Евгений Писарев: «Самое опасное – завышенные ожидания публики»

 
Художественный руководитель Театра им. Пушкина Евгений Писарев приступил к новой работе – спектаклю по оскароносному киносценарию Тома Стоппарда «Влюбленный Шекспир». Фантазийный сюжет рассказывает о молодом драматурге, который под влиянием внезапной любви обрел вдохновение и создал свой вечный шедевр «Ромео и Джульетта». В ожидании премьеры, которая запланирована на 11 мая, «Театрал» задал режиссеру несколько вопросов.

– Евгений Александрович, это первый спектакль Основной сцены, в котором будут заняты ваши ученики. Видите ли вы здесь риски?
– Как раз наоборот. В этой постановке я, как ни странно, опираюсь на них больше, чем на более опытных актеров, поскольку сама пьеса – о молодых, амбициозных, не думающих о смерти людях, живущих так, как будто они будут жить вечно, строящих невероятные планы и не знающих предела. И это очень верное ощущение для тех, кто только входит в жизнь, потому что со временем люди узнают все больше, верят все меньше, грустнеют и понимают, что жизнь конечна. Молодые всего этого лишены. На репетициях они могут предлагать вещи, которые явно не годятся, но они фантазируют, фонтанируют и еще относятся к театру с той верой, которая и необходима их героям.

– Молодежь помогает вам искать верную интонацию?
– Думаю, это обоюдный процесс. К сожалению, на выходе из театрального вуза выпускники недостаточно владеют мастерством (тут я критикую не их, а, скорее, себя). Но энергия, горящие глаза и искреннее желание служат добрую службу. Я тут недавно сказал на репетиции: «Конечно, все мы понимаем, что искусство не в силах переделать жизнь, театр не может изменить человека». «Как?» – с недоумением спросили молодые актеры. Я тут же поправил: «Нет-нет, вы-то думайте, что может». Это те, кому за сорок, понимают, что театр способен повлиять на зрителя только на то время, пока он сидит в зале. Впрочем, это уже немало.

– С каким настроением вы принимаетесь за работу?
– Как бы его описать… Понимаете, когда берется малоизвестное название, риски все-таки минимальны. Например, из пьесы «Барабаны в ночи», которая редко ставится и еще реже имеет успех, у нас получился большой театральный хит. А когда берется культовый фильм, выдвинутый на «Оскар» в тринадцати номинациях и выигравший в семи из них, Деклан Доннеллан ставит суперуспешный спектакль в Театре Ноэла Кауарда в Вест-Энде, а через год планируется премьера на Бродвее – просто поражаешься собственному бесстрашию.
Самое опасное – это завышенные ожидания публики, которые нелегко оправдать. Все заранее предполагают, что получится и смешно, и романтично, и красиво, и масштабно. С таким вот ощущением, когда глаза боятся, а руки делают, входит в эту работу вся наша огромная команда, включая меня.

– Почему в таком случае вы выбрали этот материал? Что в нем важного для сегодняшнего дня?
– Современным зрителям кажется, что костюмные спектакли отдают нафталином. Тем более если на сцене фехтуют. Такого театра сегодня почти не осталось. Но меня всегда интересовало, как сохранить театральность, сделав при этом свежее высказывание. Хочется, чтобы молодые актеры погрузились в эпоху, увлеклись Шекспиром и его мифической биографией.
Как ни странно, эта пьеса со своим романтическим, комедийным, фантазийным сюжетом сегодня звучит очень современно. Она о том, как рождается профессия, а вместе с ней – достоинство и цеховая солидарность. Это важно во все времена, а сегодня, наверное, особенно. По сюжету, враждующие театры вынуждены объединиться перед лицом пуритан, выступающих за их закрытие. И объединившись, они понимают, что за ними есть сила, что они представляют не зазорную профессию, а, напротив, нечто важное, высокое и не обслуживающее. И это только одна из множества тем, которые обнаруживаются в этой, в общем-то, развлекательной истории. Том Стоппард оказался верен себе – написав киносценарий для широкого зрителя, он все равно создал умный текст, отзывающийся сегодня и вместе с тем наполненный бесконечным числом шарад и загадок – он весь состоит из парафраз пьес Шекспира. Этот сценарий интересен и человеку, который ищет в нем романтическую историю любви, и человеку, который хорошо знает тексты Шекспира и в каждой фразе видит аллюзии.
И потом, если честно, «Влюбленный Шекспир» – один из моих любимых фильмов, который я давно хотел поставить на сцене. В этом году картине исполняется двадцать лет, для меня она связана с молодостью, со временем, когда я только окончил институт.
Спектакли о жизни в театре я ставлю довольно часто. Это не потому, что я зациклен на театре, просто, мне кажется, я его знаю и поэтому внутри театральной истории могу рассказать, как понимаю мир вообще.

– На какой стадии сейчас репетиции?
– На начальной.

– Но это уже не читка.
– Нет. Сейчас мы делаем этюды, обсуждаем, прикидываем и примеряемся друг к другу. В спектакле около трех десятков персонажей, некоторые артисты работают вместе впервые. Поэтому мы пытаемся услышать друг друга, найти верную интонацию, верный ход.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Театр Вахтангова открыл 98-й сезон премьерой Туминаса

    Днем в субботу на Новой сцене Театра Вахтангова было не протолкнуться: по случаю открытия 98-го сезона здесь состоялся традиционный сбор труппы. В зале едва хватало мест, многие журналисты сидели на ступеньках, проходы были забиты телекамерами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Марк Захаров: «Накопилась усталость от режиссерских ребусов»

    В преддверии юбилея Марка Захарова (13 октября – 85 лет), «Театрал» встретился с режиссером, чтобы поговорить о наболевшем. Подробное интервью читайте в свежем номере журнала, а сейчас публикуем ответы Марка Анатольевича на вопросы читателей. ...
  • Константин Крюков: «Никогда не мечтал работать в кино»

    Его дедушка Сергей Бондарчук, бабушка – Ирина Скобцева, мама – Алена Бондарчук, а дядя – Федор Бондарчук… Будучи представителем столь яркой династии, казалось бы, путь с самого детства тебе уготован только на сцену. ...
  • Татьянин день

    Владислав Стржельчик считал Татьяну Доронину совершенством, Георгий Товстоногов восхищался ее широким творческим диапазоном, Константин Симонов подарил томик своих стихов с надписью «Прекрасной актрисе», Николай Гриценко написал: «Вы та Настасья Филипповна, с которой я хотел бы сыграть», а Лоренс Оливье преподнёс перстень с голубым камнем в знак признания и восхищения. ...
  • «Богомолов у нас будет ставить пьесу Петрушевской»

    В преддверие открытия сезона в «Школе современной пьесы» «Театрал» поговорил с художественным руководителем театра Иосифом РАЙХЕЛЬГАУЗОМ.   – На новый сезон у нас очень интересные планы: Константин Богомолов будет ставить пьесу Людмилы Петрушевской «Газбу» с Татьяной Васильевой в главной роли, два выпускника ГИТИСа, победившие в конкурсе «Класс молодой режиссуры» поставят две новых пьесы, победившие в конкурсе «Действующие лица», а замечательный режиссер Олег Долин – бывший артист нашего театра, который окончил режиссерский факультет у Женовача, поставит пьесу Ярославы Пулинович «Тот самый день». ...
Читайте также