«Сталин до сих пор тиранит всех нас»

 
Режиссер Александр Огарев рассказал «Театралу» о том, почему сегодня его волнует тема «Человек и социум» и как готовятся в «Школе драматического искусства» к V ежегодному фестивалю «Три ступени лаборатории», который пройдет с 26 февраля по 4 марта.

- Александр, в этом году у фестиваля символичный подзаголовок «Персонаж в поисках себя». Чья идея так назвать в этом году Лабораторию и как вы для себя расшифровываете эту фразу?
- Я со 2 января в Хорватии ставлю «Вишневый сад», и подзаголовок придумывался без меня. Мне кажется он носит оттенок веселой полемики с известной расположенностью персонажей искать автора, Бога, истину. Но в поисках истины формируешься и ты сам. Поэтому искать себя в отрыве от истины, значит отпадать от истины. То есть, вероятно речь идет о заблудившихся героях. Таковой, возможно, является героиня пьесы Юлии Поспеловой, в которой угадывается дочка Сталина. Мы с тремя актерами - Александриной Мерецкой, Олегом Охотниченко и Кириллом Федоровым занимаемся этой пьесой. В двух других трудно говорить о том, что персонажи в каком-то самопоиске. Например, герои пьесы Ольги Погодиной-Кузминой Маяковский и Хлебников не выглядят потерявшимися героями. Наоборот, они очень цельные, состоявшиеся, укоренившиеся в своих идеях и зовущие других следовать им. Девиз фестиваля расцениваю, как предложение взглянуть на персонажей пьес с альтернативной точки зрения, попросить публику внимательней присмотреться к поискам героев.
 
- Когда-то Анатолий Васильев ставил «Шесть персонажей в поисках автора»? Что изменилось, почему сейчас для «персонажей» стало актуально «искать себя»?
- На мой взгляд ничего не изменилось. Если мы с вами персонажи чьего-то авторства, божьего промысла, то наши поиски Бога всегда актуальны. Если мы не знаем кто мы, для чего пришли в этот мир, ищем какие мы, то это история о нашей инфантильности. Я лично ее пережил и не ищу себя. Поэтому актуальность этой проблемы мной подзабыта. Соответственно и персонажи, потерявшие себя, мне не очень интересны.
 
- Какие в этом году вы выбрали темы для лабораторного исследования и как они связаны с темой фестиваля?
- Три пьесы, которые я выбрал, для меня представляют три ступени одной темы: «Человек и социум». В пьесе «Говорит Москва» девочка постепенно открывает для себя ужасный, реальный мир, существующий за пределами того сказочного домика, который выстроил для нее папа-тиран. Сталин до сих пор тиранит всех нас, предлагая, как и героине пьесы Поспеловой, не обращать внимания на жертвы, а жить иллюзией героических, сказочных свершений. Второй ракурс проблемы - Художник с его мировоззрением в столкновении с социумом. Он исследуется в пьесе «Председатели земного шара». В третьей пьесе, которую мы представим, как читку зрителям, юная, хрупкая душа открывает для себя негармоничность и несправедливость бытия через локальные, семейные потрясения. Это пьеса молодого, но очень крутого автора Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам» - современный русский парафраз сэленджеровских мотивов.
 
- Часто лабораторные работы впоследствии вырастают в успешные репертуарные спектакли, но не всегда. В чем еще вы видите задачи фестиваля?
- Лаборатория многие годы успешно решает разные задачи. Здесь и поиск нового материала, пищи для невыраженных еще желаний актеров и режиссеров. И проверка найденного материала публикой. И возможность тренинга, когда тренируешься на малоизученных текстах выявлять структуру, формулировать необычные смыслы, открывать и познавать миры новой, особенной красоты. В комплексе любой лабораторный опыт - это попытка сверхбыстрым путем окунуть душу в незнакомую реку чувствований.
 
- Когда успеваете готовиться к фестивалю, непосредственно перед началом или работаете с этим материалом в течение года тоже?
- Мы начали готовиться в ноябре. Но активная фаза репетиций начнется с 18 февраля, когда я вернусь в Москву.
 
- Потенциальный зритель фестиваля – тот же, какой и всегда в вашем театре или приходит другая публика? Может быть студенты театральных вузов или артисты других театров? Для кого все же этот фестиваль является в большей степени лабораторией – для театра или для публики?
- Обычно на лабораторных показах смешанный зрительский состав. Одни попадают на наши эскизы случайно. Другие являются поклонниками нашего театра, отслеживая его жизнь во всех проявлениях. Третьи следят за конкретными актерами и режиссерами. А четвертые предпочитают незавершенность, эскизность, живую эмоцию несовершенных работ законченным и помещенным в декорации и костюмы спектаклям. Такие ждут именно Лабораторию.
 
- Какие работы коллег планируете посмотреть на предстоящей Лаборатории?
- Расписание фестиваля очень плотное. Каждый вечер минимум два эскиза обязательно пересекаются по времени. Так что, к сожалению, не смогу посмотреть то, что будет идти параллельно с нашими показами. А когда у нас вечер будет свободен, надо будет выбирать между двумя вариантами.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Константин Райкин: «И в Москве есть глухая провинция…»

    На протяжении многолетней истории «Сатирикон» переживал разные периоды, но сейчас наступил, наверное, самый сложный. Дело в том, что никто пока не может назвать внятных сроков окончания реконструкции, и коллектив уже не первый год продолжает вести кочевую жизнь, выпуская в таких условиях на порядок меньше спектаклей. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • «Надеюсь увидеть «географию» русскоязычных театров»

    В воскресенье, 10 июня, народный артист РФ Евгений Князев на фестивале «Мир русского театра», организованном журналом «Театрал», сыграл моноспектакль «Пиковая дама». В преддверии фестиваля актер ответил на несколько вопросов. ...
  • Виктор Сухоруков: «Единственный не может быть вторым»

    Под занавес сезона в Киноклубе «Эльдар» по традиции состоялся «Звёздный вечер» «Театрала», одним из героев которого стал Виктор СУХОРУКОВ. Актер появился на сцене под бурные овации и сразу взял инициативу в свои руки. ...
Читайте также