Василий Лановой: «Жизнь актера за пределами сцены никого не касается»

В Москве отметили 135-летие Евгения Вахтангова

 
Любимыми цветами Евгения Вахтангова была сирень, однако 13 февраля, в день рождения режиссера, свежую сирень не купишь и потому памятник, установленный в скверике Театрального института им. Щукина, украсили сиренью искусственной, а к подножию поставили корзинку с ландышами.
 
Праздник, посвященный 135-летию со дня рождения Вахтангова, получился коротким, но ярким. Студенты прочитали фрагменты писем Евгения Богратиновича, а педагоги (Павел Любимцев и Михаил Симаков) сказали слова о значении вахтанговской школы. Самым же пронзительным моментом церемонии стало обращение Василия ЛАНОВОГО к студентам. Приводим его слова полностью…
 
– Евгений Вахтангов родился во Владикавказе и мне до сих пор не понятно, какая из культур изначально оказала на него влияние. Но явно на него действовали горы Кавказа, явно на него действовали реки, озера, красоты этого края. В свое время мы были дружны с Расулом Гамзатовичем Гамзатовым, и он однажды сказал: «Вася, я наверное, московскую культуру смогу узнать только на фоне моих гор». Я поинтересовался: «Почему же так грубо?» – «Не грубо. Я каждый раз глубоко потрясаюсь горами, реками, а этого в Москве у тебя нет». И я его понимаю.
 

Евгений Богратионович, как никто из режиссеров русских, нес традиции актеров и актрис, которые являлись его предшественниками. Вот эти традиции для него были самыми важными. Знаете, когда встречаешься с записями великих актеров Малого театра или всевозможных провинциальных трагиков, то понимаешь, как они были похожи главным.

 
Слово звезда тогда тоже было. Но не применялось в отношении сцены, не использовалось в театре, оно относилось только к небосводу. А что творится сейчас? Сыграл в эпизоде и уже звезда. Не было этого в сознании, в крови тех людей, которые занимались с Евгением Богратионовичем Вахтанговым. Им это было смешно, они издевались над этим и были правы, потому что актер должен быть секретом для зрителей. Его жизнь за пределами сцены никого не касается, поскольку оказывает смертельное влияние на творчество.
 
Но что делается сегодня? Вы сами прекрасно видите, как «расцветает» наша эстрада, которая, между прочим, в советские времена была на десятом месте по своей значимости. И наблюдать это очень грустно. Но я счастлив, что мы не эстрадников воспитываем.
 
Вахтангову было 39 лет, когда он ушел из жизни. Даже по нынешним прострельным временам такое страшно себе представить. Но он успел оставить яркий след.
 
То, что он молился на Станиславского, но позволил себе иметь немного другое понимание искусства, – это уже равносильно подвигу. И когда он понял, что Станиславский будет недоволен его спектаклями, отличающимися от стиля МХТ, он решил главную свою деятельность сосредоточить в студии, где его единомышленниками были ученики.
 
Я назову лишь некоторых артистов, которые были настоящими вахтанговцами в своем мастерстве (я ведь работаю в Театре Вахтангова с 1957 года, а в училище поступил в 1953 году), хотя их гораздо больше. Это удивительные люди, потрясающие актеры! Гриценко, Плотников, Астангов, Ульянов, Яковлев, Мансурова, Алексеева. Вы не представляете, какие это были времена и какие это были фигуры в московской сфере искусства.
 
И когда мы в молодом возрасте вместе с ними выходили, играли, иногда стояли в массовках, а потом и начали в больших ролях выступать, то каждый раз я ощущал влияние моего педагога Цецилии Львовны Мансуровой, которая была одной из любимейших учениц Вахтангова.
 
А каких замечательных партнеров дарит Вахтанговская школа! Мы много играли с Юлечкой Борисовой. Сейчас исполнилось 70 лет с того момента, как она работает в театре. И на протяжении всех этих лет какой заряд нравственной, художественной, духовной жизни я получал! И невозможно себе представить, чтобы она куда-то бегала и говорила, какая она замечательная. Это было исключено по тем временам, считалось безнравственным. Вот эти вещи в вахтанговском направлении остаются на веки вечные.
 
И завершая свое короткое выступление, хочу напомнить мою самую любимую фразу Александра Сергеевича Пушкина: «Пируйте же, пока еще мы тут!»


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков отмечает юбилей

    Одному из самых популярных и любимых публикой актеров Сергею Безрукову исполняется 45 лет. По традиции день рождения артист всегда проводит на сцене, общаясь с публикой в формате творческой встречи. Но на этот раз его поклонников ждет сюрприз. ...
  • «Никогда не забуду спектакль в Афганистане после бомбежки»

    Художественный руководитель Bond Street Theatre (США) Джоанна Шерман долгие годы занимается театром в горячих точках. И утверждает, что в момент социальных катастроф театр может лечить и придавать силы. Некоторыми деталями своей работы режиссер поделилась с участниками международного фестиваля «Минифест», который проходит в эти дни в Ростове-на-Дону. ...
  • «Мы не хотим Трампа, но хотим хороший театр»

    Американский режиссер Патрик Шарратта в России впервые. Его визит на фестиваль «Минифест» (проходит в Ростове-на-Дону) стал важным событием для театральных деятелей, поскольку Патрик уже не первый год подряд представляет интересы детского театра в ООН (официально его должность называется руководитель проектов World Development Foundation, INC). ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также