«Наш спектакль должен играться без слов»

Маркеса перевели на язык сцены

 
Молодые артисты Театра им. Вахтангова во главе с актером, а теперь и режиссером-дебютантом Валерием УШАКОВЫМ, выпустили спектакль «Маркес. Без слов». После премьеры этой экспериментальной работы, которая состоялась в театре «С.А.Д.», обозреватель «Театрала» задал несколько вопросов постановщику. 
 
– Валерий, в ваших руках оказался, пожалуй, не самый легкий материал, поэтому хочется спросить: почему Маркес? 
– Всё просто: это один из самых любимых моих авторов, чьи произведения насыщены метафорами, а это само по себе просится на сцену.
 
Начиналось всё со «Ста лет одиночества». В ходе репетиций мы с актёрами пришли к выводу, что наш спектакль должен играться без слов.
 
Конечно, мне возразят, что поэтика любого литературного произведения строится на словах, но попробуйте сделать инсценировку Маркеса – слова тут же потеряют свою магию. Я очень хотел участвовать в этом спектакле в качестве артиста, но вскоре убедился, что должен делать что-то одно – либо играть, либо ставить. И потому решил выступить только лишь как режиссер.
 
– Это ваш режиссерский дебют?
– Да, ничего подобного никогда прежде не делал, хотя с удовольствием пишу инсценировки. Мне хотелось выпустить спектакль в духе Джеймса Тьерре – потрясающего режиссера, внука Чарли Чаплина. Эквивалента его творчеству я в России еще не встречал, если не считать театр Полунина или творчества, скажем, Леонид Енгибарова, но все же Тьерре это нечто другое. Таких настоящих мимов вообще единицы…
Мим – это всегда какой-то одинокий человек, который находится в конфликте с пространством. У Тьерре все интересно, но у него нет истории, нет сюжета в классическом понимании этого слова. А мне хотелось, чтобы мы привнесли в этот жанр историю, драматический материал, чтобы спектакль был понятен всем зрителям, чтобы он стал доступен на любом уровне. Понятен без слов.

 
– Результатом довольны?
– В целом очень доволен, а над частностями мы работаем, отрабатываем детали перед каждым спектаклем, по результатам прошедшего показа что-то меняем.  «Без слов» – это не название жанра, а скорее суть спектакля, как бы состояние главного героя на момент начала действия.
 
В нашем спектакле главный герой Аурелиано – собирательный образ. Отчасти это полковник Аурелиано Буэндиа (герой романа «Сто лет одиночества»).
 
А с другой стороны это сам Маркес, что находится в жизненном тупике. Он чувствует, что находится в преддверии чего-то колоссального, что изменит навсегда его жизнь, но он пока не знает как выразить то, что зреет в его душе, с чего начать этот роман. Это о Маркесе, который находится в преддверии «Ста лет одиночества». Маркес обращается к своему прошлому, к воспоминаниям о своей семье, чтобы начать этот роман, чтобы найти ключ, подобрать первое слово. О лабиринтах сознания, наверное, этот спектакль.
 
– Это, наверное, трудно объяснить в интервью?
– Это сложно. Это надо смотреть. Персонажи не говорят, они повествуют свои истории бессловесными этюдами, цирком, мимансами, номерами, иногда танцами. И при этом, я уверен, что это понятная история. Но я слукавлю, если скажу, что текста нет совсем. Есть там у нас текст от рассказчика. Он звучит в исполнении Анатолия Сергеевича Меньшикова – из старого такого, охрипшего граммофона. Периодически он что-то комментирует, но при этом напрямую с сюжетом это не пересекается, то есть не является прямой иллюстрацией, пояснением.
 
– Своего рода смешение жанров?
– Да, на этом стыке и рождается наша история.
 
– В спектакле участвуют артисты Театра им. Вахтангова?
– Да. Так или иначе все артисты, занятые в спектакле «Маркес. Без слов» заняты в репертуаре Театра имени Вахтангова. Лада Чуровская, Анастасия Жданова, Василий Цыганцов, Марк Бурлай, Ян Гахарманов. А Андрей Вистинь – особая гордость этого спектакля, он не только выступает в качестве артиста, Андрей также является профессиональным каскадёром. Мастером исторического фехтования. Вместе с Василием Цыганцовым они поставили в спектакле бой на мечах. Остальная команда тоже вахтанговская. Художник по свету Михаил Хвастунов. Мария Бутусова – Художник- Постановщик спектакля ученица главного художника Театра Вахтангова Максима Обрезкова. Спектакль мы играем в театре «С.А.Д.», которым руководит Кирилл Рубцов, также актёр Театра Вахтангова. Для спектакля по Маркесу там, на мой взгляд, самое подходящее пространство. Театр находится внутри пальмовой оранжереи, где царят джунгли родной Маркесу Колумбии. Так что, если прийти на спектакль заранее, то можно побродить по тропическим лабиринтам, подобно маркесовскому герою, погрузиться в атмосферу. Думаю, восприятию спектакля это только поможет.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 



  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Добро пожаловать к палачам

    Первым спектаклем Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», сделанным после почти двухлетнего домашнего ареста режиссера, стал «Палачи» по пьесе Мартина МакДонаха. Логичный выбор материала предлагает зрителю поразмыслить на непопулярную, но важную тему. ...
  • Через тернии в никуда

    Московский ТЮЗ в последние годы стал настоящим оплотом американской драматургии. «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса, поставленный Генриеттой Яновской лет 15 назад, к сожалению, не сохранился в афише. Зато в камерном пространстве фойе идут два спектакля Камы Гинкса по Эдварду Олби: «Кто боится Вирджинии Вульф» и «Все кончено» – с мощными актерскими работами Игоря Гордина и Ольги Демидовой. ...
  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
Читайте также