Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

 
Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. Однако петербургские власти решения не отменили. «Театрал» дозвонился до режиссера и попросил рассказать о текущем положении дел.
 
– Юрий Николаевич, после увольнения с вами выходили на связь из театра или Комитета по культуре? Пытались как-то урегулировать конфликт? 
– Нет, ко мне никто не обращался. 

– Тем не менее возможно ли примирение? Вы готовы вернуться? 
– Прежде всего, я должен сказать, что меня вынудили уйти. Да, я написал заявление, но сделал это потому, что никто не шел на диалог. На письма с предложениями по развитию театра я получал только отрицательные ответы. Все это было похоже на издевательство. Между тем, моя цель заключается в том, чтобы строить театр, повышать художественный уровень. Ведь если нет движения, начинается стагнация. Речь могла бы идти о возвращении, если бы были удовлетворены пожелания, которые я в письменном виде высказал губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко и председателю Комитета по культуре Константину Сухенко. Без этих изменений возвращение невозможно.

– В чем заключаются ваши требования к Комитету и дирекции? 
– Все они были подробно изложены в моем открытом письме. Если коротко и по сути, я считаю, что во главе театра должен стоять художественный лидер. А Устав написан таким образом, что в театре неизбежно двоевластие, что и привело к конфликту, так как у нас с директором разные амбиции, темпы работы, взгляды на будущее театра. Например, мне недостаточно гастролей только по России, которыми, можно сказать, гордится Комитет. Нам не раз присылали приглашения из Европы и Азии, но театр так и не смог никуда выбраться: не хватало внутренней организации. Поэтому я предлагал идти по пути перемен. Однако услышан не был.
Могу добавить, что никакой человек не может занимать свое кресло вечно. Люди должны работать ради театра, а не театр должен существовать ради их интересов. Видимо, Комитет счел, что уходить пора мне, потому что перемены оказались не нужны. На мой взгляд, то, что транслирует Комитет, эгоистично, нелепо и не ведет театр к развитию.

– Многие артисты Театра Ленсовета написали открытые письма с просьбой о вашем возращении. Кто-то говорил с вами лично? 
– Конечно. И, насколько я вижу, большинству хотелось бы, чтобы я вернулся. Но агрессивное меньшинство сильнее. 

– То есть некоторые выступают против ваших художественных взглядов?  
– Да, такие люди, разумеется, есть, но их не так много. К сожалению, они, объединившись с Комитетом и дирекцией, оказались сильнее той части труппы, которая на сегодняшний день определяет лицо театра. И от этого больно.
Против выступила в основном взрослая часть труппы. Хотя, вообще-то, я никого не выгонял, работу они получали. Но, наверное, не так много, как в молодости. Поразительно, что никто не думает о будущем театра, о своих молодых коллегах. Никто не работает на созидание, только на разрушение. Страшная агрессия…
То, что было сделано в театре за семь лет, дорого стоит. Честно говоря, очень дорого. Но думаю, Комитет или какие-то другие люди в Смольном плохо понимают, что происходит в культурном пространстве, и просто уничтожают созданный театр.

– Что вы теперь будете делать? Какие у вас планы? 
– Сейчас я начинают репетировать в МХТ пьесу Аси Волошиной «Человек из рыбы». Это давно запланированная работа. Пока больше никаких планов нет. Но они, естественно, появятся.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится


Самое читаемое

  • Старейшему актеру исполнилось 97 лет

    Актер ЦАТРА, народный артист России Александр Петров в воскресенье, 24 марта, отмечает солидную дату. Патриарху сцены, единственному, работающему сейчас актеру-фронтовику исполнилось 97 лет. Служению театру предшествовало служение Родине: в начале Великой Отечественной войны Александр Алексеевич добровольцем ушел на фронт, участвовал в Сталинградской битве, освобождении Одессы, Праги, Вены, Будапешта, дошел до Германии и Югославии, награжден орденами и медалями. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • Умер Анатолий Адоскин

    Один из старейших артистов Театра им. Моссовета, Народный артист России Анатолий Адоскин ушел из жизни 20 марта. Об этом сообщили в пресс-службе театра.   «Театр им. Моссовета с глубоким прискорбием сообщает, что 20 марта на 92-м году жизни скончался Народный артист России Анатолий Михайлович Адоскин», – говорится в сообщении на сайте театра. ...
  • «Если это не модно, то это не МХАТ»

    В среду, 13 марта, художественный руководитель МХАТа им. Горького Эдуард Бояков провел встречу с труппой театра. Публикуем основные заявления, сделанные в ходе этой беседы. О премьерах «До конца 2019 года готовится около десяти премьер. ...
Читайте также


Читайте также

  • Владимир Мединский: «Мы никогда не будем закрываться от мира»

    Одним из главных участников IV Московского культурного форума, проходящего в эти дни в Манеже, стал министр культуры РФ Владимир Мединский, который ответил на вопросы телеведущей Софико Шеварднадзе. Приводим несколько цитат. ...
  • «Театрал» это целый ряд проектов, которые мы ведем»

    Среди участников IV Московского культурного форума, проходящего в эти дни в Манеже, оказался и журнал «Театрал». Утром в субботу, 23 марта, главный редактор издания Валерий Яков и критик Ольга Егошина рассказали о международных проектах «Театрала», а помогла им в этом зам. ...
  • В Госдуме обсудили закон «О культуре»

    В пятницу, 22 марта, на слушаниях в Госдуме в представленную ранее концепцию нового закона «О культуре» было предложено включить положение: не квалифицировать содержание «литературных и музыкальных произведений театральных постановок, произведений изобразительного искусств, визуальных искусств, экспозиций и выставок в музеях, произведений киноискусства, демонстрируемых в киноклубах и синематеках», как «публичные действия», предусмотренные частью 1 статьи 148 УК РФ. ...
  • Суд повторно допросил фигурантов «Седьмой студии»

    В Мещанском суде Москвы 21 марта прошло очередное заседание по делу «Седьмой студии», в ходе которого были повторно допрошены Кирилл Серебренников, Софья Апфельбаум и Алексей Малобродский. Как сообщает «Коммерсант», судья Ирина Аккуратова задала дополнительные вопросы о мероприятиях, проводимых на «Платформе» в 2011 году и сумм, потраченных на их постановки. ...
Читайте также