Марк Варшавер: «Год пройдет под знаком юбилеев»

 
2017 год был для «Ленкома» праздничным. В январе театр отметил собственное 90-летие. На фоне этого с успехом прошла долгожданная премьера Марка Захарова «День опричника» (по произведениям Владимира Сорокина). Но главное, что не первое десятилетие подряд «Ленком» остается одним из самых любимых и самых аншлаговых театров Москвы. Впрочем, судя по диалогу с директором театра Марком ВАРШАВЕРОМ ощущение праздника сохранится в театре и в наступающем году, поскольку впереди – не только очередная премьера, но и новая волна юбилеев…
 
Марк Борисович, пожалуй, за все годы существования «Театрала» вы первый директор, кто назначил интервью на 10 утра. Для театральных деятелей это время, сами понимаете, равносильно рассвету. Причем вы ведь и домой уезжаете лишь после окончания спектакля.  Получается, что в «Ленкоме» вы проводите большую часть своего времени?
– Так и есть. Я «жаворонок». Встаю в 5 утра, приезжаю, когда в театре еще мало людей, и начинаю свой день с обхода. Вдруг где-то лампочка не горит или штукатурка треснула, или неопрятно где-то… Ранний приезд делает твой день длиннее, а это значит, что больше можешь успеть, да и твои подчиненные тоже втягиваются в этот ритм.

То есть вы задаете планку?
– Знаете, слава Богу, в нашем театре люди работают не из страха, а из любви к своему делу. Вот в нескольких словах, почему я в кабинете с десяти утра. Это первое. И второе, может быть, самое главное: я театр считаю своим домом, работаю здесь уже около 40 лет (а общий стаж у меня 50 лет). Хочу показать вам одну книгу… Я храню ее много лет. Прочтите, что на обложке написано.

– «Московское купеческое собрание». Год издания 1914-й.
– Для меня это настольная книга. Здесь множество первоклассных фотографий, полистайте. Можно проследить, как до революции выглядело наше здание, каждый его уголок. В годы советской власти многое было утрачено, но если взять эту книгу и пройти с ней по-нынешнему «Ленкому», то вы не заметите особой разницы: те же зеркала, такие же люстры, тот же паркет. Мы всё восстановили вплоть до кованых ворот. Разве что бильярдная здесь сегодня нам не нужна, бассейн с осетрами держать нет смысла, ну и, конечно, «публичный дом», который до революции пользовался у купцов особым спросом. А в остальном, интерьеры точно такие же. Ну, может быть, с небольшими отличиями. Есть у нас, скажем, парадная лестница. Она выглядит точно так же, как и на старинной фотографии, при царе здесь лежал ковер, а сейчас стелить его бесполезно, потому что люди больше не носят галош... На ковре в первый же вечер появятся въевшиеся пятна, и парадный облик вмиг пропадет. И не спасут его никакие химчистки. Кстати, химчистку и прачечную мы тоже построили в цокольном этаже. Для нас это крайне важно, чтобы чистить дорогостоящие театральные костюмы и не увозить их за пределы театра.

– А как обстоит дело с хранением декораций?
– Долгие годы для нас это была болезненная тема, поскольку свободными площадями «Ленком» не располагал. Однако недавно нам удалось выстроить трехэтажное здание во дворе театра площадью 1000 тысяча кв. метров. Так что теперь не только решен вопрос с хранением декораций текущего репертуара, но и образовался резерв еще на семь-восемь спектаклей.

Огромная редкость для театра, расположенного в центре Москвы…
– Нигде больше нет... Все берут склады в аренду. Если, например, говорить о «Ленкоме», то лично мы от города получаем только на заработную плату и минимум на коммунальные расходы.  Больше ни на что!

Постановочные расходы, надо полагать, вам тоже не выделяются?
– Уже 17 лет, как я придумал новую модель. Однажды ко мне приехал товарищ (сейчас он продюсер) и сказал: «Ты знаешь, я денег заработал и хочу их вложить…»

Я говорю: ты по адресу пришел, нам ведь дают очень мало (не потому, что жалеют, а потому, что бюджет ограничен). И получая полмиллиона или миллион на спектакль, мы не можем организовать творческий процесс в полную мощь, поскольку сегодня на одну постановку в «Ленкоме» требуется гораздо больше средств.

Мы театр городской и потому у нас потребности должны быть скромнее. Короче говоря, мы легко нашли общий язык (он из тех редких продюсеров, кто всем сердцем любит театр и желает не только заработать, но и сделать существенный вклад).

В футболе на поле есть двое ворот, и партнеры должны быть одинаково честны и порядочны. Точно так же и в продюсировании. Мы договорились: он финансирует постановку, мы выпускаем её в прокат. Вышла премьера и с этой минуты можно ждать возвратность вложенных средств.

