«Непонимание пронизывает нашу жизнь»

Геннадий Тростянецкий рассказал «Театралу» о постановке Кафки

 
В Театре «На Литейном» готовится спектакль по рассказу Франца Кафки «Превращение». По мнению его режиссера Геннадия ТРОСТЯНЕЦКОГО, эта история как никогда актуальна. Потому что в ней – ключ к пониманию того, почему люди часто не слышат друг друга. 
 
— Геннадий Рафаилович, когда вы в первый раз прочли «Превращение», и какое впечатление на вас произвела эта жутковатая история?
 
— Впервые прочел чуть ли не полвека назад. Тогда, в юности, больше всего меня поразил абсурд ситуации. Сейчас, имея некоторый жизненный опыт, я понимаю этот текст более глубоко и остро. На мой взгляд, Кафка дал в рассказе модель ситуации, в которой люди вынуждены проявлять свою суть. Это экзистенциальная ситуация, пороговая ситуация, она — всегда испытание для людей. Таких ситуаций в жизни каждого человека больше, чем принято считать. Каждый день мы совершаем выбор. Недавно в соцсетях прочел про вопиющий случай. Женщину сбила машина. Она лежала на обочине с травмами, ныла от боли. Но никто из прохожих не помог ей. Женщина эта казалась им чужой, просто-напросто — какой-то бездушный предмет, мешок с костями. Они полагали, что с ними-то уж такого не произойдет. Нечто подобное произошло и с семьей Замза. Но мы забываем, что есть закон распределения энергии, который нас самих окунает в такие же ситуации, в которых мы проявили высокомерие по отношению к другим. Проехал мимо погибающего человека — проедешь и мимо угрожающей тебе самому опасности. В возмездии нет никакой мистики.
 
— Теперь ясно, почему в преамбуле к спектаклю написано, что он про то, «какие превращения сегодня происходят с нами»... Поэтому Кафка сейчас кажется вам актуальным?
— Выбор материала происходит в значительной степени интуитивно. Есть внутри то, что сейчас интересно осмыслить, то, что болит. На мой взгляд, в «Превращении» автор описал ситуацию совершенной некоммуникабельности людей, идеальный пример некоммуникабельности, переходящей в агрессию. Сейчас ведь это на каждом шагу происходит. Непонимание пронизывает нашу жизнь на всех уровнях. От уровня межличностного контакта до уровня непонимания между странами... В какой-то мере это, разумеется, было всегда. Однако, например, после второй мировой войны замаячил другой воздух, после пережитого кошмара... Часть стран тогда объединилась благодаря общему для всех пониманию: фашизм — это зло. Сейчас такой консолидирующей идеи нет. Происходит дичайший разнобой во всех сферах жизни.
 
В нашем спектакле мы пытаемся разобраться, насколько далеко люди могут уйти в этой неспособности понять другого. Можем ли мы выдержать испытания на человечность, которые посылает нам судьба? При этом мы не собираемся выносить приговор, судить, кто плохой, кто хороший...
 
— У Кафки сразу понятен «расклад сил». С самого начала рассказа понятно, что родители Замзы не очень-то «хорошие» люди.
— Я же предлагаю не быть категоричными. Представьте, что вы приходите к себе домой и чувствуете, что из одной из комнат чудовищно пахнет, потому что там поселилась гигантская свинья, которую решил завести ваш отец, например... И вот у вас есть домашний монстр, отец, с которым вам придётся выстраивать отношения, попытаться понять его желания, поставить себя на его место или, наоборот, замкнуться, прекратить с ним контакт... Это примерно то же самое, что произошло в «Превращении». Повторюсь: Кафка написал вовсе не про то, как человек стал насекомым, он предложил нам универсальную модель ситуации, которая проявляет людскую суть. И эта модель может разворачиваться в жизни как угодно. Хочется дать в спектакле эту идею ясно и прозрачно, хочется, чтобы зрители увидели один и тот же спектакль, то есть, один ясный и недвусмысленно трактующийся факт, чтобы без ребусов — чтобы зрители не конструировали спектакль в собственной голове из догадок. Вопрос тут в уникальном человеческом опыте каждого смотрящего, именно этот опыт невольно корректирует восприятие.
 
— Что в спектакле изменится по сравнению с текстом рассказа?
— Все диалоги сохранены полностью. Но многое и написано, примерно семь восьмых текста. Все это рождалось в этюдах. Очень часто только проигрывая текст на сцене, начитаешь понимать суть происходящего. Например, именно на репетициях меня осенило, что знаменитое «Письмо к отцу» Кафки — это, в сущности, письмо к богу. Я человек, не исповедующей никакой религии, и думаю, что богом может стать для человека то, что его вдохновляет, выносит его из состояния скучной обыденности. Это может быть и идея, и любимое дело, и ребенок, и мужчина, и женщина, и природа... Если мужчина летит на другой конец света, чтобы вручить любимой женщине букет цветов, то для меня очевидно, что она для него — вдохновение, равное переживанию бога. Парадокс, но для Кафки бог был иным: карающим, злым, критикующим. Это понимание, мне кажется, многое дало спектаклю.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков отмечает юбилей

    Одному из самых популярных и любимых публикой актеров Сергею Безрукову исполняется 45 лет. По традиции день рождения артист всегда проводит на сцене, общаясь с публикой в формате творческой встречи. Но на этот раз его поклонников ждет сюрприз. ...
  • «Никогда не забуду спектакль в Афганистане после бомбежки»

    Художественный руководитель Bond Street Theatre (США) Джоанна Шерман долгие годы занимается театром в горячих точках. И утверждает, что в момент социальных катастроф театр может лечить и придавать силы. Некоторыми деталями своей работы режиссер поделилась с участниками международного фестиваля «Минифест», который проходит в эти дни в Ростове-на-Дону. ...
  • «Мы не хотим Трампа, но хотим хороший театр»

    Американский режиссер Патрик Шарратта в России впервые. Его визит на фестиваль «Минифест» (проходит в Ростове-на-Дону) стал важным событием для театральных деятелей, поскольку Патрик уже не первый год подряд представляет интересы детского театра в ООН (официально его должность называется руководитель проектов World Development Foundation, INC). ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также