«Мы много играли вместе...»

Памяти Элины Быстрицкой

 
Народная артистка СССР Элина Быстрицкая в пятницу, 26 апреля, скончалась на 92-м году жизни. 

В последние несколько лет Элина Авраамовна не играла в спектаклях, но любовь друзей и коллег к ней не меркла.

Василий Бочкарёв, актёр Малого театра: 
– В 1962году Леонид Варпаховский ставил спектакль «Маскарад», в котором Элина Авраамовна играла баронессу Штраль. Я краем глаза подглядел, как они работали. Было впечатление, что создается образ кобры, которая, разрушая всё на своем пути, гипнотизирует жертву. Потом я видел спектакль «Остров Афродиты». Там Элина Быстрицкая играла с Верой Пашенной. На сцене наблюдалось своего рода соревнование двух прекрасных актрис, в котором высекались искры творческой дуэли. А какая она была великолепная в дуэте с Николаем Рыжовым в «Волках и овцах».

Когда я уже пришел работать в Малый театр, мы играли во многих спектаклях, и я стал интересоваться биографией Элины Авраамовны. Мне была интересна та питательная среда, на которой взросло ее творчество. В тринадцать лет девочка – санитарка в военном госпитале. Авторитет отца, который привил чувства долга, чести, достоинства. Встречи с интересными людьми, столкновение с проблемами, с горем и радостями, преодоление трудностей. Талантливый артист всё вбирает в себя, а потом помещает в персонажи, которых играет.

Когда мы репетировали «Любовный круг», это был шарм поиска взаимоотношений, постоянного исследования, проникновения друг в друга... Если на такой волне существовал диалог, он нёс в зал объем, и зритель хотел понять, что же происходит между героями.

Любому актёру интересно, когда рядом красивая женщина с необыкновенной тайной. То, что меня больше всего привлекало в Элине Быстрицкой, она умела соблюдать дистанцию. Это понятие в наше время почти стёрто, а женщина должна держать дистанцию. Она была не просто красивая женщина, она внутренне красивый человек с пониманием своей миссии. От неё исходил свет, который всегда привлекал к ней людей. 
 
Борис Клюев, актёр Малого театра:
– Элина Быстрицкая была моей любимой партнёршей, хотя когда-то я ее побаивался. Но после того, как ей сказали: «Элина Авраамовна, Клюев такой большой, а вы рядом с ним такая хрупкая», – волнение исчезло.

Мы много играли вместе, и я всякий раз гордился тем, что зрители всегда встречали Быстрицкую овациями.

Одно время я преподавал в Щепкинском училище, потом у меня возникла пауза. Я занимался своей карьерой, много снимался. Как раз в это время Элина Авраамовна набрала в ГИТИСе курс и пригласила меня вести его вместе с нею. Потом был еще один курс, а затем как-то само собой мы перешли в Щепкинское училище, и потому я могу свидетельствовать: студенты её любили всегда, но и боялись страшно, потому что дисциплина на её занятиях была железная.

 
Ольга Блок-Миримская, актриса Театра Табакова:
– В шестнадцать лет я отдыхала в Николаевке недалеко от Симферополя. Там в небольшом кинотеатре шёл «Тихий Дон». На афише – кадр из фильма с Быстрицкой. Она такая красивая была, что поневоле все время хотелось смотреть на афишу. Я тогда даже представить себе не могла, что буду у неё учиться. На приёмных экзаменах вид у меня был такой, что она сразу сказала: «Вы как будто пришли на приём к стоматологу». От волнения голос у меня пропал, поставили мне двойку, а я не ухожу. Она меня спрашивает: «Что вы ещё хотите?» Я говорю: «Пить». Элина Авраамовна тут прониклась ко мне и сказала комиссии: «Люди приехали издалека, а у нас даже графина с водой нет».

Принесли воду, я сделала два глотка и осмелела: «Я могу вам спеть». И затянула: «Парней так много холостых на улицах Саратова». Почувствовав, что настроение меняется, прочла монолог Прони Прокоповны из пьесы «За двумя зайцами».

И вдруг вижу, что Элина Авраамовна расхохоталась. До слёз! Так я поступила.  Она была изумительная: ювелирное личико, гладко зачёсанные волосы, никакой косметики, чёрные брючки, украинский платок на правую сторону. Зимой норковая шубка, шапочка. Все студенты были в неё влюблены. Выведывали у меня, когда у нас урок мастерства и толпились у входа, чтобы только на неё посмотреть. Она тихонечко входит, тоненькая, подвижная, поднимается по лестнице, а вслед шёпот: «Это она». Входя к нам в аудиторию, говорила: «Мне 27лет». А было ей в ту пору за 50. Прежде, чем начать занятия подолгу задерживала взгляд на каждом из нас. Ей хотелось понять, в каком настроении пришёл студент, как он себя чувствует, а глаза, как два чёрных бриллианта.

Если студент начинал халтурить – осадить могла одним взглядом. Ну, а если врать – могла зачётку порвать и выгнать. Я продрожала, сидя на стуле, пять лет и в то же время понимала, что человек она доброты необыкновенной. Никогда не приходила к нам в общежитие на Трифоновскую с пустыми руками, ну, а мы старались стол для неё накрыть и чтоб на столе всё то, что она любит. Мы знали, что посадим её во главе стола, а сзади окно, а за окном зима, значит, щели нужно закрыть одеялами, чтобы нашу ненаглядную не продуло. Я счастлива, что могу сказать, что была студенткой Быстрицкой и очень этим горжусь.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Он никогда не повышает голос»

    Глеб Панфилов окончил химико-технологический факультет Уральского университета, а стал режиссёром. Первый художественный  фильм снял в 33 года. Всего же в его биографии их одиннадцать (не считая короткометражки), и каждый – со своей индивидуальной темой, каждый отмечен наградой. ...
  • Александр Огарев: «Эта пьеса нужна всем»

    В «Школе драматического искусства» состоится премьера пьесы «Битва за Мосул» Алексея Житковского. О своем отношении к современной драматургии рассказал ее режиссер-постановщик  Александр Огарев. - Александр, почему вы вновь решили обратиться к современной драматургии? Прежде, в основном, вы ставили классику, а это совсем иная эстетика. ...
  • Сергей Женовач: «Новая плеяда артистов играет по-своему»

    Накануне премьеры «Бега» режиссер спектакля Сергей Женовач рассказал журналистам об этой работе и об итогах своего первого сезона на посту худрука МХТ им. Чехова. – Сергей Васильевич, скажите является ли для вас постановка «Бега» в каком-то смысле продолжением «Белой гвардии»? – Что касается постановки «Бега» в этих стенах, то Московский художественный театр мечтал, чтобы здесь был сыгран «Бег». ...
  • Ирина Купченко: «Всё дело в характере зрителя»

    В воскресенье, 19 мая, в Пекине завершилось большое гастрольное турне Театра им. Вахтангова. За три недели пребывания в Китае (Гуанчжоу, Шанхай, Пекин) вахтанговцы 11 раз сыграли спектакль Римаса Туминаса «Евгений Онегин». ...
Читайте также