«Мы много играли вместе...»

Памяти Элины Быстрицкой

 
Народная артистка СССР Элина Быстрицкая в пятницу, 26 апреля, скончалась на 92-м году жизни. 

В последние несколько лет Элина Авраамовна не играла в спектаклях, но любовь друзей и коллег к ней не меркла.

Василий Бочкарёв, актёр Малого театра: 
– В 1962году Леонид Варпаховский ставил спектакль «Маскарад», в котором Элина Авраамовна играла баронессу Штраль. Я краем глаза подглядел, как они работали. Было впечатление, что создается образ кобры, которая, разрушая всё на своем пути, гипнотизирует жертву. Потом я видел спектакль «Остров Афродиты». Там Элина Быстрицкая играла с Верой Пашенной. На сцене наблюдалось своего рода соревнование двух прекрасных актрис, в котором высекались искры творческой дуэли. А какая она была великолепная в дуэте с Николаем Рыжовым в «Волках и овцах».

Когда я уже пришел работать в Малый театр, мы играли во многих спектаклях, и я стал интересоваться биографией Элины Авраамовны. Мне была интересна та питательная среда, на которой взросло ее творчество. В тринадцать лет девочка – санитарка в военном госпитале. Авторитет отца, который привил чувства долга, чести, достоинства. Встречи с интересными людьми, столкновение с проблемами, с горем и радостями, преодоление трудностей. Талантливый артист всё вбирает в себя, а потом помещает в персонажи, которых играет.

Когда мы репетировали «Любовный круг», это был шарм поиска взаимоотношений, постоянного исследования, проникновения друг в друга... Если на такой волне существовал диалог, он нёс в зал объем, и зритель хотел понять, что же происходит между героями.

Любому актёру интересно, когда рядом красивая женщина с необыкновенной тайной. То, что меня больше всего привлекало в Элине Быстрицкой, она умела соблюдать дистанцию. Это понятие в наше время почти стёрто, а женщина должна держать дистанцию. Она была не просто красивая женщина, она внутренне красивый человек с пониманием своей миссии. От неё исходил свет, который всегда привлекал к ней людей. 
 
Борис Клюев, актёр Малого театра:
– Элина Быстрицкая была моей любимой партнёршей, хотя когда-то я ее побаивался. Но после того, как ей сказали: «Элина Авраамовна, Клюев такой большой, а вы рядом с ним такая хрупкая», – волнение исчезло.

Мы много играли вместе, и я всякий раз гордился тем, что зрители всегда встречали Быстрицкую овациями.

Одно время я преподавал в Щепкинском училище, потом у меня возникла пауза. Я занимался своей карьерой, много снимался. Как раз в это время Элина Авраамовна набрала в ГИТИСе курс и пригласила меня вести его вместе с нею. Потом был еще один курс, а затем как-то само собой мы перешли в Щепкинское училище, и потому я могу свидетельствовать: студенты её любили всегда, но и боялись страшно, потому что дисциплина на её занятиях была железная.

 
Ольга Блок-Миримская, актриса Театра Табакова:
– В шестнадцать лет я отдыхала в Николаевке недалеко от Симферополя. Там в небольшом кинотеатре шёл «Тихий Дон». На афише – кадр из фильма с Быстрицкой. Она такая красивая была, что поневоле все время хотелось смотреть на афишу. Я тогда даже представить себе не могла, что буду у неё учиться. На приёмных экзаменах вид у меня был такой, что она сразу сказала: «Вы как будто пришли на приём к стоматологу». От волнения голос у меня пропал, поставили мне двойку, а я не ухожу. Она меня спрашивает: «Что вы ещё хотите?» Я говорю: «Пить». Элина Авраамовна тут прониклась ко мне и сказала комиссии: «Люди приехали издалека, а у нас даже графина с водой нет».

Принесли воду, я сделала два глотка и осмелела: «Я могу вам спеть». И затянула: «Парней так много холостых на улицах Саратова». Почувствовав, что настроение меняется, прочла монолог Прони Прокоповны из пьесы «За двумя зайцами».

И вдруг вижу, что Элина Авраамовна расхохоталась. До слёз! Так я поступила.  Она была изумительная: ювелирное личико, гладко зачёсанные волосы, никакой косметики, чёрные брючки, украинский платок на правую сторону. Зимой норковая шубка, шапочка. Все студенты были в неё влюблены. Выведывали у меня, когда у нас урок мастерства и толпились у входа, чтобы только на неё посмотреть. Она тихонечко входит, тоненькая, подвижная, поднимается по лестнице, а вслед шёпот: «Это она». Входя к нам в аудиторию, говорила: «Мне 27лет». А было ей в ту пору за 50. Прежде, чем начать занятия подолгу задерживала взгляд на каждом из нас. Ей хотелось понять, в каком настроении пришёл студент, как он себя чувствует, а глаза, как два чёрных бриллианта.

Если студент начинал халтурить – осадить могла одним взглядом. Ну, а если врать – могла зачётку порвать и выгнать. Я продрожала, сидя на стуле, пять лет и в то же время понимала, что человек она доброты необыкновенной. Никогда не приходила к нам в общежитие на Трифоновскую с пустыми руками, ну, а мы старались стол для неё накрыть и чтоб на столе всё то, что она любит. Мы знали, что посадим её во главе стола, а сзади окно, а за окном зима, значит, щели нужно закрыть одеялами, чтобы нашу ненаглядную не продуло. Я счастлива, что могу сказать, что была студенткой Быстрицкой и очень этим горжусь.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
  • Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

    Круглый стол, состоявшийся 8 сентября в Большом театре, был посвящен опыту Дирекции императорских театров – точнее, тем лучшим его достижениям, которые можно применить и сегодня. При этом некоторые участники дискуссии коснулись и острых проблем нынешнего дня. ...
Читайте также


Читайте также

  • Кирилл Серебренников встретится со зрителями

    В следящий четверг, 25 июля, режиссер Кирилл Серебренников встретится со зрителями. Паблик-ток о том, какие изменения произошли сегодня в профессии режиссера, пройдет во дворе института дизайна «Стрелка». Об этом сообщается на сайте организации. ...
  • Его голос звучит нам из космоса...

    18 июля выдающемуся поэту Евгению Евтушенко могло бы исполниться 87 лет. Но уже два года его нет с нами. Остались лишь стихи, фотографии, фильмы, воспоминания. И его голос, который звучит нам из космоса. С нами, с редакцией журнала «Театрал», он словно и не расставался. ...
  • Зураб Церетели подарил студентам ГИТИСа звезду

    В среду, 17 июля, Зураб Церетели подарил Российскому институту театрального искусства (ГИТИС) свою композицию «Монумент будущим звездам». Ее установили во дворе института в Малом Кисловском переулке. Скульптура выглядит как большая золотая звезда на темном фоне и выполнена в технике выколотки из меди. ...
  • Сергей Чонишвили: «Мы живём во власти стереотипов»

    Больше всего в театре Сергей ЧОНИШВИЛИ опасается однообразия и говорит, что ради интересного эксперимента согласится на любую работу. Главное, чтобы она сопровождалась творческим поиском и расширяла актерский диапазон… – Сергей, вы актер, который не перестает удивлять своей разноплановостью: столько у вас премьер и проектов… – На сцене, конечно, интереснее существовать, когда ты ставишь над собой эксперименты, хотя и не знаешь, каков будет результат – плюсовой или не плюсовой. ...
Читайте также