«Михаилу Ефремову не удалось справиться с ситуацией»

«Современник» сделал официальное заявление

 
Руководство Московского театра «Современник» дало оценку инциденту, который произошел на прошлой неделе во время гастролей театра в Самаре.

Напомним, 7 марта на сцене Самарского театра оперы и балета игралась постановка Сергея Газарова «Не становись чужим» по пьесе английского драматурга, лауреата Нобелевской премии Гарольда Пинтера «Возвращение домой». Главную роль исполнял Михаил Ефремов. По словам присутствовавших на спектакле зрителей, артиста было плохо слышно. Из зала неоднократно выкрикивались просьбы говорить громче, в ответ на которые актер вступил в прямой диалог с публикой, используя нецензурную лексику. Ситуация вызвала широкий резонанс в прессе и социальных сетях. «Театрал» публикует официальный комментарий директора «Современника» Игоря Попова.

– В Самаре мы играли два дня. В первый день – «Не становись чужим», а на следующий – «Пять вечеров». Никаких претензий ни в соцсетях, ни у журналистов ко второму спектаклю не было. Он прошел идеально, я сам читал хорошие отзывы зрителей.
Размышляя о том, что произошло на первом спектакле, могу сказать следующее.

С моей точки зрения, главной ошибкой было везти на гастроли новый, еще не до конца вставший на ноги спектакль. Премьера «Не становись чужим» состоялась в Москве в январе этого года, то есть полтора месяца назад. К тому же эта конкретная постановка требует серьезной подготовки зрителя, предварительной работы с публикой, в ходе которой было бы объяснено, какого рода произведение им предстоит увидеть. Это, судя по всему, не была сделано ни пиар-службой театра, ни сотрудниками принимающей нас на гастролях компании.

И пьеса Пинтера, и постановка Газарова, осуществленная в жанре черной комедии, а порой и гиньоля, требуют определенной подготовки. На афише спектакля, сделанной для Самары, был размещен крупный план Михаила Ефремова в образе его персонажа Макса – очень старого человека, к тому же малосимпатичного.

Таким образом мы пытались дать понять, что ждать от спектакля появления Михаила в привычном образе веселого и обаятельного человека не стоит. К сожалению, этого оказалось недостаточно, и вины театра я в данном случае не отрицаю. Но зритель, очевидно, ожидал увидеть совсем другое.

Второе. Сцена любого оперного театра – не лучшее пространство для показа драматических спектаклей. Как показала практика, требуется подзвучка для того, чтобы всему залу было слышно все, что говорят на сцене. В силу целого ряда обстоятельств на первом спектакле ее не было, что тоже является виной театра, и мы ее признаем.


И хотя каждый из участников спектакля – а все они профессиональные артисты с большим опытом и хорошо поставленными голосами – старались как можно громче подавать текст, ни одного из них не было хорошо слышно, особенно тогда, когда, следуя поставленной режиссером мизансцене, они должны были произносить текст не напрямую в зал, а в сторону или отвернувшись от него.

Физическая невозможность услышать все, что говорят на сцене, помноженная на незнакомую сложную пьесу и эксцентричный рисунок ролей, вызвали волнение в зрительном зале и многочисленные, не всегда доброжелательные, реплики, призывающие артистов говорить громче. Это и сподвигло Михаила Ефремова ответить на крики из зрительного зала, причем сделать это не от себя лично, а в образе своего героя Макса, персонажа, как я уже говорил, малоприятного.


Безусловно, опытному артисту не стоило этого делать. Печально, что Михаилу Олеговичу не удалось справиться с этой ситуацией.
Как бы там ни было, факт остается фактом: пусть и в конфликтной ситуации, но спектакль состоялся, он был доигран до конца и значительной частью зрителей был понят.
Мы сожалеем о том, что произошло в Самаре. Надеемся, что спектаклем «Пять вечеров» смогли исправить негативное впечатление от гастролей театра.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов: «Сгустился туман запретов и преследований»

    В понедельник, 3 декабря, в Театре им. Вахтангова вручается ежегодная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала». Лауреатом в одной из главных номинаций – «Лучший спектакль большой формы» стала работа Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Эдуард Бояков назначен худруком МХАТа им. Горького

    Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТа имени Горького. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части - писатель и публицист Захар Прилепин. ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Многие вещи неприменимы к сфере искусства»

    Торжественная церемония открытия Года театра состоялась в четверг, 13 декабря, в Российском театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле. «Я очень рассчитываю на то, что Год театра в России даст толчок в развитии театрального дела», – сказал на церемонии открытия президент Владимир Путин. ...
  • Владимир Урин призвал сократить разницу в финансировании театров

    Необходимо сократить разрыв в финансировании столичных и региональных театров. Об этом заявил гендиректор Большого театра Владимир Урин на встрече театральных деятелей с президентом Владимиром Путиным в Ярославе в рамках открытия Года театра. ...
  • Валерий Фокин: «Театру необходимы реформы»

    Российскому театру необходима правовая, кадровая и творческая реформа, конкретные шаги по ее началу хотелось бы увидеть в следующем году, который объявлен в России Годом театра. Такое мнение высказал журналистам Валерий Фокин перед открытием Года театра в Ярославле. ...
  • Евгений Миронов заступился за Солженицына

    11 декабря вандалы повредили мемориальную доску Александру Солженицыну, установленную в городе Гусь-Хрустальном в честь 100-летия со дня рождения писателя. Памятный знак восстановлению не подлежит. МХТ им. Чехова и Театр наций помогут собрать деньги на создание новой мемориальной доски. ...
Читайте также