На кинофоруме в Роттердаме раздали награды

Бездонный мешок с фильмами

 
Кинофестиваль в Роттердаме, показавший 267 полнометражных фильмов, среди которых 60 мировых и 35 международных премьер, зафиксировал 329 тысяч посещений. 

Форум привлек в залы публику со всей Голландии. Это было особенно заметно в последний – воскресный – день, когда уже объявили призы нескольких конкурсов и призовые фильмы крутили целый день в кинотеатрах города, и от вокзала с утра к ним тянулись людские ручейки. Билеты были раскуплены заранее, «в темную»: так что зрители полагались на выбор жюри. Одно из них, впрочем, состояло из самой фестивальной публики, которая в течение десяти дней оценивала фильмы (лучшим признан датский триллер «Виновный» Густава Мюллера). Среди этой публики было и большое количество профессионалов, гостей, в том числе зарубежных. Однако они имели альтернативную возможность – смотреть кино в компьютере прямо в отеле, и это несколько снизило градус фестивальной лихорадки. 
 
Роттердамский фестиваль возник намного позже Венецианского, Каннского, Берлинского и строится по более современной формуле. Здесь показывают кино в дипазоне от голливудского арт-мейнстрима до самых радикальных экспериментов – вроде инсталляций и фильмов поляка Артура Жмиевского. Одна из его навязчивых тем – люди с ампутированными конечностями, их жизнь в современном обществе и своеобразная эстетика их существования. Жмиевский снимает обнаженными инвалидов войн и вооруженных конфликтов, находя «модели» по всему миру, в том числе в России. Состыкуя их с «нормальными» людьми, он перемещает фокус с обкатанных, рутинных образов, доминирующих в культуре, к тому, что считается маргинальным и даже табуированным.
 
На «Тигровую награду» фестиваля, почитаемую здесь самой престижной, претендовали восемь работ молодых режиссеров. Среди них – палестинская лента «Доносы на Сару и Салима» Муаяда Алаяна о запретной любви еврейки и палестинца (она получила Специальный приз за сценарий). Спонтанно вспыхнувшая любовная история попадает в фокус внимания спецслужб, которые тут же принимаются «шить дело».

Выделялся в дебютном конкурсе и филиппинский «Нервный перевод» (режиссер Ширин Сено) -- интроспективный образ мира восьмилетней девочки, в котором магически преображается взрослая реальность.
 
В итоге соревнования «Тигровая награда» досталась китайской картине «Овдовевшая ведьма» (на фото - кадр из фильма). Режиссер Цай Чэнцзэ рассказал макаберную и одновременно смешную историю женщины, которая по всем параметрам обречена быть жертвой нищеты и насилия, но неожиданно обретает власть над своим окружением, в том числе мужским, обнаружив (подлинные или фиктивные) качества ведьмы-шаманки, способной творить чудеса. Однако человеческая низость и глупость не дают героине, сохранившей в душе дар сочувствия, почивать на лаврах своего привилегированного положения. Печальная притча и злая сатира в одном флаконе. Плюс виртуозная игра с черно-белыми и цветными кадрами: все вместе придает недюжинную силу этому художественному высказыванию, весьма актуальному в эпоху наступающего феминизма.
 
Это относится и к другой незаурядной картине, снискавшей награду VPRO Big Screen Award. Режиссерский дебют польки Ольги Шайдас называется «Нина» – по имени главной героини, внешне благополучной, но внутренне опустошенной. Ее бездетный брак с большим стажем держится лишь на надежде найти суррогатную мать для будущего ребенка, но надежда тает, а встреченная на этом пути молодая бесшабашная Магда, принципиально отвергающая мужчин, вносит в жизнь Нины совершенно другую тему. Женщин теперь связывает чувство, природу которого не могут понять и принять ни муж, ни консервативные родственники Нины, ни общество, в котором она вращается. Фильм, снятый в приглушенной теневой гамме, со сверхкрупными планами и «скачущим», часто размытым изображением, передает смятение, в котором пребывает героиня. Замечательная игра актрисы Юлии Киевской, равно как ее партнерши Элизы Рыцембель, довершает список достоинств этой яркой работы.
 
