«Сталин до сих пор тиранит всех нас»

 
Режиссер Александр Огарев рассказал «Театралу» о том, почему сегодня его волнует тема «Человек и социум» и как готовятся в «Школе драматического искусства» к V ежегодному фестивалю «Три ступени лаборатории», который пройдет с 26 февраля по 4 марта.

- Александр, в этом году у фестиваля символичный подзаголовок «Персонаж в поисках себя». Чья идея так назвать в этом году Лабораторию и как вы для себя расшифровываете эту фразу?
- Я со 2 января в Хорватии ставлю «Вишневый сад», и подзаголовок придумывался без меня. Мне кажется он носит оттенок веселой полемики с известной расположенностью персонажей искать автора, Бога, истину. Но в поисках истины формируешься и ты сам. Поэтому искать себя в отрыве от истины, значит отпадать от истины. То есть, вероятно речь идет о заблудившихся героях. Таковой, возможно, является героиня пьесы Юлии Поспеловой, в которой угадывается дочка Сталина. Мы с тремя актерами - Александриной Мерецкой, Олегом Охотниченко и Кириллом Федоровым занимаемся этой пьесой. В двух других трудно говорить о том, что персонажи в каком-то самопоиске. Например, герои пьесы Ольги Погодиной-Кузминой Маяковский и Хлебников не выглядят потерявшимися героями. Наоборот, они очень цельные, состоявшиеся, укоренившиеся в своих идеях и зовущие других следовать им. Девиз фестиваля расцениваю, как предложение взглянуть на персонажей пьес с альтернативной точки зрения, попросить публику внимательней присмотреться к поискам героев.
 
- Когда-то Анатолий Васильев ставил «Шесть персонажей в поисках автора»? Что изменилось, почему сейчас для «персонажей» стало актуально «искать себя»?
- На мой взгляд ничего не изменилось. Если мы с вами персонажи чьего-то авторства, божьего промысла, то наши поиски Бога всегда актуальны. Если мы не знаем кто мы, для чего пришли в этот мир, ищем какие мы, то это история о нашей инфантильности. Я лично ее пережил и не ищу себя. Поэтому актуальность этой проблемы мной подзабыта. Соответственно и персонажи, потерявшие себя, мне не очень интересны.
 
- Какие в этом году вы выбрали темы для лабораторного исследования и как они связаны с темой фестиваля?
- Три пьесы, которые я выбрал, для меня представляют три ступени одной темы: «Человек и социум». В пьесе «Говорит Москва» девочка постепенно открывает для себя ужасный, реальный мир, существующий за пределами того сказочного домика, который выстроил для нее папа-тиран. Сталин до сих пор тиранит всех нас, предлагая, как и героине пьесы Поспеловой, не обращать внимания на жертвы, а жить иллюзией героических, сказочных свершений. Второй ракурс проблемы - Художник с его мировоззрением в столкновении с социумом. Он исследуется в пьесе «Председатели земного шара». В третьей пьесе, которую мы представим, как читку зрителям, юная, хрупкая душа открывает для себя негармоничность и несправедливость бытия через локальные, семейные потрясения. Это пьеса молодого, но очень крутого автора Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам» - современный русский парафраз сэленджеровских мотивов.
 
- Часто лабораторные работы впоследствии вырастают в успешные репертуарные спектакли, но не всегда. В чем еще вы видите задачи фестиваля?
- Лаборатория многие годы успешно решает разные задачи. Здесь и поиск нового материала, пищи для невыраженных еще желаний актеров и режиссеров. И проверка найденного материала публикой. И возможность тренинга, когда тренируешься на малоизученных текстах выявлять структуру, формулировать необычные смыслы, открывать и познавать миры новой, особенной красоты. В комплексе любой лабораторный опыт - это попытка сверхбыстрым путем окунуть душу в незнакомую реку чувствований.
 
- Когда успеваете готовиться к фестивалю, непосредственно перед началом или работаете с этим материалом в течение года тоже?
- Мы начали готовиться в ноябре. Но активная фаза репетиций начнется с 18 февраля, когда я вернусь в Москву.
 
- Потенциальный зритель фестиваля – тот же, какой и всегда в вашем театре или приходит другая публика? Может быть студенты театральных вузов или артисты других театров? Для кого все же этот фестиваль является в большей степени лабораторией – для театра или для публики?
- Обычно на лабораторных показах смешанный зрительский состав. Одни попадают на наши эскизы случайно. Другие являются поклонниками нашего театра, отслеживая его жизнь во всех проявлениях. Третьи следят за конкретными актерами и режиссерами. А четвертые предпочитают незавершенность, эскизность, живую эмоцию несовершенных работ законченным и помещенным в декорации и костюмы спектаклям. Такие ждут именно Лабораторию.
 
- Какие работы коллег планируете посмотреть на предстоящей Лаборатории?
- Расписание фестиваля очень плотное. Каждый вечер минимум два эскиза обязательно пересекаются по времени. Так что, к сожалению, не смогу посмотреть то, что будет идти параллельно с нашими показами. А когда у нас вечер будет свободен, надо будет выбирать между двумя вариантами.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Александр Калягин: «Ситуация более чем странная»

    На днях президент РФ подписал указ, согласно которому звания заслуженных артистов получили 18 человек, блестяще зарекомендовавших себя как действительно очень талантливых и трудолюбивых артистов. Однако в кругах руководителей театров эта новость породила новый виток обсуждений старой и наболевшей проблемы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Марк Захаров: «Накопилась усталость от режиссерских ребусов»

    В преддверии юбилея Марка Захарова (13 октября – 85 лет), «Театрал» встретился с режиссером, чтобы поговорить о наболевшем. Подробное интервью читайте в свежем номере журнала, а сейчас публикуем ответы Марка Анатольевича на вопросы читателей. ...
  • Константин Крюков: «Никогда не мечтал работать в кино»

    Его дедушка Сергей Бондарчук, бабушка – Ирина Скобцева, мама – Алена Бондарчук, а дядя – Федор Бондарчук… Будучи представителем столь яркой династии, казалось бы, путь с самого детства тебе уготован только на сцену. ...
  • Татьянин день

    Владислав Стржельчик считал Татьяну Доронину совершенством, Георгий Товстоногов восхищался ее широким творческим диапазоном, Константин Симонов подарил томик своих стихов с надписью «Прекрасной актрисе», Николай Гриценко написал: «Вы та Настасья Филипповна, с которой я хотел бы сыграть», а Лоренс Оливье преподнёс перстень с голубым камнем в знак признания и восхищения. ...
  • «Богомолов у нас будет ставить пьесу Петрушевской»

    В преддверие открытия сезона в «Школе современной пьесы» «Театрал» поговорил с художественным руководителем театра Иосифом РАЙХЕЛЬГАУЗОМ.   – На новый сезон у нас очень интересные планы: Константин Богомолов будет ставить пьесу Людмилы Петрушевской «Газбу» с Татьяной Васильевой в главной роли, два выпускника ГИТИСа, победившие в конкурсе «Класс молодой режиссуры» поставят две новых пьесы, победившие в конкурсе «Действующие лица», а замечательный режиссер Олег Долин – бывший артист нашего театра, который окончил режиссерский факультет у Женовача, поставит пьесу Ярославы Пулинович «Тот самый день». ...
Читайте также