Константин Богомолов: «Табаков был очень счастлив, играя»

 
На творческой встрече в ЦДЛ, которая состоялась в среду, 14 марта, режиссер Константин Богомолов рассказал о своей работе и общении с Олегом Павловичем Табаковым.
 
- Мой спектакль на Малой сцене Театра Гоголя увидел ближайший соратник, друг и помощник Олега Павловича Анатолий Миронович Смелянский, бывший тогда художественным руководителем Школы-студии МХАТ. Он рекомендовал меня Олегу Павловичу.  В то время я делал спектакль в Театре на Малой Бронной, в тот год этим театром руководил Трушкин, и туда на спектакль пришел Олег Павлович. Был июнь, ужасная жара, и он не досидел до конца спектакля. То ли он не очень хорошо себя чувствовал, то ли ему просто было скучно, но Табаков был мега-опытный человек, он позвал меня в кабинет на Малой Бронной, и сказал: «Старик, я уйду, потому что не очень хорошо себя чувствую».  Но вскоре вслед за этим от него пришло приглашение в «Табакерку».

У меня из детства осталось такое воспоминание – был в моей жизни еще один удивительный человек, которого я хорошо помню, хотя, когда я его видел, возраст у меня был совсем юный. Это Виктор Борисович Шкловский. Мои родители на лето снимали дачу в Мичуринце, в поселке рядом с Переделкино, и мой отец приносил книги Виктору Борисовичу. Мы ходили пешком к нему на дачу. Я помню этот дом белый, где мы поднимались на второй этаж, он лежал в кровати и со скоростью света пролистывал эти книги и потом отдавал их.

Я потом у отца спросил: «Как этот дядя читает с такой скоростью?», а папа сказал: «Понимаешь, он столько видел и столько знает, что ему достаточно на одной странице увидеть одно слово, через десять страниц - другое, еще через десять – третье, и он понимает, о чем книжка и как она написана».  Вот и Олег Павлович тоже с какой-то дикой скоростью все воспринимал, просто мгновенно.


Когда он позвал меня в «Табакерку», и я, молодой режиссер, естественно сразу - ни много, ни мало - принес «Процесс» Кафки, но Табаков сказал: «Это может быть интересно».  Мы сформировали прекрасную команду, и я стал работать.

Потом я там же сделал  еще «Отцов и детей», это был очень хулиганский, странный спектакль, какой-то дикий, который страшно разгромили критики, которые меня потом нежно полюбили. Олег Павлович и этот спектакль тоже как-то спокойно воспринял.

А потом был «Старший сын», его любимая пьеса Вампилова, и он очень ценил этот спектакль. Высший знак его признания был в том, что он, когда летел в Новосибирск на гастроли (надо сказать, что у него была масса приятелей - богатых людей, которые хотели с ним дружить и помогать, и очень много помогали ему и его театрам), сказал: «Старик, полетишь со мной». И мы полетели на каком-то частном самолете…

Затем началась череда спектаклей, и очень разных взаимоотношений. Я помню даже такой момент, когда мы, стоя в его гримерке, спорили по поводу эпизода спектакля «Год, когда я не родился» по пьесе Розова «Гнездо глухаря». Мы оба красные стояли и кричали друг на друга. Я кричал, что «Вот так должно быть!», а он кричал, что «Так не будет!». Так что всякое было…

Когда я ставил спектакль «Идеальный муж», он был уверен, что я репетирую оригинальную пьесу Оскара Уайльда, и помню, как он спрашивал меня «А кто же – Мэйбл?». «Старик, вот я тут девочку нашел, которая может быть Мэйбл», - говорил он, а я ему овечал: «Да, Олег Павлович, хорошая девочка, попробую», хотя у меня Мэйбл уже давно был мальчик и совершенно другой актер, я к этому моменту уже сюжет переписал.


