в частности, учениками 11 классов, дела обстоят по-другому. Многие подростки этого возраста уже способны сконцентрироваться на происходящем на сцене и временно отвлечься от общения со сверстниками.
 
Чтобы подготовить школьников к походу в театр, в учебный процесс можно включать элементы творческого самовыражения, тогда театр начнет восприниматься как нечто знакомое и близкое, и шуметь во время спектакля уже не захочется. Заинтересовать детей и подготовить их к походу в театр помогут и театральные кружки. Конечно, кто-то из детей захочет в них ходить, а кто-то нет, и это нормально. Тогда и станет ясно, кого действительно стоит вести в театр.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится

Самое читаемое

  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Яна Сексте: «Я сумасшедший болельщик»

    Футбольный матч между Россией и Египтом, состоявшийся во вторник, 19 июня, завершился победой российской сборной со счетом 3:1, что практически со стопроцентной вероятностью гарантировало России выход из группы (впервые в новейшей истории). ...
  • Игра на уничтожение

    Екатерина II, которую никто не считал выдающейся гуманисткой, тем не менее сформулировала универсальное правило правового государства: «лучше помиловать десять виновных, чем повесить одного невинного». Именно этой выстраданной максимой и стоит руководствоваться в деле обмена людей, оказавшихся заложниками межгосударственных конфликтов. ...
  • «Счет сообщали друг другу прямо на сцене»

    В Москве стартовал Чемпионат мира по футболу. В четверг город, наводненный болельщиками, праздновал церемонию открытия, а затем и победу российской сборной со счетом 5:0 в матче с Саудовской Аравией. Футбольный марафон  пройдет по нескольких российским городам: помимо Москвы это Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Калининград, Волгоград, Ростов-на-Дону и Саранск. ...
  • Минкульт отменил собственный приказ о нормах труда в театре

    Министр культуры Владимир Мединский отменил ранее утвержденные Минкультом типовые нормы по выполнению работ в театрах. Напомним, ранее ведомство опубликовало приказы «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств» и «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности работников организаций исполнительских искусств с учетом отраслевой специфики». ...
Читайте также