«Все говорят о недостатке внимания со стороны России»

 
Сколько русских театров работает за рубежом, ответить довольно сложно: закрываются одни, возникают другие, причем не только в странах СНГ, но и в дальнем зарубежье. Сегодня спектакли на русском языке играются в Италии и Австрии, Венгрии и Финляндии, Китае и Новой Зеландии, не говоря уже о США, Израиле и Германии, где работает целый ряд русскоязычных коллективов.
 
 Насколько они профессиональны – вопрос особый. Главное, что в отрыве от родины артисты (среди которых много любителей и энтузиастов) выполняют важнейшую духовную задачу, не позволяя русскому языку угаснуть вдалеке от России.
 
В июне «Театрал» проведет в Берлине свой второй фестиваль театров русского зарубежья, а пока о нынешней жизни таких театров мы побеседовали с заместителем председателя Союза театральных деятелей Дмитрием МОЗГОВЫМ.  
 
– Дмитрий, в СТД постоянно приходят письма от русских театров зарубежья с просьбой оказать им поддержку. Разумеется, многие коллективы страдают от недостатка финансирования. Но помимо этого, о чем они обычно говорят?
– Театры существуют в очень разных творческих, организационных и финансовых условиях даже в границах одной страны. Поэтому можно выделить только некоторые общие тенденции. Прежде всего, это проблема образования. Например, в Прибалтике нет русскоязычных актерских курсов. Местные театральные академии обучают артистов только на своих национальных языках. Поэтому вопрос обновления труппы стоит очень остро. В прежние годы Русский театр Эстонии имел в Школе-студии МХАТ целевой курс. Его выпускники составляют костяк нынешней труппы. Но прошло много лет, и самым молодым артистам сейчас около 35-ти. А новых взять неоткуда.

Потом, многие участники Международной летней театральной школы СТД, а из них почти половину составляют артисты русских театров зарубежья, отмечают нехватку практики по профессиональной сценической речи. В последнее время мы даже стали приглашать больше педагогов этого профиля.
Ну и наконец, немногочисленность аудитории. Скажем, в Грузии с каждым годом остается все меньше людей, которые говорят на русском. По последним данным, русскоязычное население Тбилиси составляет менее 15%. Поэтому театрам подчас не для кого играть спектакли.

– Какой тут может быть выход?
– Я думаю, нужно делать постановки, которые будут интересны не только русскоязычному, но и коренному населению. Не зря худрук очень хорошего Тбилисского русского театра имени Грибоедова Автандил Варсимашвили с гордостью говорит, что большинство зрителей его театра – грузины. Если театр выпускает достойные и качественные спектакли, зрители придут на них, невзирая на языковой барьер.

Лаборатория СТД РФ в Русском театре драмы им. Айтматова (Киргизия), сцена из спектакля 


– Ясно, что каждый театр индивидуален, но все-таки, исходя из вашего опыта, в каких странах русские театры лучше существуют финансово? 
– Положение дел во многом зависит от менеджмента и его способности работать с госструктурами и фондами – ну и в целом от экономической ситуации в стране. Понятно, что театры азиатского региона живут не так, как европейские. Когда я впервые побывал в Русском театре Эстонии в Таллинне, пришел в изумление: ремонту и техническому оснащению мог бы позавидовать Малый театр. При этом российских денег там нет ни копейки. Но это один из положительных примеров – они, к сожалению, немногочисленны. В основном, театры, конечно, испытывают трудности. Об этом мы слышим на всех встречах и круглых столах.
И хочу отметить, что все без исключения театры, будь они в Европе или Азии, говорят о недостатке внимания со стороны России. По сути эти институции являются островками русской культуры за рубежом, однако ни МИД, ни «Россотрудничество» практически не оказывают им поддержки. В то же время на территории Российской Федерации действует огромное количество зарубежных организаций, которые всерьез занимаются продвижением культуры своих стран. Например, Японский фонд располагает значительными бюджетами на организацию в России гастролей японских коллективов. Аналогичную поддержку оказывают Гёте-Институт, Институт Сервантеса, Французский культурный центр, Британский совет и так далее. Россия такую работу если и ведет, то в гораздо меньших масштабах.  

