«Не бывает на корабле двух капитанов»

Деятели культуры отреагировали на инициативу Минкультуры внести строгие изменения в уставы театров

 
В Министерстве культуры 21 февраля прошло заседание, посвященное наболевшей теме для театрального менеджмента. Дело в том, что в настоящее время во многих театрах должности художественного руководителя и директора совмещены, а, следовательно, право финансовой подписи (и вся финансовая ответственность) лежит на худруке.
 
По словам министра Владимира Мединского, поводом для совещания послужил «целый ряд событий, которые происходили в культурной и театральной сферах в последние годы» (имеются в виду нарушения системы отчетности и финансовые скандалы).
 
«Владимир Мединский добавил, что в Минкультуры поступило обращение от Союза театральных деятелей за подписью его главы Александра Калягина, где предлагалось рассмотреть сложившуюся систему на заседании Cовета и подготовить совместные рекомендации по расширению практики управления театром на основе разделения сфер ведения между художественным руководителем и директором театра», – поясняет пресс-служба ведомства.
 
В заседании принимали участие художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, ректор ВТУ им. Щепкина Борис Любимов, худрук Малого театра Юрий Соломин, гендиректор ГАБТа Владимир Урин, директор Театра наций Мария Ревякина и др.
 
«Театрал» попросил экспертов прокомментировать инициативу ведомства.
 
 
Кирилл КРОК, директор Театра им. Вахтангова:
– Все мы, кто был на этой встрече, все-таки убедили министра, что надо в этом вопросе оставить «векторность». Потому что исторически так сложилось, что во многих театрах, есть худрук, но нет директора, а где-то есть и худрук, и есть директор, но главным является худрук, а где-то наоборот. И сейчас ломать эту структуру под одну схему, не стоит. Разрушать, нам кажется, очень опасно. Поэтому все согласились, что надо зафиксировать ту структуру, которая сложилась в каждом театре.
 
Вообще, нужно смотреть на то, как существует театр при той схеме управления, которая в нем есть: единоначалие ли это или двуначалие. Если театр успешно работает, значит эта административная структура управления театром тоже прекрасно работает.  Если где-то это не работает, как к примеру, во МХАТе Горького, то там учредитель должен принимать серьезные меры к изменению ситуации, которая складывается.
 

Лично я очень рад, что Минкульт нас услышал и принял эту позицию, и министр сказал, что в течение месяца потребует от всех, чтобы театры еще раз подтвердили официальным письмом ту структуру, которая сейчас у них существует.

 
Самое важное, чтобы художественный руководитель театра, где принято единоначалие, больше не говорил учредителю, что «я – худрук, я в экономике и в цифрах ничего не понимаю, я дал доверенность директору, вот с него и спрашивайте». Надо чтобы все прекрасно понимали, что юридическую ответственность (вплоть до уголовной) несет первое лицо учреждения и не важно, кому ты делегировал доверенность. Ты должен подписываться под каждой хозяйственной операцией, которую производит театр.


 
Виктор МИНКОВ, директор - художественный руководитель театра «Приют комедианта»:
– Разговоры о том, кто должен руководить театром – директор или художественный руководитель ведутся давно, и результат будет очень простой и конкретный, когда все поймут, что театром руководит личность! А называть должности можно как угодно.
Театром руководит личность, притягивающая талантливых людей, собирающая вокруг себя единомышленников и выдающая творческий продукт.
 
Театром должен руководить человек, который будет отвечать, как перед зрителем, так и перед законом, подписывающий документы.

В самом двуначалии заложен конфликт по причине того, что не бывает на корабле двух капитанов.

 
Если творец (режиссер) хочет руководить театром, то пусть он отвечает за всё! Еще есть вариант, когда творец находит себе близкого по духу менеджера и делегирует ему всю финансовую и административную ответственность. В любом случае, должны цвести все цветы и к каждому случаю нужно подходить индивидуально. Одной модели быть не должно. А вот частности обсуждаемы.


 
Валерий ГРАДКОВСКИЙ, директор Театра им. Ленсовета:
– Сейчас очень много говорят о профстандартах, о том, что люди, занимающие определенные посты, должны соответствовать специальным требованиям, которые предъявляются к определенной должности.
 
