В сухом остатке

Санкт-петербургский сезон 2009/10

 
Три петербургских критика подводят итоги театрального года, рассуждая о лучших спектаклях, о разочаровавших постановках, о лучших актерских работах. Похоже, что театральная жизнь Северной столицы довольно сильно отличается от жизни Первопрестольной: другие пьесы, другие герои, другие события.
1. Спектакль-событие.

2. Спектакль-разочарование.

3. Лучшие актерские работы сезона.

4. Чего не хватило в сезоне?

Екатерина ПАВЛЮЧЕНКО, «С.-Пб ведомости»

1. На смену любимой основной массой публики бульварщине в Театре Комиссаржевской появился взрослый, серьезный, хотя и остро полемичный спектакль Виктора Крамера «Сиротливый Запад». Актеры (Сергей Бызгу и Александр Баргман) сохраняют градус во взаимоотношениях двух братьев-отморозков, один из которых грохнул отца просто так, потому что тот над его прической посмеялся, а второй не донес на родственника за его часть наследства. Крамер поднял разговор о милосердии и надежде, которую режиссер, в отличие от драматурга, оставляет своим героям.

2. Спектакль Джулиано ди Капуа «Медея». Это действо сложно назвать спектаклем в прямом смысле слова. Режиссер и не подставляется, на афише написав «зонг-опера». Но в общем-то «Медея» – это и не опера. Больше всего здесь уместно слово «перформанс». И если бы этот перформанс был одноразовой акцией, все претензии к нему были бы сняты.

3. Изумительно сильным оказался актерский ансамбль, который крепко сбил Анджей Бубень в Театре на Васильевском. Актер Алексей Фокин – новое и чрезвычайно удачное приобретение театра им. Ленсовета. Он приехал из Самары, где переиграл все ведущие роли мирового репертуара – от Гамлета до Жадова. Его последней работой в этом сезоне стала роль Карла Россмана в спектакле Петра Шерешевского «Америка-2».

4. Увы, все лучшие и запоминающиеся события этого сезона пришлись на фестивальные программы. «Балтийский дом» привез «Идиота» Эймунтаса Някрошюса. Оскарас Коршуновас, представитель молодой литовской режиссуры, показал «Гамлета». В самом Петербурге были любопытные спектакли вроде «Салемских колдуний» Театра на Васильевском режиссера Анджея Бубеня. Или «Гамлета» Валерия Фокина. Вот, собственно, и все. Зато были потери: не дав завершиться празднованию 20-летнего юбилея русского инженерного театра «АХЕ», его закрыли.

Марина ЛОГИНОВА, «Театральные вести»

1. «Сиротливый Запад» Мартина МакДонаха. Театр им. В.Ф. Комиссаржевской. Виктор Крамер, известный режиссер, руководитель театра «Фарсы», вышколенный Товстоноговым, Крамер каждым новым сценическим сочинением не устает удивлять. Спектакль стал отражением сегодняшней жизни с ее чудовищной выхолощенностью и жестоким жлобством, безверием и неумением любить, с пугающим и тревожным осознанием нарушенного мирового равновесия.

2. «Гамлет» Валерия Фокина не разочаровал: вызвал оторопь и недоумение. В нем много захватывающих моментов, броскость, упругость, сила визуального высказывания. Зеркало сцены перекрыл задник стадиона, но лестничный марш позволяет подниматься под колосники, чтобы затем спуститься на ступени амфитеатра. Этот квази-«Гамлет» промелькнул сильными лаконичными – в духе эпохи – образами, вставными цитатами из другого «Гамлета», 1932 года Вахтанговского театра, только вывернутыми наизнанку.

Новый академизм Фокина соединил «традиции театра и режиссуры, знаний персоналий, ремесла, профессии, и умений вместе с сегодняшней интонацией времени». И театр у него становится не кафедрой, а лобным местом, а его «Гамлет» – аутодафе-комиксом в обработке «новодрамца» В. Леванова.

3. Александр Баргман в «Сиротливом Западе».

4. Фестивали и гастрольные спектакли столь сильно «ароматизировали» театральную атмосферу Петербурга, что большинство его премьер выглядело тускло на столь ярком фоне. Стоит заметить, что чеховский юбилей почти растоптал в пыль великого драматурга. Вот уж, и правда, если хочешь убить классика, объяви его юбилей. Любопытно, сколько Чехова не будут ставить после 2010 года?

Татьяна КОРОСТЕЛЕВА, «Российская газета»

1. Фокинский Гамлет в Александринском театре навел резкость для наших глаз, повернув их в нужном направлении. Фокин решает бессмертную трагедию как острый, современный политический гротеск и делает это столь последовательно и виртуозно, что, подчинившись правилам игры, принимаешь и прививку «новодрамовского» языка, и аберрации философских, гуманистических смыслов.

Спектакль Фокина точно выстроен, он стройный, прямой и стремительный, как питерские «першпективы». Режиссер «со стороны», упорно не признаваемый своим, раз за разом делает спектакли-рефлексии на темы самого умышленного города.

2. «Квадратура круга» на Малой сцене БДТ в постановке Ивана Стависского. Кому нужна старая комедия Валентина Катаева о давно ушедших представлениях и нравах? Режиссер, правда, сумел связать историю любви романтиков, идеалистов 1920-х годов с большой историей нашей страны и вызвать слезы на глазах при мысли о том, что потом с этим поколением сталось. Ну и что с того?

3. Гамлет Дмитрия Лысенкова в спектакле Александринки. В Камерном театре Владимира Малыщицкого Андрей Шимко играет Виктора Зилова в «Утиной охоте» Вампилова. Еще одна крупная актерская работа – Алексей Козырев в спектакле «Ночной дозор» недавно созданного Авторского театра.

4. Сезон был полон впечатлений, среди которых одно из главных – медленный, но верный поворот стрелки компаса в сторону нового театрального поколения. Имею в виду и режиссуру, и драматургию, и молодую актерскую поросль. Но не хватает уверенности, что процесс будет продолжен и поддержан.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также