Театральные мудрецы

IV Международная летняя театральная школа Союза театральных деятелей России прошла в Звенигороде

 
Всего за три прошедших года проведения Международной летней театральной школы СТД РФ для стран СНГ и Балтии в ней прошли обучение уже более 300 молодых актеров из 36 стран. А в нынешней, четвертой школе, которая традиционно проходит в Звенигороде, приняли участие 85 артистов из 30 стран ближнего и дальнего зарубежья, а десять из них – лучшие актеры театров Московской области.

Во время торжественной церемонии открытия Евгений Стеблов в шутку заметил, что совсем не случайно школа проходит именно на звенигородской земле, которая взрастила немало известных актеров: и он сам практически все детство провел именно на звенигородской на даче. «А если серьезно, – добавил Стеблов, – то аура этих мест действительно лучше всего подходит для творческого поиска: здесь работал Чехов, неподалеку в Мелихово, по сути, родился русский психологический театр в том его виде, в котором мы знаем его до сих пор».

А председатель СТД и художественный руководитель летней театральной школы Александр Калягин пожелал ученикам быть свободными в творчестве, свободными в своих проявлениях, учиться, работать и влюбляться легко: «Но и не забывайте о том, что за вами стоят тысячи тех, кто хотел и не попал в эту школу».

Открытие прошло в формате капустника, подготовленного педагогами и студентами Театрального института им. Б. Щукина, и посвящено было целиком и полностью тем качествам, которые необходимы настоящему актеру: азарту, смелости, наблюдательности, фантазии. Но были и совсем неожиданные, такие, например, как «взаимодействие с нетрезвым актером», «умение оправдать то, неизвестно что», «перемена отношения к объекту» и «публичное одиночество».

За три года существования театральная школа завоевала огромную популярность и доверие среди молодых профессиональных актеров по всему миру. И это понятно: столько возможностей предоставляют лишь некоторые европейские театральные школы, которые при этом мало кому по карману.

18 июня встречу со школьниками провел Александр Калягин. Он отметил, что главная задача школы – сделать так, чтобы каждый вышел отсюда со своей маленькой школой внутри: «К вам сюда приезжают настоящие театральные мудрецы. Впитывайте каждое их слово, как губки. Это колоссальная польза для вас. Иногда важнее даже не то, что они говорят, а то, как они говорят. Какие у них глаза, как они двигаются и прочее. Это очень важно».

Следуя этому совету, молодые актеры с удовольствием занимались на мастер-классах Сергея Женовача и Камы Гинкаса.

Мастер-класс с Женовачом состоялся после просмотра участниками летней театральной школы спектакля «Мальчики» «Студии театрального искусства». Рассказывая о том, как родился замысел «Мальчиков», Женовач рассказал: «Дело было в Старой Руссе, ставшей прообразом места действия «Братьев Карамазовых», мы шли с моим товарищем, а на встречу нам шла компания пацанов, подростков, обняв друг друга за плечи, только что прошел дождь и были лужи, и они обходили лужи, не разрывая своей цепочки. И у меня сразу родился рисунок спектакля. Я подумал, что если убрать все карамазовские страсти и оставить только вот этих мальчишек?»

Во время мастер-класса Женовач отвечал на вечные вопросы, волнующие любого артиста: «Мейерхольд очень точно сформулировал, что такое режиссура: это актерское мастерство плюс композиция. Обрести своего режиссера, чтобы стать частью композиции – это великое счастье. Ищите такого человека, который вашу актерскую природу бы чувствовал, предчувствовал, помогал ей раскрываться и вел бы за собой. Также и режиссер мечтает найти тех артистов, с которыми ему было бы легко».

Кама Гинкас на своем мастер-классе тоже говорил о взаимоотношениях режиссера и артиста: «Взаимоотношения актера и режиссера похожи на взаимоотношения мужчины и женщины. Мужчина – режиссер, а артист всегда женщина независимо от пола. Артист, как женщина, стремится к роману с режиссером, роману трогательному, доверительному и страстному. При этом он, также как женщина, бывает обманут почти всю жизнь, надо это понимать. В процессе создания спектакля должно идти взаимное обогащение. Это очень тонкое, осторожное, взаимовозбуждающее действо, в основе которого – любовь, страсть и желание любить совместно. Только от такой двусторонней связи может родиться ребенок – спектакль».

Кстати, от школяров поступило предложение сделать такую школу не только для артистов, но и для режиссеров. «Их так не хватает!» – сокрушенно вздыхали ребята.

Но мастер-классы были лишь «десертом» для молодых актеров: полноценные занятия проходили с девяти утра до двух часов дня и включали в себя сценическую речь, фехтование, акробатику, мастерство актера. Например, сценическое движение преподавал один из ведущих педагогов России Андрей Дрознин. А уже после обеда начинались репетиции «экзаменационных» спектаклей.

Спектакли с «репетиционной базы» в Звенигороде привезли в Москву и показали с 21 по 24 июня на сцене театрального центра «На Страстном». Режиссер Борис Константинов поставил кукольный спектакль «Палата №9» по рассказу Чехова «Палата №6», в котором куклы более человечны, чем люди. Родион Овчинников предложил зрителям постановку «Вон бежит собака». В инсценрировку спектакля вошли шесть рассказов Юрия Казакова, в центре каждой истории – женская судьба: трагичная, жертвенная, ищущая тепла и любви. Егор Дружинин поставил пластический спектакль «Всюду жизнь». Это череда небольших историй, главными героями которых становятся жители одной деревни. В основе спектакля – наблюдения и этюды исполнителей. А режиссер театра «На Малой Бронной» и педагог РАТИ Сергей Голомазов поставил пьесу, в которой мечтает сыграть любой артист – чеховскую «Чайку».


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве открыли мемориальную доску Алексею Баталову

    Во вторник, 15 октября, в Москве состоялась церемония открытия мемориальной доски в честь народного артиста СССР Алексея Баталова. Памятный знак установлен на фасаде Дома на набережной, где в течение нескольких десятилетий жил и работал актер. ...
  • Кирилл Серебренников стал командором Ордена искусств и литературы

    Кириллу Серебренникову вручили французский Орден искусств и литературы высшей степени (командора). Церемония награждения состоялась накануне вечером в Москве, в резиденции посла Франции Сильви Берманн. «Вы представляете культуру сегодняшнего и завтрашнего дня. ...
  • Фестиваль Дианы Вишневой стартовал в Гоголь-центре

    9 октября стартовала основная программа фестиваля Context. Diana Vishneva, первым событием которой стал Вечер молодых хореографов в Гоголь-центре.   В первой части вечера состоялся финал конкурса молодых хореографов, на котором были представлены пять работ, созданных специально для фестиваля. ...
  • В Петербурге пройдет Всеобщий музыкальный диктант

    Ежегодная акция по проверке музыкального слуха и теоретических знаний «Всеобщий музыкальный диктант» пройдет 19 октября в Санкт-Петербурге, передает городской Комитет по культуре. Акция проводится по инициативе Студенческого совета РАМ имени Гнесиных, в этом году – во второй раз. ...
Читайте также