В статье об инициативе министра культуры сказано: «Если функции худрука и гендиректора захочет у себя оставить один человек, то, по словам министра, пусть пишет письмо в Министерство, что всю ответственность за здание и людей берет на себя».
 
Мне кажется, что здесь есть определенная проблема. Это надо как-то скорректировать. Потому что человек может взять на себя ответственность, но вопрос в том, насколько он способен на это в силу профессиональных знаний и в силу своего опыта? Мы же знаем, что творческие работники достаточно порывистые и темпераментные люди и готовы взять на себя ответственность, но насколько они осознают требования, которые предъявляются к безопасности, к расходованию бюджетных средств, к исполнению трудового законодательства и т.д.?
 
Есть определенная опасность, что в порыве благих намерений люди могут взять на себя большую ответственность, чем они могут обеспечить. Ведь недаром у нас в Театральной академии есть продюсерский факультет (раньше он назывался «Факультет организации театрального дела»), и этой профессии специально учат, потому что, если говорить о государственных театрах, то государство доверяет руководителю государственное имущество и государственные средства. Полагаться при этом на желание человека взять на себя эту ответственность, мне кажется, не всегда правильно. Прежде чем возлагать на человека какую-то ответственность, его обязаны многому обучить.
 
Мне кажется, что оптимальное решение – то, которое у нас сейчас в театре действует, – это разделить полномочия. То есть за административно-хозяйственную деятельность должен отвечать человек, который владеет этой профессией, который отвечает за расходование средств, за правильное использование государственного имущества, за соблюдение трудового законодательства в коллективе. А художественный руководитель должен преследовать художественные стратегические цели и заниматься исключительно творчеством.

Конечно, есть люди, которые могут совместить обе функции. Есть удачные примеры – Валерий Абисалович Гергиев, Олег Павлович Табаков. Я уверен, что есть еще люди способные на это, но нельзя принять исключительно этот принцип.

 
На мой взгляд, в каждом деле должны работать профессионалы.  Основной схемой должно быть разделение полномочий, а в исключительных случаях допускать совмещение.
 
Никто не препятствует руководителю ставить тот или иной спектакль, в этой области у нас свобода, и никто театры не ограничивает ни в репертуарной политике, ни в приглашении художников, композиторов. Мы видим в последнее время, что в основном нарушения возникают в области несоблюдения бюджетного законодательства и использования имущества. Потому что тут нужны профессиональные знания.



 
Алексей ФРАДИН, директор Театра комедии им. Акимова:
– Наш театр живет именно по принципу разделения полномочий.  Я работаю в качестве директора два с половиной года, отвечаю по контракту с Комитетом по культуре за всю финансовую и хозяйственную деятельность, а Татьяна Сергеевна Казакова – за творческую. Так что, именно по этой схеме мы работаем.
 
Но каждый театр – это отдельный мир и приводить всех к общему знаменателю, это утопия. При этом, я могу сказать, что существование в том формате, в котором существует театр имени Акимова (при разделении полномочий) возможно исключительно при уверенной связке между художественным руководителем и директором. А если такой связки нет, то ничего не получится. Потому что директор, как человек, ставящий подпись и осуществляющий оперативное управление финансами, может, фактически, заблокировать любую творческую инициативу. Так же, как и худрук может, к примеру, принять решение, противоречащее направлению всей работы коллектива. Например, ставить не комедии, а трагедии в Театре комедии. То есть необходимое условие –  это взаимопонимание между художественным руководителем и директором.
 
Безусловно, я понимаю многих творческих единиц, которые хотят снять с себя меру ответственности. Но возникает очень важный момент. Есть творцы, художественные руководители, которые говорят: «Мне надо приобрести вот это сию секунду, иначе у меня остановится вся работа!» 
 
Очень важен вопрос планирования жизни всего театра, в том числе и творческой, и это должно быть в зоне ответственности  не только директора, но и художественного руководителя. А когда творцы забывают об этом, то возникают большие проблемы. Если вдруг режиссер говорит: «Я придумал, что надо доснять еще видеоряд и сделать хороший видеоконтент к этому спектаклю, и нужно это – послезавтра», то директор должен войти в конфликт, а ни один конфликт внутри театра никогда не заканчивается успешно. И зачастую директорам приходится идти на своего рода нарушения ради того, чтобы удовлетворить творческий запрос. И в этом случае, я не понимаю, почему только директор должен нести за это ответственность.
 
