«Сталин до сих пор тиранит всех нас»

 
Режиссер Александр Огарев рассказал «Театралу» о том, почему сегодня его волнует тема «Человек и социум» и как готовятся в «Школе драматического искусства» к V ежегодному фестивалю «Три ступени лаборатории», который пройдет с 26 февраля по 4 марта.

- Александр, в этом году у фестиваля символичный подзаголовок «Персонаж в поисках себя». Чья идея так назвать в этом году Лабораторию и как вы для себя расшифровываете эту фразу?
- Я со 2 января в Хорватии ставлю «Вишневый сад», и подзаголовок придумывался без меня. Мне кажется он носит оттенок веселой полемики с известной расположенностью персонажей искать автора, Бога, истину. Но в поисках истины формируешься и ты сам. Поэтому искать себя в отрыве от истины, значит отпадать от истины. То есть, вероятно речь идет о заблудившихся героях. Таковой, возможно, является героиня пьесы Юлии Поспеловой, в которой угадывается дочка Сталина. Мы с тремя актерами - Александриной Мерецкой, Олегом Охотниченко и Кириллом Федоровым занимаемся этой пьесой. В двух других трудно говорить о том, что персонажи в каком-то самопоиске. Например, герои пьесы Ольги Погодиной-Кузминой Маяковский и Хлебников не выглядят потерявшимися героями. Наоборот, они очень цельные, состоявшиеся, укоренившиеся в своих идеях и зовущие других следовать им. Девиз фестиваля расцениваю, как предложение взглянуть на персонажей пьес с альтернативной точки зрения, попросить публику внимательней присмотреться к поискам героев.
 
- Когда-то Анатолий Васильев ставил «Шесть персонажей в поисках автора»? Что изменилось, почему сейчас для «персонажей» стало актуально «искать себя»?
- На мой взгляд ничего не изменилось. Если мы с вами персонажи чьего-то авторства, божьего промысла, то наши поиски Бога всегда актуальны. Если мы не знаем кто мы, для чего пришли в этот мир, ищем какие мы, то это история о нашей инфантильности. Я лично ее пережил и не ищу себя. Поэтому актуальность этой проблемы мной подзабыта. Соответственно и персонажи, потерявшие себя, мне не очень интересны.
 
- Какие в этом году вы выбрали темы для лабораторного исследования и как они связаны с темой фестиваля?
- Три пьесы, которые я выбрал, для меня представляют три ступени одной темы: «Человек и социум». В пьесе «Говорит Москва» девочка постепенно открывает для себя ужасный, реальный мир, существующий за пределами того сказочного домика, который выстроил для нее папа-тиран. Сталин до сих пор тиранит всех нас, предлагая, как и героине пьесы Поспеловой, не обращать внимания на жертвы, а жить иллюзией героических, сказочных свершений. Второй ракурс проблемы - Художник с его мировоззрением в столкновении с социумом. Он исследуется в пьесе «Председатели земного шара». В третьей пьесе, которую мы представим, как читку зрителям, юная, хрупкая душа открывает для себя негармоничность и несправедливость бытия через локальные, семейные потрясения. Это пьеса молодого, но очень крутого автора Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам» - современный русский парафраз сэленджеровских мотивов.
 
- Часто лабораторные работы впоследствии вырастают в успешные репертуарные спектакли, но не всегда. В чем еще вы видите задачи фестиваля?
- Лаборатория многие годы успешно решает разные задачи. Здесь и поиск нового материала, пищи для невыраженных еще желаний актеров и режиссеров. И проверка найденного материала публикой. И возможность тренинга, когда тренируешься на малоизученных текстах выявлять структуру, формулировать необычные смыслы, открывать и познавать миры новой, особенной красоты. В комплексе любой лабораторный опыт - это попытка сверхбыстрым путем окунуть душу в незнакомую реку чувствований.
 
- Когда успеваете готовиться к фестивалю, непосредственно перед началом или работаете с этим материалом в течение года тоже?
- Мы начали готовиться в ноябре. Но активная фаза репетиций начнется с 18 февраля, когда я вернусь в Москву.
 
- Потенциальный зритель фестиваля – тот же, какой и всегда в вашем театре или приходит другая публика? Может быть студенты театральных вузов или артисты других театров? Для кого все же этот фестиваль является в большей степени лабораторией – для театра или для публики?
- Обычно на лабораторных показах смешанный зрительский состав. Одни попадают на наши эскизы случайно. Другие являются поклонниками нашего театра, отслеживая его жизнь во всех проявлениях. Третьи следят за конкретными актерами и режиссерами. А четвертые предпочитают незавершенность, эскизность, живую эмоцию несовершенных работ законченным и помещенным в декорации и костюмы спектаклям. Такие ждут именно Лабораторию.
 
- Какие работы коллег планируете посмотреть на предстоящей Лаборатории?
- Расписание фестиваля очень плотное. Каждый вечер минимум два эскиза обязательно пересекаются по времени. Так что, к сожалению, не смогу посмотреть то, что будет идти параллельно с нашими показами. А когда у нас вечер будет свободен, надо будет выбирать между двумя вариантами.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов: «Сгустился туман запретов и преследований»

    В понедельник, 3 декабря, в Театре им. Вахтангова вручается ежегодная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала». Лауреатом в одной из главных номинаций – «Лучший спектакль большой формы» стала работа Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Эдуард Бояков назначен худруком МХАТа им. Горького

    Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТа имени Горького. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части - писатель и публицист Захар Прилепин. ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Оптимизм лицедея

    «Никто не может лишить меня права существовать в оптимистическом ключе, – сказал однажды Ростислав Плятт. – Но если вы ощутите некоторую горечь, поймите ее правильно: я страстно не люблю штампы».   В самом деле, казалось, что любая роль, любая стилистика ему подвластна – от трагедии до фарса. ...
  • Елена Санаева: «Родителям я давала шороху»

    Перед спектаклем «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» за кулисами «Школы современной пьесы» звенели детские голоса. Двое сыновей актрисы Екатерины Директоренко играли с дочкой Светланы Кузяниной, пока обе мамы готовились к выходу на сцену. ...
  • Алексей Франдетти: «Хочу создавать другую реальность»

    Кажется, совсем недавно в Большом театре состоялась премьера «Кандид», а режиссер Алексей Франдетти уже с головой окунулся в новый проект: в Театре наций начались репетиции «Стиляг». В его жизни всё по графику: планы расписаны на два года вперед. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
Читайте также