В процессе!

Итоги танцевального сезона-2009/2010

 
В процессе! – так коротко можно подытожить нынешний танцевальный сезон. Танцевальные направления все больше замыкаются сами в себе, будто увеличивая перегородки между этажами: вот тут живет балет, тут ютится народный танец, тут копошатся современщики, там сотрясает подвальные стены клубный танец, и каждый a propos носит на груди табличку: «К нам не подходи, а то зарежем!»
Инерция такого движения понятна. Государственные театры сейчас заинтересованы не в лабораториях, а в кассе и устойчивом репертуаре, и этот трезвый взгляд справедлив. Частные студии возделывают свои садики и за свои деньги имеют право делать все, что им вздумается. А поскольку большую часть их дохода составляют взносы учеников-подростков, тут процветает танец клубный.

Танец как прорыв в неизвестные миры сегодня мало кого волнует. Но оттого и растет азарт «своих среди чужих», которые – о, счастье! – никуда не деваются. Вот великолепная классическая балерина, прима Большого Светлана Захарова устроила в конце мая творческий вечер в Кремле. В современной хореографии она смотрится великолепно, потому что не бывает выдающегося современного танца без классической базы. Вот бывший моисеевец, плодотворно потанцевавший в Америке у легендарного Билли Ти Джонса, руководитель московской танцкомпании Денис Бородицкий поставил современную хореографию в оперетте «Летучая мышь» Василия Бархатова на сцене Большого театра. И миманс Большого театра, скинув пуанты (и в босоногом варианте оказавшийся весьма упитанным мимансом), в детском восторге а-ля «ура, каникулы!» устроил синхронное плавание с прищепками на носах в настоящем фонтане посреди сцены. Удачных встреч разных видений танца на чужой территории было немного, но они были.

В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко восстановили «Эсмеральду» 1950-го в хореографии Владимира Бурмейстера, в Большом возродили «Эсмеральду» Мариуса Петипа в версии архивистов-реконструкторов Юрия Бурлаки и Василия Медведева. Консервативной балетной публики, готовой смотреть реставрации, у нас много, и в обоих случаях это кассовые удачи.

Юрий Бурлака, новый худрук балетной труппы Большого, проявил себя в том, в чем силен – в прочтении архивных клавиров, и в контексте трагически затянувшегося ремонта основной сцены, окончание которого уже и объявлять зареклись, это политически понятное решение: а вот у нас смена курса после экспериментов Ратманского, тише едешь – дальше будешь.

«Эсмеральда» Бурмейстера многие годы являлась визитной карточкой «Стасика», и на волне реконструкций ушедших в прошлое балетов это был лучший выбор.

На аншлагах прошел очередной проект «Короли танца» с участием первых танцовщиков American Ballet Theatre Итана Стифела и Анхела Корейи, Йохана Кобборга из Датского Королевского балета и Николая Цискаридзе. Разноплановым красавцам, задумавшим этот проект для восстановления престижа танцовщика-балеруна, пока не удалось восстановить конкурс в балетные училища 150 человек на место. Но еще несколько таких проектов – и задача будет выполнена. Красота мужского танца сделает свое дело.

Год России и Франции в балетной части отмечен гастролями Лионской оперы со знаменитым модерн-балетом Матса Эка «Жизель». В роли Жизели – великая Анна Лагуна, которая на правах жены и единомышленника Матса работает сейчас его ассистентом. Молоденькая Каэлин Найт прекрасно справилась с партией «Эк-Жизели». «Жизель» Эка, ставшая классикой мирового современного танца, до сих пор способна вызвать в московской публике этические споры – нужно ли так страшно показывать на сцене женское сумасшествие от любви? В настолько профессиональном, точном исполнении – можно. У Лионской оперы было ровно столько, сколько нужно и безумия, и тоски, и красоты.

Внеконкурсная программа «Золотой маски» в этом году преподнесла три подарка. Сначала приятно удивил вечер современной белорусской хореографии, на котором минский коллектив «Доски» Дмитрия Залесского и Ольги Скворцовой серией миниатюр продемонстрировал дружбу современной и народной хореографии, современной музыки и традиционного костюма. Еще один минский коллектив «Каракули» Ольги Лабовкиной в спектакле «Свадебка» (а вот и не на музыку Стравинского!) насытил танец актерской игрой, а Лабовкина показала себя бесстрашной гротесковой актрисой, способной на акробатику вплоть до паркура – как она с разбегу взбегала на плечо жениха и ныряла с плеча в толпу гостей!

Спектакль «Дидона и Эней» на музыку Генри Перселла в исполнении американской компании Марка Морриса в масочной программе «Легендарные спектакли» потряс строгой чистотой. Сюжет античной трагедии о покончившей с собой из-за измены Энея Дидоны воплощен адекватным историческому периоду танцевальным кодом. Перед нами словно ожившие рисунки с античной вазы: простые графичные движения, напоенные солнцем и ощущением предстоящей беды. Двенадцать танцовщиков, одетых в черные неогреческие туники, даже рассыпавшись по сцене и исполняя соло, сохраняли круговую композицию и синхронную согласованность. Музыкальность Марка Морриса проявилась в «Дидоне…» в полной мере: про этот спектакль не скажешь: «использована музыка». Музыке здесь служат, и танец более всего напоминал строгую литургию, исполненную языком танца модерн.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Минкульт планирует повысить безопасность музеев

    Министерство культуры РФ рассчитывает, что дополнительное финансирование на обеспечение систем безопасности музеев будет продолжено.   «В этом году нас поддержало правительство и выделило дополнительное финансирование на обеспечение систем безопасности музеев, 350 млн рублей выделено в этом году. ...
  • В Москве открыли мемориальную доску Алексею Баталову

    Во вторник, 15 октября, в Москве состоялась церемония открытия мемориальной доски в честь народного артиста СССР Алексея Баталова. Памятный знак установлен на фасаде Дома на набережной, где в течение нескольких десятилетий жил и работал актер. ...
  • Кирилл Серебренников стал командором Ордена искусств и литературы

    Кириллу Серебренникову вручили французский Орден искусств и литературы высшей степени (командора). Церемония награждения состоялась накануне вечером в Москве, в резиденции посла Франции Сильви Берманн. «Вы представляете культуру сегодняшнего и завтрашнего дня. ...
  • Фестиваль Дианы Вишневой стартовал в Гоголь-центре

    9 октября стартовала основная программа фестиваля Context. Diana Vishneva, первым событием которой стал Вечер молодых хореографов в Гоголь-центре.   В первой части вечера состоялся финал конкурса молодых хореографов, на котором были представлены пять работ, созданных специально для фестиваля. ...
Читайте также