Бастилия рухнула

«Женитьбе Фигаро» Марка Захарова исполнилось 25 лет

 
По случаю юбилея «Ленком» не стал устраивать помпезных чествований или же в духе моды объявлять скидку на билеты. Многие зрители, пришедшие 22 февраля на «Женитьбу Фигаро», так и не узнали о внутрицеховом празднике. И, видимо, по мысли дирекции, акцент на этом не требовался, поскольку сегодня постановку сопровождает такой же ажиотаж, как и в день премьеры в 1993 году. На кассе – табличка «Билеты проданы», в зале – аншлаг (сидят даже на приставных стульях).
 
Этот спектакль Марк Захаров посвятил памяти Андрея Миронова. Ко дню премьеры прошло всего лишь пять с половиной лет с того трагического момента, как актер во время гастролей Театра сатиры умер на сцене в костюме Фигаро.
 
– Очень возможно, что нам не суждено воскресить атмосферу легендарного спектакля Валентина Плучека, ибо наша работа сделана по иным театральным законам, – написано в театральной программке, – но светлый образ Андрея Миронова – величайшего современного актера, подарил нам желание сделать всё возможное, чтобы усилиями нового актерского поколения эта бессмертная комедия продолжила свою жизнь на российской сцене.
 
Под этим словами подписались и режиссер Марк Захаров, и сценограф Олег Шейнцис, и, конечно, Дмитрий Певцов, для которого роль Фигаро стала такой же этапной, как Гамлет и Треплев, сыгранные в начале девяностых на этой сцене.  
 
Вообще 1993 год подарил театру немало замечательных работ. Захаровский спектакль выпускался в атмосфере ощутимой конкуренции. В тот год, например, Петр Фоменко поставил в Театре им. Вахтангова «Без вины виноватых», Юрий Любимов – «Живаго» на Таганке, Роман Виктюк – «Адский сад» в «Современнике», Сергей Соловьев – «Дядю Ваню» в Малом театре, Павел Хомский – рок-оперу «Иисус Христос суперзвезда», Алексей Бородин – «Наш городок» в РАМТе, Сергей Женовач – «Лешего» в Театре на Малой Бронной, Генриетта Яновская – «Иванова и других» в МТЮЗе; чуть раньше Иосиф Райхельгауз выпустил «А чой-то ты во фраке?» в «Школе современной пьесы», Андрей Гончаров – «Викторию» в Театре Маяковского. Валентин Плучек в 1993 году начал репетировать «Двенадцатую ночь» в Театре сатиры, Олег Ефремов – «Горе от ума» во МХАТе, Галина Волчек – «Пигмалиона» в «Современнике» и т.д.
 
Примечательно, что большинство этих постановок оказались долгожителями (почему – разговор особый). И «Женитьба Фигаро» среди них – уверенный лидер успеха. Она сопровождалась аншлагами всегда. Страну сотрясали кризисы и финансовые реформы, теракты и войны в горячих точках, забастовки и голодовки, вера в очередные выборы и перемены политических курсов. Менялась жизнь, менялся театр, но «Женитьба Фигаро» пусть хотя бы на вечер дарила тот самый «мгновенный укол счастья».
 
Комедия Бомарше своим искрометным гротеском, радостью и веселостью никак не рифмовалась с разрухой и хаосом начала девяностых годов. Но этим намеренным противопоставлением Марк Захаров спешил повторить классический театральный прием, когда зритель на сцене видит именно то, что диссонирует и никак не сочетается с окружающей нас действительностью. Так поступал, например, Евгений Вахтангов, работая в 1922 году над «Принцессой Турандот», так делали и фронтовые театры.
 
В переломный момент российской истории Марк Захаров уловил в «Женитьбе» и революционный мотив, о чем написал в обращении к зрителям:
 
– Когда Людовик XVI, который искренне любил Бомарше, прочел в 1782 году рукопись «Женитьбы Фигаро», реакция его была мгновенной: «Если быть последовательным, то, чтобы допустить постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию…»
Слова оказались пророческими – Бастилия рухнула вскоре после первых представлений «Фигаро». И еще неизвестно, революционная ли эпоха правила рукой и мыслью Бомарше, или Бомарше, проклявший аристократию и прославивший буржуа, подтолкнул революцию.

Не случайно и свидетельство Наполеона I: «Женитьба Фигаро» – это уже революция в действии.
 
Мысль проста: движущей силой революции всегда являлась интрига, а сюжет комедии Бомарше мастерски сплетен из десятков интриг, где сокрушительной и всепобеждающей силой является юмор. В «Ленкоме» целый ряд артистов играют «Женитьбу Фигаро» со дня ее постановки (в их числе, например: Дмитрий Певцов – Фигаро, Наталья Щукина – Сюзанна, Александр Лазарев – граф Альмавива, Александра Захарова – графиня, Сергей Степанченко – Базиль, Игорь Фокин – садовник). Играют искрометно и заразительно, словно заряжаясь друг от друга, привносят в свои роли иронию и свежие штрихи.
 
Андрей Миронов говорил, что комедию надо играть в хорошем настроении. Этот же принцип стал, несомненно, основной для ленкомовского спектакля, в котором Марк Захаров вывел формулу, дающую артистам возможность богатой импровизации. Музыкальная фантазия Сергея Рудницкого на темы Моцарта и Россини лишь развивает заложенный режиссером темп. Перед самым началом спектакля в зал войдет дирижер, одетый в камзол XVIII века, степенно, как в опере, займет свое место в оркестровой яме, взмахнет палочкой и… раздастся выстрел. На сцену посыпятся искры (не то салют, не то стрельба) и с этой бодрящей ноты начнется действие.  


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материал
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Ты меня на рассвете разбудишь…»

    «В один из дней ко мне пришел старый друг Коля Караченцов и сказал: «Володя, мы сейчас репетируем «Юнону и Авось», и у нас всё заклинило; мы не знаем, как быть дальше и что делать», – говорит хореограф Владимир Васильев. ...
  • Бастилия рухнула

    По случаю юбилея «Ленком» не стал устраивать помпезных чествований или же в духе моды объявлять скидку на билеты. Многие зрители, пришедшие 22 февраля на «Женитьбу Фигаро», так и не узнали о внутрицеховом празднике. ...
  • В Театре.doc грядет юбилей

    14 февраля «Театр.doc» исполнится 15 лет. В течение четырех дней в театре состоятся юбилейные мероприятия: предварительный показ нового спектакля, конференция о документальном театре, кинопоказы. 11 февраля пройдет дискуссия «В поисках критериев: почему не работают старые критерии оценки искусства и как нам выработать новые» с участием Всеволода Лисовского, Светланы Басковой, Михаила Угарова, Анатолия Осмоловского и Антона Хитрова. ...
  • Партнеры «Звезды Театрала» готовят главное украшение новогоднего стола

    Буквально перед самыми Новым Годом «Театрал» побывал там, где создается один из символов этого праздника – шампанское. На Московском комбинате шампанских вин (МКШВ) нас гостеприимно встретили сотрудники отечественного храма виноделия. ...
Читайте также