Необходимо совместное планирование жизни организации, в которой трудятся художественный руководитель и директор, желательно на три-четыре года вперед. И дальнейшие творческие отступления должны быть минимальны. Или они должны происходить адекватно временным рамкам, а не «завтра, и всё!»



 
Александр СЛАВУТСКИЙ, художественный руководитель-директор Казанского БДТ им. Качалова:
– Я считаю, что разделять полномочия дело бессмысленное. Ведь идея в чем? В том, чтобы худрук занимался творческой стороной вопроса, а директор – административно-финансовой. Но неужели наши руководители считают, что хороший, деловой, профессионально грамотный директор сидит без работы и его худруки не подпускают к театру? Это заблуждение. Просто многие мои коллеги (худруки) берут на себя и функцию директора именно потому, что умный, компетентный директор, понимающий природу театра, – явление чрезвычайно редкое. И потому, я уверен, что невозможно унифицировать уставы театров и заставить повсеместно внедрить двуначалие. Крайне важен индивидуальный подход.

У меня в уставе написано, что я несу ответственность за весь фронт работы, который я на себя взвалил. Это значит, что с меня можно спросить и за пожарную безопасность, и за финансовое благополучие коллектива, и за экономические показатели театра.


Мои 98% заполняемости контролируются мною. И если мне встретился бы нормальный директор, то я с удовольствием взял бы его себе в помощники. И много лет уже ищу такого человека, но всякий раз убеждаюсь, что это – редкость.
 
Я был бы счастлив, если бы у меня был Крок. Но у меня такого человека нет. Потому что хороший талантливый директор – это еще более редкая единица, чем режиссер. Нужен рукводитель, который предан театру, любит театр и способен смотреть в одну сторону с худруком. Это вопрос большого кадрового везения.
 
И вместе с тем я понимаю наше Министерство. Они полагают, что если разделить полномочия, то это спасет театр от финансовых скандалов, поскольку нынешняя система, на их взгляд, устроена неправильно. Но хочу подчеркнуть: идеала не бывает, и система должна оставаться такой, какая есть (к ней все привыкли). От финансовых нарушений спасет строгий контроль, а вовсе не повсеместно внедрение двуначалия.
 
Другое дело, что это очень серьезный вопрос, который требует колоссальной ответственности. И если я беру на себя право финансовой подписи, то понимаю, что отвечаю в театре за всё от начала и до конца, и что, если с меня спросится, то никаких послаблений и скидок не будет.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится

Самое читаемое

  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Игра на уничтожение

    Екатерина II, которую никто не считал выдающейся гуманисткой, тем не менее сформулировала универсальное правило правового государства: «лучше помиловать десять виновных, чем повесить одного невинного». Именно этой выстраданной максимой и стоит руководствоваться в деле обмена людей, оказавшихся заложниками межгосударственных конфликтов. ...
  • «Счет сообщали друг другу прямо на сцене»

    В Москве стартовал Чемпионат мира по футболу. В четверг город, наводненный болельщиками, праздновал церемонию открытия, а затем и победу российской сборной со счетом 5:0 в матче с Саудовской Аравией. Футбольный марафон  пройдет по нескольких российским городам: помимо Москвы это Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Калининград, Волгоград, Ростов-на-Дону и Саранск. ...
  • Минкульт отменил собственный приказ о нормах труда в театре

    Министр культуры Владимир Мединский отменил ранее утвержденные Минкультом типовые нормы по выполнению работ в театрах. Напомним, ранее ведомство опубликовало приказы «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств» и «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности работников организаций исполнительских искусств с учетом отраслевой специфики». ...
  • Адвокат Малобродского: «Времени мало, но постараемся успеть»

    Суд обязал бывшего генпродюсера «Седьмой студии» Алексея Малобродского ознакомиться с материалами дела до 19 июля. О трудностях, возникших в связи с этим ограничением, а также о его возможных последствиях «Театралу» рассказала адвокат обвиняемого Ксения Карпинская. ...
Читайте также