Юрий Любимов: «Никогда не любил длинных спектаклей»

На Арбате проходит фотовыставка в честь режиссера

 
Как сообщал «Театрал», выставка под открытым небом «Юрий Любимов. Современникам», которая уже демонстрировалась в Парке Горького и в «Сокольниках», переместилась на Арбат и расположена в двух шагах от Театра им. Вахтангова, где Юрий Петрович начинал свой творческий путь. В экспозиции представлены редкие фотографии мастера, которые сопровождаются его высказываниями. Познакомим читателей с некоторыми из них.
 
«Люблю Пастернака, Ахматову, Мандельштама. Люблю первую книгу Надежды Мандельштам. Она сумела замечательно нарисовать облик мужа, собрать всё о нем, что удалось спасти. Надо ли говорить, насколько близок мне был Владимир Высоцкий. Он ведь всю жизнь здесь работал. На моих глазах прошло более 20 лет его жизни. Андрей Вознесенский – старый мой приятель».

 
«Мой сын Петя – полиглот. Прекрасно говорит на пяти языках. Жена тоже владеет иностранными языками. А я вот хорошо говорю только по-русски…»



«Я ставлю спектакль как балет: полшага в сторонку – и все погибло… Когда я начинаю работать над спектаклем, уже знаю, как он будет поставлен, в какой манере, – это будет масло, акварель, графика или плакат…»



«Я воюю за свою нравственную свободу. Мою свободу, лично. Хотите, чтоб я кривил душой, – не будет этого. Вообще, свободный человек – это редкость. И если ты можешь таким быть, ты получаешь удовольствие: тебя не согнули, ты не стал елозить… Должна быть такая черта…»



«Никогда не любил длинных спектаклей. Не такая я цаца, чтобы зритель слушал меня три часа. Я уложусь и в полтора».



«Хороший режиссер должен быть как хороший жулик – он должен иметь десятки отмычек и в минуту актерского затора суметь нужно отмычечкой помочь актеру раскрепостить себя, оставить ему выгодное положение, спрятать его недостатки, выделить его достоинства, помочь ему «вписаться» в партитуру роли, всего спектакля».



«Я люблю свою родину, я русский человек, здесь живу и хочу, чтобы в отечестве было лучше. Поэтому иногда очень остро чувствую наши недостатки, проблемы. А некоторые товарищи воспринимают так, что я это с какими-то злыми целями делаю. На это прекрасно ответил Гоголь, помните, в «Театральном разъезде»? «Зачем он бередит наши раны?» А автор отвечает: «Это твои раны, а не мои. Возьми и ходи с этими ранами, они твои». 



«Не надо никаких званий. Должно быть имя самого человека, который сделал себе это имя».



«Это странная вещь: чувство эстетики не зависит от образованности человека. Потому что я, например, несколько раз видел, как рядом со мной образованные люди делали вид, что им интересно – а им было скучно, я видел – а простые люди были захвачены абсолютно».



«Я не начинаю работать, пока у меня нет определенной концепции и пока не известны все составляющие».



«Сильного человека никто не сломает. Человек закаляется и получает опыт. Это очень трудно. Тебя бьют, как в боксе, но ты должен выстоять. Меня много раз отправляли в нокаут, но я снова возвращался на ринг».



«Я часто шучу, что в семье моя роль – подкаблучник. Это, между прочим, очень удобно – прикинуться иногда подкаблучником. Жена успокаивается, теряет бдительность, а в нужный момент ты говоришь, что и как нужно делать».



«У Хемингуэя есть рассказ. Он, голодный, ловит форель, и ему всё время попадается маленькая. Но он решил, что будет брать только большую, и эту он выпускает. Никого нет, он один. Вот так человек себя ценит: я хоть и голоден, но сказал, что только такую беру и всё».



«Я поздно пришел в режиссуру, лет сорока пяти, я преподавал. Я был артистом, играл серьезные роли, всё было вроде нормально. И многих господ, которые готовы играть и режиссировать одновременно, я не понимаю. Потому что вся энергия уходит на то, чтобы сделать спектакль. Вся. Играть в спектакле и видеть его со стороны просто невозможно. Актер и режиссер – это разные профессии. Режиссеру часто нужно делать что-то из ничего».



«Я люблю свою Родину, я русский человек, здесь живу и хочу, чтобы в отечестве было лучше. Поэтому иногда очень остро чувствую наши недостатки, проблемы».



«В массе своей у наших людей несвободное мышление: на нас гаркнут, мы тут же и скиснем. Хотя есть свободные люди и среди нашего брата, но это очень дорого каждому из нас стоило. Я давно свободен, с детства, наверное. Родился таким, видимо».



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • На кинофоруме в Роттердаме раздали награды

    Кинофестиваль в Роттердаме, показавший 267 полнометражных фильмов, среди которых 60 мировых и 35 международных премьер, зафиксировал 329 тысяч посещений.  Форум привлек в залы публику со всей Голландии. Это было особенно заметно в последний – воскресный – день, когда уже объявили призы нескольких конкурсов и призовые фильмы крутили целый день в кинотеатрах города, и от вокзала с утра к ним тянулись людские ручейки. ...
Читайте также


Читайте также

  • Римас Туминас: «Мне Германа жалко…»

    Вечером в воскресенье, 18 февраля, в Большом театре завершается серия премьерных показов «Пиковой дамы» в постановке Римаса Туминаса (дирижер-постановщик Туган Сохиев, хореограф Анжелика Холина). Одно из ключевых произведений русской литературы, за последние годы в третий раз появляется в афише главного музыкального театра страны. ...
  • Дарья Юргенс: «Актерская профессия – жестокая»

    В Молодежный театр на Фонтанке многие ходят специально «на Юргенс» – актрису, к которой широкая популярность пришла благодаря ролям Даши-Мерилин в фильме «Брат»-2 и офицера спецназа Маргариты Кошкиной в сериале «Морские дьяволы». ...
  • «Сталин до сих пор тиранит всех нас»

    Режиссер Александр Огарев рассказал «Театралу» о том, почему сегодня его волнует тема «Человек и социум» и как готовятся в «Школе драматического искусства» к V ежегодному фестивалю «Три ступени лаборатории», который пройдет с 26 февраля по 4 марта. ...
  • «Меня всегда интересовала природа бунтарства»

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Сергей Голомазов рассказал «Театралу» о своей новой работе. Режиссер приступил к постановке спектакля «Тиль» по пьесе Григория Горина. - Сергей Анатольевич, премьера, надо полагать, состоится не скоро?  - Мы недавно только приступили. ...
Читайте также