«Наш спектакль должен играться без слов»

Маркеса перевели на язык сцены

 
Молодые артисты Театра им. Вахтангова во главе с актером, а теперь и режиссером-дебютантом Валерием УШАКОВЫМ, выпустили спектакль «Маркес. Без слов». После премьеры этой экспериментальной работы, которая состоялась в театре «С.А.Д.», обозреватель «Театрала» задал несколько вопросов постановщику. 
 
– Валерий, в ваших руках оказался, пожалуй, не самый легкий материал, поэтому хочется спросить: почему Маркес? 
– Всё просто: это один из самых любимых моих авторов, чьи произведения насыщены метафорами, а это само по себе просится на сцену.
 
Начиналось всё со «Ста лет одиночества». В ходе репетиций мы с актёрами пришли к выводу, что наш спектакль должен играться без слов.
 
Конечно, мне возразят, что поэтика любого литературного произведения строится на словах, но попробуйте сделать инсценировку Маркеса – слова тут же потеряют свою магию. Я очень хотел участвовать в этом спектакле в качестве артиста, но вскоре убедился, что должен делать что-то одно – либо играть, либо ставить. И потому решил выступить только лишь как режиссер.
 
– Это ваш режиссерский дебют?
– Да, ничего подобного никогда прежде не делал, хотя с удовольствием пишу инсценировки. Мне хотелось выпустить спектакль в духе Джеймса Тьерре – потрясающего режиссера, внука Чарли Чаплина. Эквивалента его творчеству я в России еще не встречал, если не считать театр Полунина или творчества, скажем, Леонид Енгибарова, но все же Тьерре это нечто другое. Таких настоящих мимов вообще единицы…
Мим – это всегда какой-то одинокий человек, который находится в конфликте с пространством. У Тьерре все интересно, но у него нет истории, нет сюжета в классическом понимании этого слова. А мне хотелось, чтобы мы привнесли в этот жанр историю, драматический материал, чтобы спектакль был понятен всем зрителям, чтобы он стал доступен на любом уровне. Понятен без слов.

 
– Результатом довольны?
– В целом очень доволен, а над частностями мы работаем, отрабатываем детали перед каждым спектаклем, по результатам прошедшего показа что-то меняем.  «Без слов» – это не название жанра, а скорее суть спектакля, как бы состояние главного героя на момент начала действия.
 
В нашем спектакле главный герой Аурелиано – собирательный образ. Отчасти это полковник Аурелиано Буэндиа (герой романа «Сто лет одиночества»).
 
А с другой стороны это сам Маркес, что находится в жизненном тупике. Он чувствует, что находится в преддверии чего-то колоссального, что изменит навсегда его жизнь, но он пока не знает как выразить то, что зреет в его душе, с чего начать этот роман. Это о Маркесе, который находится в преддверии «Ста лет одиночества». Маркес обращается к своему прошлому, к воспоминаниям о своей семье, чтобы начать этот роман, чтобы найти ключ, подобрать первое слово. О лабиринтах сознания, наверное, этот спектакль.
 
– Это, наверное, трудно объяснить в интервью?
– Это сложно. Это надо смотреть. Персонажи не говорят, они повествуют свои истории бессловесными этюдами, цирком, мимансами, номерами, иногда танцами. И при этом, я уверен, что это понятная история. Но я слукавлю, если скажу, что текста нет совсем. Есть там у нас текст от рассказчика. Он звучит в исполнении Анатолия Сергеевича Меньшикова – из старого такого, охрипшего граммофона. Периодически он что-то комментирует, но при этом напрямую с сюжетом это не пересекается, то есть не является прямой иллюстрацией, пояснением.
 
– Своего рода смешение жанров?
– Да, на этом стыке и рождается наша история.
 
– В спектакле участвуют артисты Театра им. Вахтангова?
– Да. Так или иначе все артисты, занятые в спектакле «Маркес. Без слов» заняты в репертуаре Театра имени Вахтангова. Лада Чуровская, Анастасия Жданова, Василий Цыганцов, Марк Бурлай, Ян Гахарманов. А Андрей Вистинь – особая гордость этого спектакля, он не только выступает в качестве артиста, Андрей также является профессиональным каскадёром. Мастером исторического фехтования. Вместе с Василием Цыганцовым они поставили в спектакле бой на мечах. Остальная команда тоже вахтанговская. Художник по свету Михаил Хвастунов. Мария Бутусова – Художник- Постановщик спектакля ученица главного художника Театра Вахтангова Максима Обрезкова. Спектакль мы играем в театре «С.А.Д.», которым руководит Кирилл Рубцов, также актёр Театра Вахтангова. Для спектакля по Маркесу там, на мой взгляд, самое подходящее пространство. Театр находится внутри пальмовой оранжереи, где царят джунгли родной Маркесу Колумбии. Так что, если прийти на спектакль заранее, то можно побродить по тропическим лабиринтам, подобно маркесовскому герою, погрузиться в атмосферу. Думаю, восприятию спектакля это только поможет.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 



  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Поднятые Тургеневым проблемы существуют в каждой семье»

    В декабре прошлого года художественным руководителем Театра на Перовской была назначена Гульнара Галавинская. За три с небольшим месяца она не только составила подробный творческий план на ближайшие календарный год, но и успела поставить новый спектакль – «Отцы и дети» по роману Тургенева. ...
  • В Театре на Малой Бронной покажут «Квартиру Коломбины»

    В Театре на Малой Бронной 9 апреля состоится премьера спектакля «Квартира Коломбины» по пьесе Людмилы Петрушевской. Главную роль исполнит Вера Бабичева.  «Квартира Коломбины» - это путешествие одной героини, примеряющей на себя четыре разные судьбы, - говорится в аннотации к спектаклю. ...
  • Юрий Грымов решился на откровения

    Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов готовит встречу со зрителями, которая назначена на 7 апреля и пройдет в формате творческого вечера. Также в программе – демонстрация короткометражного фильма Юрия Грымова «Мужские откровения» (1996) по новелле Ренаты Литвиновой. ...
  • Выходит в свет апрельский «Театрал»

    На страницах апрельского номера (см. подписка) вы прочтете: - почему Александр Калягин борется за новую редакцию Закона о культуре;   - в чем писатель Денис Драгунский видит признаки театра абсурда;   - каким был Владимир Этуш;   - зачем Алексей Бородин вновь обратился к Тому Стоппарду;   - почему Валерию Фокину понадобилась биография Сталина;   - кого играет Дмитрий Бозин;   - как Александра Ширвиндта чествовали в Китае;   - ради кого джазмен Вадим Эйленкриг задумал новый фестиваль;   - в чем секреты успеха Александра Домогарова;   - что готовят в кулинарном театре: мастер-класс Юрия Макеева;   - кто заразил Аню Чиповскую театром;   - как шутят вахтанговцы: стихи Рубена Симонова;   - почему Музей Москвы не мыслит своего существования без театра: интервью с директором Алиной Сапрыкиной;   - в чем сегодня конфликт поколений: колонка искусствоведа Дмитрия Трубочкина; - какие сюрпризы готовит фестиваль «Мир русского театра»; - о чем мечтает руководитель Московского губернского театра: интервью с директором;   - кому поможет «Театрал»: благотворительный вечер в киноклубе «Эльдар»; - какие проблемы тревожат директоров столичных театров; - где поужинать истинному театралу; - где развеять скуку в марте: репертуар и афиши театров. ...
Читайте также