– В прошлом году была создана Ассоциация деятелей русских театров зарубежья. Она могла бы в какой-то мере восполнить этот недостаток?
– Напрямую нет. Эта организация не обладает статусом юридического лица, у нее нет бюджета, который она могла бы направлять на поддержку. Она создана скорее для того, чтобы вошедшие в нее представители русских театров могли от ее имени формулировать свои проблемы и обращаться за финансовой помощью в государственные структуры тех стран, где находятся их театры. Ну и кроме всего прочего, это площадка для коммуникаций и совместных театральных проектов.

– В таком случае, какую поддержку оказывает русским театрам СТД?
– Поскольку мы не можем выделять деньги за рубеж, и у нас нет возможности поддержать их материально, мы поддерживаем их проектно.

– Вы имеете в виду те программы, которые были объявлены год назад?
– Да. Они касались стран СНГ, Балтии и Грузии. Первая заключается в направлении за рубеж российских педагогов, которые проводят на базе русских театров мастер-классы. Вторая – в организации режиссерских лабораторий. Идея последней состоит в том, чтобы найти российского режиссера, который поедет в русский театр за рубежом и осуществит там постановку. Схема работы проста: театр выбирает тему, мы находим под нее режиссеров, согласовываем их с руководством театра и командируем за рубеж, организовав на базе театра лабораторию. По условиям программы, СТД берет на себя расходы на перелет и выплату режиссерам гонорара.

После этого в течение определенного времени они работают с артистами труппы и создают эскизы спектаклей. По итогам лабораторий театры имеют возможность выбрать одного режиссера. На следующий год он приедет снова, чтобы выпустить полноценный спектакль. Гонорар оплатит СТД.
В 2017 году мы провели четыре такие лаборатории – на базе Русского театра драмы им. Айтматова (Киргизия), Брестского театра драмы (Белоруссия), театра «Артишок» (Казахстан) и Молодежного театра Узбекистана. Следовательно, в этом году четыре режиссера поставят там спектакли.

Лаборатория СТД РФ в театре «Артишок» (Казахстан), сцена из спектакля 

– Вы довольны результатами этого эксперимента?
– Судя по отзывам, все прошло прекрасно. Многие руководители говорили, что для них проект стал большим событием и глотком творческой энергии. Новые режиссеры, новая драматургия, новое видение – все это открыло совершенно новые возможности, и они снова почувствовали себя в контексте актуальной театральной жизни. Ведь пригласить на постановку хорошего режиссера из России для них очень непросто. Программа эту проблему отчасти решает. В общем, это был действительно хороший опыт.

– Вы планируете его повторить?
– Конечно. В конце 2017 года мы объявили прием заявок для русских театров стран СНГ и Балтии.

– И уже есть конкретные театры, которые в этом году поучаствуют в проекте?
– Наш бюджет, к сожалению, не безграничен, но большинство поступивших заявок мы поддержим. Три лаборатории проведем точно, и надеемся, что будет четвертая. Это Русский театр драмы им. Искандера (Сухуми), Азербайджанский русский драматический театр им. Вургуна (Баку), Русский драматический театр им. Погодина (Петропавловск, Казахстан). Русский драматический театр им. Чехова из Кишенева пока под вопросом. Кроме того, СТД поддерживает приезд на фестиваль «Встречи в России» постановки «Евгений Онегин. Сцены из романа. Наши дни», которую в Русском драматическом театре им. Горького в Казахстане поставили при поддержке СТД режиссер Юрий Квятковский и художник Екатерина Злая.

