«Наш спектакль должен играться без слов»

Маркеса перевели на язык сцены

 
Молодые артисты Театра им. Вахтангова во главе с актером, а теперь и режиссером-дебютантом Валерием УШАКОВЫМ, выпустили спектакль «Маркес. Без слов». После премьеры этой экспериментальной работы, которая состоялась в театре «С.А.Д.», обозреватель «Театрала» задал несколько вопросов постановщику. 
 
– Валерий, в ваших руках оказался, пожалуй, не самый легкий материал, поэтому хочется спросить: почему Маркес? 
– Всё просто: это один из самых любимых моих авторов, чьи произведения насыщены метафорами, а это само по себе просится на сцену.
 
Начиналось всё со «Ста лет одиночества». В ходе репетиций мы с актёрами пришли к выводу, что наш спектакль должен играться без слов.
 
Конечно, мне возразят, что поэтика любого литературного произведения строится на словах, но попробуйте сделать инсценировку Маркеса – слова тут же потеряют свою магию. Я очень хотел участвовать в этом спектакле в качестве артиста, но вскоре убедился, что должен делать что-то одно – либо играть, либо ставить. И потому решил выступить только лишь как режиссер.
 
– Это ваш режиссерский дебют?
– Да, ничего подобного никогда прежде не делал, хотя с удовольствием пишу инсценировки. Мне хотелось выпустить спектакль в духе Джеймса Тьерре – потрясающего режиссера, внука Чарли Чаплина. Эквивалента его творчеству я в России еще не встречал, если не считать театр Полунина или творчества, скажем, Леонид Енгибарова, но все же Тьерре это нечто другое. Таких настоящих мимов вообще единицы…
Мим – это всегда какой-то одинокий человек, который находится в конфликте с пространством. У Тьерре все интересно, но у него нет истории, нет сюжета в классическом понимании этого слова. А мне хотелось, чтобы мы привнесли в этот жанр историю, драматический материал, чтобы спектакль был понятен всем зрителям, чтобы он стал доступен на любом уровне. Понятен без слов.

 
– Результатом довольны?
– В целом очень доволен, а над частностями мы работаем, отрабатываем детали перед каждым спектаклем, по результатам прошедшего показа что-то меняем.  «Без слов» – это не название жанра, а скорее суть спектакля, как бы состояние главного героя на момент начала действия.
 
В нашем спектакле главный герой Аурелиано – собирательный образ. Отчасти это полковник Аурелиано Буэндиа (герой романа «Сто лет одиночества»).
 
А с другой стороны это сам Маркес, что находится в жизненном тупике. Он чувствует, что находится в преддверии чего-то колоссального, что изменит навсегда его жизнь, но он пока не знает как выразить то, что зреет в его душе, с чего начать этот роман. Это о Маркесе, который находится в преддверии «Ста лет одиночества». Маркес обращается к своему прошлому, к воспоминаниям о своей семье, чтобы начать этот роман, чтобы найти ключ, подобрать первое слово. О лабиринтах сознания, наверное, этот спектакль.
 
– Это, наверное, трудно объяснить в интервью?
– Это сложно. Это надо смотреть. Персонажи не говорят, они повествуют свои истории бессловесными этюдами, цирком, мимансами, номерами, иногда танцами. И при этом, я уверен, что это понятная история. Но я слукавлю, если скажу, что текста нет совсем. Есть там у нас текст от рассказчика. Он звучит в исполнении Анатолия Сергеевича Меньшикова – из старого такого, охрипшего граммофона. Периодически он что-то комментирует, но при этом напрямую с сюжетом это не пересекается, то есть не является прямой иллюстрацией, пояснением.
 
– Своего рода смешение жанров?
– Да, на этом стыке и рождается наша история.
 
– В спектакле участвуют артисты Театра им. Вахтангова?
– Да. Так или иначе все артисты, занятые в спектакле «Маркес. Без слов» заняты в репертуаре Театра имени Вахтангова. Лада Чуровская, Анастасия Жданова, Василий Цыганцов, Марк Бурлай, Ян Гахарманов. А Андрей Вистинь – особая гордость этого спектакля, он не только выступает в качестве артиста, Андрей также является профессиональным каскадёром. Мастером исторического фехтования. Вместе с Василием Цыганцовым они поставили в спектакле бой на мечах. Остальная команда тоже вахтанговская. Художник по свету Михаил Хвастунов. Мария Бутусова – Художник- Постановщик спектакля ученица главного художника Театра Вахтангова Максима Обрезкова. Спектакль мы играем в театре «С.А.Д.», которым руководит Кирилл Рубцов, также актёр Театра Вахтангова. Для спектакля по Маркесу там, на мой взгляд, самое подходящее пространство. Театр находится внутри пальмовой оранжереи, где царят джунгли родной Маркесу Колумбии. Так что, если прийти на спектакль заранее, то можно побродить по тропическим лабиринтам, подобно маркесовскому герою, погрузиться в атмосферу. Думаю, восприятию спектакля это только поможет.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 



  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
  • «Никто не советовался ни со мной, ни с труппой»

    В театральном сообществе продолжается спор, вызванный внезапным назначением на должность директора Центрального театра кукол им. Образцова Владимира Бакулева, профессионального  спортсмена, теннисиста, экс-президента МФК «Норильский никель», возглавлявшего, правда, в 2012-2013 гг. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Сац поставили «Свадебку» и «Шута»

    На Большой сцене Театра им. Сац 23 мая состоится премьера спектакля «Шут и Свадебка». Это два одноактных балета на музыку Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского. Над постановкой трудились худрук балета театра Кирилл Симонов и премьер труппы Мориса Бежара Патрик де Бана (на фото). ...
  • Елена Ксенофонтова дебютирует на сцене «Театра.doc»

    В «Театре.doc» 22 мая состоится предпремьерный показ спектакля «Наталья Петровна читает пьесу, которую сама написала». Автор пьесы и режиссер - Елена Шевченко. Одну из главных ролей в спектакле исполнит актриса театра и кино Елена Ксенофонтова. ...
  • Алексей Кузнецов ставит русский спектакль для Лондона

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов составил инсценировку и готовит спектакль «Нет спасенья от любви и страха», посвященный судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. ...
  • Пётр Айду исполнит музыку заводских цехов

    Реальные звучания действующих заводских цехов легли в основу «акустических картин», которые соединил в единую музыкальную ткань и представит зрителям «Школы драматического искусства» музыкант Пётр Айду.   Очередной перформанс Петра Айду – это проект с участием музыкантов, саунд-артистов, хора и актеров ШДИ. ...
Читайте также