И вот 17 лет мы так и живем, претворяя взаимные интересы инвестора и театра. Все стороны довольны. Но главное, это делается для того, чтобы «Ленком», получая внебюджетные деньги, мог себя содержать. Всё, что сделано нами, – от вбитого гвоздя до построенных складских помещений, – выполнено за счёт заработанных нами средств. Это первое. И второе: очень большое внимание я уделяю социальной защите наших работников. Что это значит? Уже почти 20 лет сотрудники «Ленкома» – от уборщицы и до руководителя – два раза в день получают бесплатное питание. И это не просто «подачка» (в советское время нам привозили в бидонах питание из «Лужников», это был кошмар), а полноценный завтрак или обед. Всё приготовлено нашими поварами.

После интервью я проведу вам экскурсию: на кухне чисто и вкусно пахнет. Мы много лет шли к этому.  Сейчас в 11.30 начнется завтрак: три вида каш на молоке и масле. А на обед у нас меню из четырех блюд: салат, первое, второе, обязательно компот из фруктов и так далее.

– Ну, просто как в буфете ЦК КПСС в лучшие годы.
– Кстати, про ЦК. Много лет назад в Салтыковке, в Балашихе театру выделили дачи ЦК комсомола. Хотя дачами это назвать было трудно. Ветхие покосившиеся домики без удобств… И вот что мы сделали за внебюджетные деньги (и не взяв ни с кого ни копейки): на каждом участке соорудили детскую площадку, построили новые коттеджные дома (там сейчас 16 двухкомнатных квартир), закупили туда и мебель, и телевизоры, и холодильники, и даже все садовые растения, провели газ, воду, канализацию…

Это служебное жилье?
– Конечно, служебное. Если артист или кто-либо другой из наших сотрудников нуждается в жилье и отдыхе, то пишет заявление и получает ключи. В приоритете – сотрудники с маленькими детьми, хотя живут там, конечно, и семьи, у которых детей пока нет.

Вы просто развитой социализм построили!
– Если так формулировать, то да.

– А в коллективе ценят эту вашу деятельность?..
– Думаю, что ценят. И мне, и Марку Анатольевичу Захарову высказывают слова благодарности. Мало того, за время моей работы коллектив выдвинул меня на награждение государственными Орденами: Орден Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, Александра Невского, а также я удостоен званий: Заслуженный деятель искусств России, Заслуженный работник культуры. Это, конечно, большой аванс, но чувствую себя одухотворенным, молодым и способным еще долго служить любимому театру.

…Я еще не все рассказал. Сотрудники «Ленкома» прикреплены к поликлинике Минэкономразвития. Медицинские услуги тоже за счет театра.

Большое внимание оказывается работникам, у которых, происходят события в семье: рождение ребенка, юбилей или, не дай бог, болезнь… У нас есть Международный фонд имени Евгения Павловича Леонова (его президентом долгие годы был Олег Иванович Янковский). Супруга Леонова, Ванда Владимировна, к сожалению, не первый год нуждается в лечении, но мы позаботились, чтобы она получала полный оклад. Ну а как иначе! Человек всю свою жизнь посвятил театру.
Предстоящий год пройдет у нас под знаком юбилеев: Марку Анатольевичу Захарову – 85, Инне Михайловне Чуриковой – 75, Николаю Петровичу Караченцову – 75, Александру Викторовичу Збруеву – 80, Юрию Осиповичу Колычеву – 90. Это наш золотой фонд.

– Впрочем, не только золотому фонду, но и молодежи, говорят, вы помогаете…
– Очень много… Это оздоровительный комплекс с бассейном и сауной. У нас есть пять общежитий, где молодые артисты живут и оплачивают только коммунальные расходы.

– Наверное, директорского ресурса здесь не хватает. Привлекаете еще какие-то источники?
– Привлекаем. Сбербанк (Герман Греф) помогает очень. Bosco Di Ciliegi (Михаил Куснирович) тоже помогает. В программках «Ленкома» указаны и другие спонсоры (есть среди них и банки), но все же помощь Грефа и Куснировича – самая значительная.

– А какова судьба Малой сцены, о которой давно мечтает Марк Захаров?
– Этот проект пока перспектива… И сейчас Малая сцена используется как репетиционный зал. Марк Анатольевич очень любит там работать. У нас в театре установлены камеры, и из своего кабинета я часто наблюдаю за ходом репетиций. Видите, сейчас там сооружена декорация к будущему спектаклю «Фальстаф и его друг принц Уэльский» (рабочее название – «Т»).

– А дата премьеры уже определена?
– Весной…


Фото: © Наталья Губернаторова (МК)


И все же, что мешает днем там репетировать, а вечером – играть спектакли? Всё ведь в ваших руках...
– У нас режиссер один – Марк Захаров, и только он ставит спектакли. Он творец и единственный человек, который может это сделать. К громадному сожалению, мы как пасьянс иногда раскладываем варианты, ищем постановщика, который был бы способен подхватить нашу традицию… Но сегодня, увы, очень сложно остановиться на какой-то кандидатуре. Замечательных, талантливых, прекрасных режиссеров много, но «Ленком» – заложник созданного годами своего уровня и в этом плане нам сложнее, чем некоторым другим театрам.

– Возможно, так кажется на первый взгляд. Но бывает же, что новичкам стены помогают…
– Когда есть дыхание таланта, – то несомненно помогают. Недавно приглашенный режиссер Павел Сафонов поставил спектакль «Сны господина де Мольера». Вы видели его спектакль? Публика отлично его принимает!

