Анхель Гутьеррес: «Живу мыслями о России»

 
Несколько лет Мадридский Камерный театр им. Чехова едва не прекратил свое существование. Но всё же его создатель и руководитель Анхель Гутьеррес (испанец, проживший много лет в СССР), сумел сохранить коллектив.
 
– Анхель Георгиевич, у вашего театра были тяжелые времена. Как вы справились с ситуацией?
– Справились как-то. Правда, сейчас у нас нет своего помещения, и мы  работаем на разных площадках. Благо есть люди, которые могут нам ее предоставить. А то помещение, в котором на протяжении 35-ти лет был театр Чехова, у меня просто украли. А ведь мы строили его своими руками, в нем мы радовали своей игрой не только испанских зрителей – смотреть на нас приезжали со всего мира. Критики из Германии, США, Англии писали о нас восторженные рецензии. Театр имел огромный успех. Из России к нам приезжали: Олег Ефремов, Борис Покровский, Булат Окуджава, Вениамин Смехов и другие прекрасные гости, которые всегда очень высоко ценили нашу работу. После посещения театра в 1988 году Олег Ефремов пригласил нас в Москву на Чеховский фестиваль с «Дядей Ваней».

Я горжусь своими актерами. Они обрусели, ездят в Россию читают Достоевского, Чехова, Толстого. Приобщаются к русской культуре. Наш театр – это представительство России в Испании. Недавно на улице ко мне подошел человек и сказал: «Вы научили меня жить. Благодаря вам я познакомился с русскими писателями, по несколько раз смотрел пьесы». Испанцы после наших спектаклей хотят узнать Чехова, поехать в Россию, задумываются о смысле жизни. И я рад, что смог в Испании посеять вот эту любовь к русскому театру.

В 1974 году, когда уезжал в Испанию, мне было очень тяжело. Ведь я фактически бросил Родину.

– Зачем же вы уехали?
– Это самое трудное решение в моей жизни. Я долго мучился прежде чем его принять. Друзья мои русские, небо русское, учителя мои, театр, работа. Я был известным человеком, у меня был свой дом. И вдруг надо все это с корнями вырвать и начать все с нуля. А мне было уже немало лет, и сделать это неимоверно трудно.  Но я всю жизнь мечтал отдать долг своему испанскому народу, и вдруг понял, что предал самого себя, успокоился, обуржуазился. Поехать в Испанию и начать все с начала – очень трудно, но это путь, который я сам себе намечал всю жизнь.

К тому же, я понимал, что рушится Советский Союз. Коррупция полная, карьеризм. Мои товарищи по ГИТИСу готовы мать родную продать за то, чтобы вступить в партию ради карьеры, ни во что не веря. Люди рвались во власть. Это меня мучило и беспокоило. Я не мог этого вынести.

И еще одна причина. Последние пять моих постановок были запрещены. А после премьеры спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло, худсовет обвинил меня в предательстве и меня даже вызывали в КГБ. Я часто спрашиваю себя: а правильно ли я сделал, что уехал?  Я мучаюсь, потому что, живя в Испании, я душой остался в России.

– Чем сегодня живет русский испанец Анхель Гутьеррес?
– Совсем недавно выпустил «Вишневый сад». Играли в Государственном театре в центре Мадрида. Труппа у меня сейчас маленькая. Ее основа – это мои ученики. В свое время я преподавал в Королевской театральной школе, был заведующим кафедрой актерского мастерства, а еще была своя школа имени Чехова. Поэтому моя труппа – это профессиональные актеры. Многие из них учились у мастеров, которые приезжали к нам из России, преподавали движение, сценическую речь. А танец преподавала моя жена, актриса московского Камерного театра Людмила Уколова. Она вместе с Борисом Покровским стояла у истоков Камерного театра. Мы дружили с Борисом Александровичем, и он много раз был у нас в Испании.

