В своем репертуаре

Недостаток средств по-прежнему сдерживает гастрольную деятельность

 
Известные театральные коллективы (и российские, и тем более зарубежные) до нашей провинции добираются крайне редко. Провинция – благодатный край для разного рода антреприз и разудалого чеса. Но полноценные гастроли – штука настолько дорогая (перевоз декораций, аренда помещений и т.д.), что редкие провинциальные города могут позволить себе такую роскошь. Однако в последние два года наметилась обнадеживающая тенденция: дотации на гастрольную деятельность стали расти (на фоне общего сокращения расходов на культуру), но выделяемых сумм по-прежнему не хватает.
На пресс-конференции, посвященной недавним гастролям в Калуге литовского театра Meno Fortas с премьерой «Идиота» по Достоевскому, местные журналисты с некоторой растерянностью спрашивали организаторов: как же так вышло, что всемирно известный коллектив доехал до Калуги? И доехал не с облегченным «выездным» спектаклем, а с масштабной пятичасовой постановкой Эймунтаса Някрошюса?

Гастрольные выезды сильно сократились в годы перестройки и по-прежнему являются для российского театра скорее исключением, чем правилом. Как выяснил «Театрал», чтобы окупился показ хотя бы одного спектакля, он должен играться в провинции не день и не два, а как минимум полмесяца. Только в этом случае театр сможет компенсировать собственные затраты на проезд и проживание артистов, доставку декораций, монтаж сценического оборудования и многое другое.

«Дело в том, что раньше у государства была репертуарная политика, – говорит актриса Светлана Немоляева. – Театры получали сверху распоряжение, в какой город и с каким репертуаром им ехать. А поскольку все оплачивало государство, то никого особо не волновало, во что обойдутся эти гастроли. Мы выезжали в провинцию надолго. Месяц в одном городе, месяц в другом. Каждый день спектакль».

Но такая практика ушла из российского театра, и гастроли превратились в случайное, порой даже непредсказуемое явление. Малый театр, например, в 2006 году впервые за долгие годы приехал на гастроли в Ростов-на-Дону. Город, кстати говоря, несмотря на миллионное население, не избалован качеством гастрольных спектаклей. В основном здесь частые гости – антрепризные постановки с артистами вроде Дмитрия Нагиева. Гастроли же Малого театра стали настоящим событием, однако прошли со скандалом, поскольку местный предприниматель, выступивший спонсором этих гастролей, выполнил не все условия. Под угрозой срыва оказалось несколько спектаклей, однако артисты отменять гастроли не стали. Собрав пресс-конференцию, артисты объяснили журналистам ситуацию, подчеркнув, что так Малый театр не встречали еще никогда.

Как бы там ни было, вывезти в регионы хорошие спектакли удается только в том случае, если находятся меценаты. Организаторы «Золотой маски» несколько лет назад начали вывозить в глубинку лучшие российские спектакли, и география выездов расширяется. Впервые свои спектакли повез по городам российской провинции Чеховский фестиваль, показавший фестивальные спектакли в Липецке, Воронеже, Рязани и Тамбове. Фонд Станиславского в этом году при поддержке Министерства культуры организовал уже упомянутые гастроли спектакля Эймунтаса Някрошюса в Калугу и везет его осенью во Владивосток.

Однако же самым распространенным вариантом даже для поездок является вывоз компактных спектаклей на небольшое количество актеров. Например, БДТ раз в месяц играет в Москве «Калифорнийскую сюиту» с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили, а Театр Вахтангова за пределы столицы часто выезжает со спектаклем «Дядюшкин сон». «У нас тоже давно уже нет практики, чтобы сразу десять спектаклей везти, – сказала Алла Шполянская, помощник художественного руководителя МХТ имени Чехова. – Летом у нас не будет больших гастролей, но в числе городов, где мы бываем с разовыми выездами, – Екатеринбург, Нижний Новгород, Киев, Одесса, Сургут, Самара».

Удивительно, но на фоне постоянно урезаемых средств на культуру государственная поддержка гастрольной деятельности театров в последние годы стала расти. В этом году в рамках юбилейных торжеств, посвященных 65-летию со Дня Победы, в российскую глубинку отправился целый звездный поезд из столичных театральных коллективов.