– Не могу не спросить про Украину. В пошлом году Театр русской драмы им. Леси Украинки получил премию «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом». Это вроде бы говорит о том, что творческие связи между нашими странами не разорваны. Но как на деле? Театры из Украины смогут претендовать на помощь СТД?
– Конечно, мы открыты и для заявок из Украины тоже. Хотя в связи с последними событиями взаимодействие действительно ослабло. Украина, к большому сожалению, перестала участвовать в фестивале «Встречи в России», который является одной из главных российских площадок, объединяющих спектакли театров русского зарубежья. Заявки не приходят вот уже несколько лет. А ежегодный фестиваль «Встречи в Одессе», который проходил на базе Одесского русского драматического театра, вообще перестал существовать. То есть на уровне институций сообщения практически нет. Отрадно только то, что на уровне персоналий оно, слава богу, пока не утрачено. То, что совместное творчество рушит все преграды, мне лично доказала Летняя школа СТД. И это не пустые слова, потому что, несмотря на сложности в отношениях государств,  молодые артисты из Украины, Крыма и Донбасса живут в нашей творческой резиденции на протяжении целого месяца, и за все эти годы ни одного конфликта на политической почве не возникло. То же касается и артистов из Армении и Азербайджана. Многие из них попадают в проекты к одному и тому же режиссеру, ходят на занятия к одним и тем же педагогам, и никаких проблем нет. На самом деле за время проекта между ребятами рождается такое единение, что все внешние проблемы, которые были инициированы, конечно, не ими, уходят на второй план. Я считаю, это очень важно.

Международная летняя театральная школа СТД 


Кстати
 
С 8 по 12 июня «Театрал» при поддержке Союза театральных деятелей проведет Второй фестиваль театров русского зарубежья. На сей раз он пройдет в Берлине и соберет восемь русскоязычных театральных коллективов из европейских стран и США. В рамках фестиваля планируется показ лучших спектаклей театров-участников с субтитрами на немецком и английском языках. Одновременно на площадках фестиваля будут организованы мастер-классы, пройдет детская программа, состоится «круглый стол», на котором будут обсуждаться острые проблемы русских театров Европы и Америки, а также перспективы мультикультурного сотрудничества. Специально для участников и гостей фестиваля планируется творческий вечер одного из ведущих мастеров российской сцены – народного артиста РФ, ректора Театрального института им. Щукина Евгения Князева. Проведите культурный отпуск в немецкой столице вместе с нами! По всем вопросам пишите: festival@teatralmedia.ru.



 Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материал

  • Нравится


Самое читаемое

  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
  • «Никто из оппонентов не видел этих спектаклей»

    Срыв запланированных в Астрахани гастролей спектаклей Романа Виктюка уже называют «театром абсурда». Местные чиновники и представители духовенства обвинили столичный театр в пропаганде гомосексуализма, даже не посмотрев анонсируемые спектакли. ...
Читайте также


Читайте также

  • Татьяна Тарасова: «Главное в актерском труде - любопытство»

    На фестивале «Мир русского театра», который по инициативе «Театрала» прошел в июне в Берлине, педагог ГИТИСа Татьяна ТАРАСОВА провела актерские мастер-классы, адресованные русским артистам, которые уже не первый год работают за рубежом. ...
  • Параллельная Россия

    Идея формирования русскоязычного культурно-интеллектуального пространства носится в воздухе – нам вновь не хватает разнообразия и диапазона информации на родном языке. Изоляционизм – понятие метафизическое. Для того, чтобы отгородиться от мира, не обязательно строить стену или закрывать границы. ...
  • «Фестиваль нас объединяет»

    В заключительный день фестиваля «Мир русского театра», который проходил в Берлине с 8 по 12 июня, наша редакция устроила «круглый стол», предложив худрукам поделиться собственным опытом: как выживать театру в столь непростых условиях дальнего зарубежья. ...
  • Чем запомнился фестиваль «Мир русского театра»

    Камертоном «Мира русского театра» для меня стала беседа сидящих рядом в ожидании приглашения на посадку в самолет бабушки и внучки. Бабушка разговаривала с внучкой на смеси английского и русского: сколько days in а year? How many minutes в часе? Потом попросила внучку сбегать посмотреть на расписание. ...
Читайте также