– На каком языке играют ваши актеры?
– Мой театр русско-испанский. Были спектакли, например «Медведь» Чехова, который мы играли в Таганроге и в Ялте, так в нем прекрасная актриса и певица Елена Никонорова играла по-русски, а Медведя играл испанец и говорил по-испански. И зрителям это понравилось. Они говорили, что получилось потрясающее сочетание звуков и впечатление, как будто актеры говорят на одном языке. Раньше мы с театром почти каждую весну показывали свои спектакли в Мелехово, иногда играли на Таганке и во МХАТе. Так что мои артисты немного говорят по-русски. А еще у нас был русско-испанский спектакль, который разговаривал со зрителем на языке Сервантеса и Пушкина.
В нашем новом спектакле про испанского поэта Антонио Мачадо есть не только его стихи, но и эссе, посвященное русскому народу. И он говорит как раз о том, что русская культура – это божественная культура, суть которой духовное богатство. И суть христианской любви  является нам в произведениях Толстого, Достоевского, Пушкина и в сочинениях других русских писателей. Мачадо говорит о том, что русский писатель, видимо, родился уже с Библией и имеет Библию на столе когда пишет.

– В одном из интервью вы сказали, что Юриий Любимов предлагал вам работу в Театре на Таганке…
– С Юрием Любимовым у меня была большая дружба. До того, как он получил Театр на Таганке, я хотел пригласить его главным режиссером в театр «Ромэн», куда «сватали» меня. Я в то время руководил цыганской студией, но не хотел быть главным режиссером. Любимов согласился прийти посмотреть и даже стал работать с цыганской студией, но в это время ему предложили возглавить Театр на Таганке и он полностью погрузился в эту работу. Юрий Петрович предлагал и мне поработать в его театре, но я отказался, сказав, что буду с удовольствием просто помогать ему. Но судьба распорядилась иначе.

 
Справка
Анхель Гутьеррес
Родился: 28 августа 1932 года в Гаване.
Образование: режиссерский факультет ГИТИСа и Высшие режиссерские курсы ВГИКа.
Карьера: 1953-1956 гг. – режиссер Таганрогского драматического театра им. Чехова. В течение 18 лет вел преподавательскую деятельность в ГИТИСе, одновременно ставил спектакли в различных московских театрах.  С 1958 по 1974 гг. руководил студией театра «Ромэн». С 1974 г. живет и работает в Испании. Преподавал актерское мастерство в Королевской высшей школе драматического искусства. Основатель и руководитель Камерного театра им. Чехова.
Снимался в картинах: «Конец и начало» (боец Сопротивления) М. Захариаса; «Места тут тихие» (Испанский летчик) Г. Щукина; «Салют, Мария!» (Пабло Луис Альварес) и «Плохой хороший человек» (Ачмианов-старший) И. Хейфица; «Зеркало» (Беженец из Испании) А. Тарковского.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театрал» создал безвизовую зону

    В начале сентября москвичи и гости столицы получат уникальный шанс – принять участие в международном театральном путешествии. Всего за четыре дня поклонники сцены смогут побывать в русских театрах Нью-Йорка, Тель-Авива и Варшавы, не потратив при этом ни копейки на авиабилеты, и даже не воспользовавшись заграничным паспортом. ...
  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
  • В Берлине завершился фестиваль «Мир русского театра»

    В воскресенье, 9 июня, в Берлине закончился lll фестиваль «Мир русского театра».  Все коллективы, принявшие участие в форуме, получили почетные дипломы и подарки от журнала «Театрал».   Заключительный, четвертый, день фестиваля начался с показа спектакля финского театра «Арт-Мастер» по пьесе современного автора Елены Исаевой «Про мою маму и меня» в постановке  Екатерины Пастуховой. ...
  • «Сцена – это территория свободы»

    Третий день фестиваля «Мир русского театра», можно сказать, стал «Днем защиты детей». Утренний спектакль показал детский театральный коллектив «Апрелик», а вечером в творческом вечере актрисы Вахтанговского театра Ольги Тумайкиной приняла участие ее дочка Маша. ...
Читайте также