Театралы построили мост между Москвой и Нью-Йорком

Чехов и судьба

 
Вечером в пятницу, 6 апреля, в истории театра МОСТ, а также журнала «Театрал» и совсем еще молодого фестиваля «Мир русского театра» началась новая глава. В Москву на гастроли из США приехал русский театр Steps со спектаклем «Спросите Иосифа» произведением, в котором биография Бродского сочетается с чеховской «Чайкой».

Авторы пьесы Слава Степнов и Роман Фрейд (он же исполнитель роли Иосифа) намеренно ушли от развлекательности и наивного популяризаторства. Сюжет о диссиденте Бродском, великом поэте – изгнаннике родины мог бы стать основой драматического хита для русскоязычной публики США (в любой стране есть такой спектакль; подобных примеров – множество), однако драматурги избежали ностальгии и пересказа давно известного сюжета, предложив зрителям пьесу-фантазию, главное в которой – взаимоотношения театра и реальности, правды и вымысла.

С первых минут задается планка предстоящей интеллектуальной игре: звучит монолог Нины Заречной о Мировой душе и позже Заречная, Треплев, Тригорин еще не раз аллюзорно возникнут на сцене рядом с Бродским, которого Роман Фрейд играет, кстати, не столько как поэта, сколько как выдающегося философа. Единство Мировой души сочетается с единством времени. Сюжетные главы, именуемые в спектакле фантазиями, излагаются в статичных декорациях, и лишь ненавязчивыми штрихами обозначается жизнь Иосифа в Петербурге или Нью-Йорке, в раннем детстве или ссылке. Здесь драматурги стремятся показать, что всё это – звенья одной и той же реальности. Иными словами, не бывает «прошлой жизни» или «нынешней жизни». Жизнь одна, пока жива память и никуда не деться от своего прошлого.

В какой-то момент авторы спектакля стремятся сделать и вовсе макрокосмический шаг, показав, что сюжет чеховской «Чайки» (а для Бродского это произведение было, несомненно, памятным) сочетается с биографией творческого человека, не лишенного амбиций и живущего жаждой самореализации. Иными словами, классические персонажи становятся столь же живыми и вполне реальными людьми, словно однажды встречались в твоей жизни. На обсуждении, состоявшемся по окончании, участники спектакля говорили, что для них не столько важна биография Бродского, сколько стремление создать собирательный образ поэта; показать его боль, душевные муки и превратности судьбы.

В финале спектакля, как и в чеховской «Чайке», представлена сцена игры в лото. Вспоминается трагедия Кости Треплева, пытавшегося покончить с собой. Однако в постановке Славы Степнова это конец и для Бродского: здесь осмысляется сердечная боль поэта, которая знаменует собой, конечно, не следствие от перенесенного инфаркта, а конец большой, многогранной личности.

– Фестиваль «Мир русского театра» существует всего лишь второй год, – сказал, предваряя спектакль главный редактор «Театрала» Валерий Яков. – В прошлом году мы собирали в Италии русские театры из семи стран мира. Туда приезжал и Слава Степнов. Театры играли свои постановки. Слава читал пьесу «Спросите Иосифа», которую вы сегодня увидите. И надо сказать, что эта читка завершилась аплодисментами. Тогда у меня возникла мечта привезти спектакль в Москву для того, чтобы столичная публика могла посмотреть, как работают, как живут наши коллеги в разных странах мира. Мне повезло, потому что Россотрудничество пригласило театр Steps на фестиваль «Соотечественники». Поэтому мы благодарны Россотрудничеству, и Steps дважды сыграл этот спектакль в Саранске, а сейчас представляет его в Москве. И я очень рад, что театр МОСТ стал партнером нашего фестиваля. Совместными усилиями нам удалось перебросить мостик из Нью-Йорка в Москву и, надеюсь, что сотрудничество продолжится. Второй фестиваль «Мир русского театра» пройдет с 8 по 12 июня в Берлине. Так что на следующий год, я надеюсь, мы привезем спектакль-победитель в Москву и на площадке этого театра выстроим уже мост Москва-Берлин.

Слава Степнов добавил:
– Вообще эта история с фестивалем «Мир русского театра» – хорошая история. Потому что нам вдалеке очень не хватает вас, вашей поддержки, ваших ответов на наши «сообщения».
  • Нравится


Самое читаемое

  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
  • «Никто из оппонентов не видел этих спектаклей»

    Срыв запланированных в Астрахани гастролей спектаклей Романа Виктюка уже называют «театром абсурда». Местные чиновники и представители духовенства обвинили столичный театр в пропаганде гомосексуализма, даже не посмотрев анонсируемые спектакли. ...
Читайте также


Читайте также

  • Татьяна Тарасова: «Главное в актерском труде - любопытство»

    На фестивале «Мир русского театра», который по инициативе «Театрала» прошел в июне в Берлине, педагог ГИТИСа Татьяна ТАРАСОВА провела актерские мастер-классы, адресованные русским артистам, которые уже не первый год работают за рубежом. ...
  • Параллельная Россия

    Идея формирования русскоязычного культурно-интеллектуального пространства носится в воздухе – нам вновь не хватает разнообразия и диапазона информации на родном языке. Изоляционизм – понятие метафизическое. Для того, чтобы отгородиться от мира, не обязательно строить стену или закрывать границы. ...
  • «Фестиваль нас объединяет»

    В заключительный день фестиваля «Мир русского театра», который проходил в Берлине с 8 по 12 июня, наша редакция устроила «круглый стол», предложив худрукам поделиться собственным опытом: как выживать театру в столь непростых условиях дальнего зарубежья. ...
  • Чем запомнился фестиваль «Мир русского театра»

    Камертоном «Мира русского театра» для меня стала беседа сидящих рядом в ожидании приглашения на посадку в самолет бабушки и внучки. Бабушка разговаривала с внучкой на смеси английского и русского: сколько days in а year? How many minutes в часе? Потом попросила внучку сбегать посмотреть на расписание. ...
Читайте также