В Роттердаме, как это редко случается на других крупных фестивалях, дают обширное пространство для представления практически всех национальных кинематографий. Взять хотя бы бразильское кино, тут можно было увидеть и костюмные драмы из эпохи плантаторского рабовладения, и острые социальные памфлеты. И даже выходящий за рамки канонического фестивального вкуса сатирический трэш «Клуб каннибалов» (режиссер Гуто Паренте): действие тут разыгрывается на элитной вилле, хозяева которой сексуально развлекаются со своими слугами, а потом употребляют их уже в кулинарном смысле. Не менее символичен оказался бразильский «Зной» Марины Мелианде – о том, как в ритуальную жертву Олимпийским играм приносится целый квартал Рио-де-Жанейро; одну из его обитательниц эта реновационная кампания испепеляет в самом прямом смысле слова.
 
Фестиваль заметно расширил и представление здешней аудитории о российском кино. В этом году в Роттердаме показали такие разные, уже имеющие фестивальную репутацию фильмы, как «Аритмия» Бориса Хлебникова и «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, «Теснота» Кантемира Балагова и «Назидание» Бориса Юхананова и Александра Шейна. В конкурсе короткого метра участвовал фильм Алины Котовой и Владлены Санду «Восемь картин из жизни Насти Соколовой», посвященный безработным выпускникам наших вузов.
 
Значительным событием стала мировая премьера картины «Война Анны» Алексея Федорченко, который снял психологический хоррор на жестоком историческом материале, сконцентрировав действие практически в одной декорации. Шестилетняя Марта Козлова в роли еврейской девочки, чудом спасшейся после массового расстрела и прячущейся от немцев прямо в их логове, поразила зрителей этой картины. Билеты на нее было не достать даже на самый последний показ, среди зрителей оказались заинтересовавшиеся прокатом фильма европейские дистрибуторы.

Наконец, «Осел» Анатолия Васильева: он тоже нашел своих ценителей в Роттердаме. Через образ гордого, упрямого, так часто унижаемого друга и помощника человека, выдающийся режиссер в форме документальной притчи рассказал о трагизме жизни как таковой. Формально этот фильм швейцарского производства, снятый в Италии, не имеет отношения к российскому кино, однако из его контекста, в котором значимы Пиранделло, Эсхил и Чехов, очевидно, что он равно принадлежит русской и европейской культурам.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • Минкульт хочет контролировать Фонд кино

    Министерство культуры направило в правительство свои предложения по изменению устава Фонда кино.   Изменения касаются механизмов утверждения главы фонда и контроля по расходованию государственных средств. Минкульт предлагает, чтобы руководитель Фонда кино назначался правительством по представлению ведомства. ...
  • О драматурге Александре Вампилове сняли фильм

    В субботу, 11 августа, на фестивале «Окно в Европу» в Выборге выпускник ГИТИСа режиссер Виктор Алферов представил фильм «Облепиховое лето», посвященный последним годам жизни драматурга Александра Вампилова.   «Хотелось рассказать об этом гениальном драматурге, авторе самых загадочных пьес, тайну которых не смогли разгадать даже самые большие режиссеры, об этом удивительном человеке, чья жизнь прервалась так рано и так трагически», — цитирует РИА слова  режиссера. ...
  • Кинофестиваль «Послание к человеку» объявил программу

    В сентябре (с 15 по 22 сентября) в Санкт-Петербурге на Международном кинофестивале «Послание к человеку» представят 10 мировых и 30 российских премьер.   Всего в программу кинофорума вошли 75 фильмов, включая, 43 картины из 24 стран, которые примут участие в международном конкурсе и 13 документальных фильмов, которые примут участие в национальном конкурсе. ...
  • Минкульт выбрал документальные фильмы, достойные поддержки

    Экспертный совет по неигровому кино Министерства культуры РФ подвел итоги отбора документальных спецпроектов, претендующих на получение субсидий из федерального бюджета в 2018 год. Совет рекомендует поддержать 18 документальных спецпроектов и выделить государственные субсидии на их реализацию студиям, представившим данные проекты. ...
Читайте также