Потом он пришел на прогон пьесы Оскара Уайльда «Идеальный муж» и увидел то, что он увидел… Там была сцена из «Трех сестер», где они сидят в кафе и с каким-то диким акцентом говорят: «Надо рботать, рботать надо»… Надо сказать, что он на эту сцену приходил смотреть раз десять, садился в ложе, страшно хохотал, приглашал друзей… И это человек, который всегда рассказывал, как приехал в Москву и потратил все деньги на билет на тех самых мхатовских «Трех сестер» Немировича, как он сидел где-то на ярусе и наслаждался. И этот же человек специально приходил на этот хулиганский кусок в «Идеальном муже», смеялся и был счастлив.  

Я прекрасно помню, как мы до трех часов ночи сидели в его гримерке (у него была большая гримерка, где он в пять-шесть часов обычно ложился поспать, его день разделялся на две части, и это давало ему много сил, и он мог еще долго-долго потом быть заведенным, полным огромной энергии). И вот мы сидели полночи с ним и Анатолием Мироновичем Смелянским, у которого волосы встали дыбом от того, что он увидел, и он говорил: «Костя, как это? Что это?!» и обращался к Табакову: «Олег, ну скажи!», а Олег Павлович сидел как-то так спокойно и отвечал «Ну…», потому что он наслаждался живой жизнью, которая происходила на сцене…

Был момент, когда я ушел из театра, и мы поссорились. Из-за «Карамазовых». Это известная история. Через полгода я вернулся в театр, я ушел в декабре, а в июне я вернулся. Мы помирились. Собственно, мы с ним и не ссорились, мы помирились с театром. И он дал мне пьесу «Юбилей ювелира». Это многое говорит о том, каким был, есть и будет этот актер. Он взял для своего юбилея пьесу об умирающем человеке. Она была более комедийная, но я ему предложил ее сократить и превратить в более драматическую историю. И он это сыграл. Это такое мужество, такая невероятная мощь!  Он был очень счастлив, играя в этом спектакле. И, я надеюсь, это отчасти продлило ему жизнь.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Денис Кмит

    В воскресенье, 21 июля, в возрасте 59 лет скончался актер Денис Кмит. Об этом сообщил его племянник актер Дмитрий Дубровский. «Ушёл из жизни мой дорогой любимый дядя, замечательный, мужественный человек и актёр Денис Кмит. ...
  • «Так умеет далеко не каждая актриса»

    Она всегда знала, что будет артисткой. Ещё в школе снялась в нескольких картинах, а в студенческие годы сыграла в Ленинградском ТЮЗе Джульетту (лучшего старта и не придумать). В Москве актрисе тоже сопутствовал успех: ее приняли в Театр им. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Так умеет далеко не каждая актриса»

    Она всегда знала, что будет артисткой. Ещё в школе снялась в нескольких картинах, а в студенческие годы сыграла в Ленинградском ТЮЗе Джульетту (лучшего старта и не придумать). В Москве актрисе тоже сопутствовал успех: ее приняли в Театр им. ...
  • Лев Прыгунов: «Я убежден, что мир непознаваем»

    В этом году актер, художник и поэт Лев Прыгунов отметил 80-летие. Корреспонденты «Театрала» побывали в мастерской у юбиляра и поговорили с ним о жизни и творчестве.   – Поэзия – вещь серьезная и многоуровневая. Стихи я начал писать в 1967 году и к тому времени уже два года был знаком с Иосифом Бродским. ...
  • Настало ли время новой театральной энциклопедии

    «Театрал» предложил доктору искусствоведения Дмитрию ТРУБОЧКИНУ авторскую рубрику, в которой профессор выступал бы с актуальными размышлениями о современном театре. Тематика этих колонок будет предельно широкой, продолжение – в следующих номерах. ...
  • На ВДНХ прочтут пьесы современных авторов

    Совместный проект фестиваля драматургии «Любимовка» и фестиваля искусств «Вдохновение» стартует в пятницу вечером в Доме культуры ВДНХ. В течение трех вечеров – с 19 по 21 июля – зрители смогут послушать читки пьес современных авторов. ...
Читайте также