Произошло у нас и еще одно событие: народный артист России Евгений Владимирович Герасимов стал артистом нашей труппы. Сначала мы пригласили его в спектакль «Маленький принц», где он играет Пилота, а теперь и в спектакле Сафонова – короля Людовика.

– В ленкомовских программках часто указывается рядом с вашей фамилией: «директор театрального проекта». А что это значит?
– Мы выпустили более 50 спектаклей, за каждый из которых, естественно, я отвечаю. Сначала с Марком Анатольевичем читаем пьесу, что-то ищем (он по своей линии, я по своей). Многое зависит от подбора артистов…

– Вы и сами артист. Поясним читателям, что окончили Горьковское театральное училище. А не жалеете, что перешли из актерской профессии в администраторскую?
– Я всегда старался трезво оценивать свои возможности и силы. 7 лет работал артистом в Московском областном драматическом театре, но понимал, что все же актерская деятельность – не совсем мой путь. Я вообще не раз в своей жизни менял направление деятельности.

Одно время учился в музыкальном училище (я нигде это не пишу) и играю на фортепьяно. В Горьком руководил оркестром в ресторане, поскольку надо было зарабатывать. Мама разрывалась на части, воспитывая двоих ребят. Так что я и брата обучил играть на гитаре. У него абсолютный слух. Вы знаете, что такое абсолютный слух? Абсолютный слух – это когда человек, не зная нот, садится за инструмент и не может издать неправильный звук. Отрепетировал с ним пять-шесть мелодий и посадил к себе в оркестр. Оркестр состоял из пианино, ударных, контрабаса, электрогитары и саксофона. Так начинался мой творческий путь.



Справка
Марк Варшавер
Родился: 11 марта 1947 года
Образование: актерский факультет Горьковского театрального училища (1969), факультет экономики и организации театрального дела ГИТИСа (1986).
Театральная карьера: с 1972 по 1979 г. играл ведущие роли в Московском областном драматическом театре. В 1979 г. перешел в труппу «Ленкома», где вскоре получил должность главного администратора, а позже – директора.



«Ленком»: страницы истории
Театр расположен в здании бывшего Купеческого клуба, построенного в 1907-1909 годах по проекту Иллариона Иванова-Шпица.

В июле 1919 г. здесь был организован Коммунистически университет, работавший как совпартшкола (несколько раз выступал Ленин).

В 1923 г. в здании разместился кинотеатр «Малая Дмитровка».

В 1933 г. помещение передали основанному в 1927 г. ТРАМу (Театр рабочей молодежи), стоявшему во главе широкой сети «комсомольских» театров.

В 1937 г. ТРАМ объединили с Театром-студией п/р Рубена Симонова (не путать с Московским драматическим театром им. Рубена Симонова, просуществовавшем в 1993-2015 гг. на Арбате).

20 февраля 1938 г. ТРАМ переименовали в Театр им. Ленинского комсомола под руководством Ивана Берсенева.

С 1973 г. театр возглавляет Марк Захаров. С 1990 г. носит название «Ленком».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • На кинофоруме в Роттердаме раздали награды

    Кинофестиваль в Роттердаме, показавший 267 полнометражных фильмов, среди которых 60 мировых и 35 международных премьер, зафиксировал 329 тысяч посещений.  Форум привлек в залы публику со всей Голландии. Это было особенно заметно в последний – воскресный – день, когда уже объявили призы нескольких конкурсов и призовые фильмы крутили целый день в кинотеатрах города, и от вокзала с утра к ним тянулись людские ручейки. ...
Читайте также


Читайте также

  • Не шучу и другим не советую

    Россияне не смогли однозначно оценить запрет комедии британского режиссера Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина», свидетельствуют результаты опроса, которые в понедельник, 19 февраля, опубликовал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). ...
  • «Ленком» отмечает юбилей «Женитьбы Фигаро»

    В четверг, 22 февраля, в «Ленкоме» состоится показ «Женитьбы Фигаро» -одного из самых аншлаговых спектаклей Москвы, премьера которого состоялась 25 лет назад. – «Женитьба Фигаро» вышла в 1993 году и у меня на протяжении многих лет спрашивали: «А разве время сейчас для такого спектакля?» – говорит Марк Захаров. ...
  • «Не могу объяснить это ничем, кроме жестокости»

    15 февраля экс-продюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский встретил в СИЗО свое 60-летие. Под стражей он будет находиться как минимум до 19 апреля. Остальные фигуранты судебного процесса (Кирилл Серебренников, Софья Апфельбаум и Юрий Итин) на тот же срок останутся под домашним арестом. ...
  • «Даже когда за ним пришли – он смеялся»

    15 февраля исполняется 60 лет Алексею Малобродскому. Однако праздник бывшему продюсеру «Седьмой студии» приходится встречать в СИЗО: несмотря на то, что расследование по уголовному делу завершилось 12 января, суд так и не смягчил меру пресечения ни одному из фигурантов. ...
Читайте также