«Непонимание пронизывает нашу жизнь»

Геннадий Тростянецкий рассказал «Театралу» о постановке Кафки

 
В Театре «На Литейном» готовится спектакль по рассказу Франца Кафки «Превращение». По мнению его режиссера Геннадия ТРОСТЯНЕЦКОГО, эта история как никогда актуальна. Потому что в ней – ключ к пониманию того, почему люди часто не слышат друг друга. 
 
— Геннадий Рафаилович, когда вы в первый раз прочли «Превращение», и какое впечатление на вас произвела эта жутковатая история?
 
— Впервые прочел чуть ли не полвека назад. Тогда, в юности, больше всего меня поразил абсурд ситуации. Сейчас, имея некоторый жизненный опыт, я понимаю этот текст более глубоко и остро. На мой взгляд, Кафка дал в рассказе модель ситуации, в которой люди вынуждены проявлять свою суть. Это экзистенциальная ситуация, пороговая ситуация, она — всегда испытание для людей. Таких ситуаций в жизни каждого человека больше, чем принято считать. Каждый день мы совершаем выбор. Недавно в соцсетях прочел про вопиющий случай. Женщину сбила машина. Она лежала на обочине с травмами, ныла от боли. Но никто из прохожих не помог ей. Женщина эта казалась им чужой, просто-напросто — какой-то бездушный предмет, мешок с костями. Они полагали, что с ними-то уж такого не произойдет. Нечто подобное произошло и с семьей Замза. Но мы забываем, что есть закон распределения энергии, который нас самих окунает в такие же ситуации, в которых мы проявили высокомерие по отношению к другим. Проехал мимо погибающего человека — проедешь и мимо угрожающей тебе самому опасности. В возмездии нет никакой мистики.
 
— Теперь ясно, почему в преамбуле к спектаклю написано, что он про то, «какие превращения сегодня происходят с нами»... Поэтому Кафка сейчас кажется вам актуальным?
— Выбор материала происходит в значительной степени интуитивно. Есть внутри то, что сейчас интересно осмыслить, то, что болит. На мой взгляд, в «Превращении» автор описал ситуацию совершенной некоммуникабельности людей, идеальный пример некоммуникабельности, переходящей в агрессию. Сейчас ведь это на каждом шагу происходит. Непонимание пронизывает нашу жизнь на всех уровнях. От уровня межличностного контакта до уровня непонимания между странами... В какой-то мере это, разумеется, было всегда. Однако, например, после второй мировой войны замаячил другой воздух, после пережитого кошмара... Часть стран тогда объединилась благодаря общему для всех пониманию: фашизм — это зло. Сейчас такой консолидирующей идеи нет. Происходит дичайший разнобой во всех сферах жизни.
 
В нашем спектакле мы пытаемся разобраться, насколько далеко люди могут уйти в этой неспособности понять другого. Можем ли мы выдержать испытания на человечность, которые посылает нам судьба? При этом мы не собираемся выносить приговор, судить, кто плохой, кто хороший...
 
— У Кафки сразу понятен «расклад сил». С самого начала рассказа понятно, что родители Замзы не очень-то «хорошие» люди.
— Я же предлагаю не быть категоричными. Представьте, что вы приходите к себе домой и чувствуете, что из одной из комнат чудовищно пахнет, потому что там поселилась гигантская свинья, которую решил завести ваш отец, например... И вот у вас есть домашний монстр, отец, с которым вам придётся выстраивать отношения, попытаться понять его желания, поставить себя на его место или, наоборот, замкнуться, прекратить с ним контакт... Это примерно то же самое, что произошло в «Превращении». Повторюсь: Кафка написал вовсе не про то, как человек стал насекомым, он предложил нам универсальную модель ситуации, которая проявляет людскую суть. И эта модель может разворачиваться в жизни как угодно. Хочется дать в спектакле эту идею ясно и прозрачно, хочется, чтобы зрители увидели один и тот же спектакль, то есть, один ясный и недвусмысленно трактующийся факт, чтобы без ребусов — чтобы зрители не конструировали спектакль в собственной голове из догадок. Вопрос тут в уникальном человеческом опыте каждого смотрящего, именно этот опыт невольно корректирует восприятие.
 
— Что в спектакле изменится по сравнению с текстом рассказа?
— Все диалоги сохранены полностью. Но многое и написано, примерно семь восьмых текста. Все это рождалось в этюдах. Очень часто только проигрывая текст на сцене, начитаешь понимать суть происходящего. Например, именно на репетициях меня осенило, что знаменитое «Письмо к отцу» Кафки — это, в сущности, письмо к богу. Я человек, не исповедующей никакой религии, и думаю, что богом может стать для человека то, что его вдохновляет, выносит его из состояния скучной обыденности. Это может быть и идея, и любимое дело, и ребенок, и мужчина, и женщина, и природа... Если мужчина летит на другой конец света, чтобы вручить любимой женщине букет цветов, то для меня очевидно, что она для него — вдохновение, равное переживанию бога. Парадокс, но для Кафки бог был иным: карающим, злым, критикующим. Это понимание, мне кажется, многое дало спектаклю.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также