Министерство культуры РФ поддержало уникальный проект: ведущие столичные театры отдают долг городам, которые их приняли в годы войны. В Пермь должен поехать Мариинский театр, в Новосибирск – Александринка. А БДТ имени Товстоногова едет в этом году на гастроли в Киров. «Киров – особый город в судьбе БДТ,– рассказала помощник художественного руководителя театра Ирина Шимбаревич. – В августе 1941 года наш театр уехал туда в эвакуацию, что несомненно спасло наш огромный коллектив. Тогда директором и главным режиссером был Лев Рудник. Коллектив был выдающийся: Полицеймако, Сафронов, Грановская, Ларик и многие другие. На сцене Кировского театра питерцами было поставлено много спектаклей: «Мещане» Горького, «Вишневый сад» Чехова, «Волки и овцы» Островского, «Парень из нашего города» Симонова, «Кремлевские куранты» Погодина, «Фронт» Корнейчука. Очень значимыми в то время были постановки пьес «Фельдмаршал Кутузов», где роль полководца играл Виталий Полицеймако, и «Полководец Суворов» с Владимиром Сафроновым в главной роли. Увы, сегодня в нашем театре уже не осталось артистов, которые тогда жили и работали в Кирове, но забывать историю нельзя. Мы пробудем с 22 по 26 июня, а затем переберемся на фестиваль в Вологду со спектаклем «Мария Стюарт».

Малый театр в рамках благотворительного проекта, приуроченного к двум датам – 65-летию Победы и 150-летию Чехова, – отправился в трехнедельные благотворительные гастроли по городам Поволжья. Театр выступит с гастрольными спектаклями и концертами в Ярославле, Костроме, Казани, Самаре, Саратове, Волгограде, Нижнем Новгороде, Иваново. На теплоходе плывет театральный оркестр, который дает концерты с песнями военных лет. Как отметила завлит театра Ольга Петренко, «с оркестром выступают и наши ведущие артисты (Ирина Муравьева, Борис Невзоров, Виктор Низовой, Светлана Аманова, Ольга Пашкова), и молодые актеры. Это специальная программа, ее уже успели обкатать в Москве, и сейчас эти концерты показывают ветеранам. Билеты бесплатные, их распространяли ветеранские организации». Однако эти мероприятия стали возможны только благодаря финансовой поддержке Министерства культуры.

Организация гастролей – дело весьма дорогое и неприбыльное. Поэтому все чаще театр «снаряжается» в далекий путь общими усилиями: к государственным дотациям добавляются деньги от меценатов и спонсоров, от благотворительных фондов, от городских властей, от банков, помогают авиакомпании и железнодорожники.

Остапу Бендеру не удалось «ударить автопробегом по бездорожью», но ударить фейерверками и театральными праздниками по нарастающему кризису, как выясняется, нам вполне по силам. И в кажущемся парадоксе обнаруживается вполне ясная логика. В пору ослабления экономических и социальных связей поддержка общего культурного поля – дело государственной важности. Ощущение общего культурного пространства сейчас становится одним из главнейших звеньев единства страны. В конце концов, жители Торжка и Елабуги, Мышкина и Кошкина, Калуги и Борисоглебска имеют не меньше прав на культуру, чем москвичи и петербуржцы, только вот театры приезжают туда крайне редко.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Эстонии покажут лучшие российские спектакли

    Лучшие спектакли последних сезонов смогут увидеть жители Эстонии в рамках 15-го юбилейного фестиваля «Золотой маски», который пройдет с 18 по 30 октября в Таллине и городах Нарва, Кохтла-Ярве и Силламяэ.  «Фестиваль позволяет нам приобщиться к высокому театральному искусству, увидеть лучшие российские спектакли, дает богатую пищу для чувств и размышлений, - цитирует РИА слова мэра Таллина Михаила Кылварта. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
  • От комикса до «кукольного балета»

    Сергей Безруков и Губернский театр собрали лучшее, что есть сегодня в театре для детей в Москве, Петербурге и десяти городах за пределами двух столиц. В обширной мультижанровой программе «Театрал» рекомендует не пропустить как минимум пять спектаклей. ...
  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
Читайте также