Мария Ревякина: «Дискуссия помогает театру развиваться»

В Москве начинается фестиваль «Золотая маска»

 
Февраль, март и апрель – жаркие месяцы для любителей театра. По традиции, в 24-й раз, в столице пройдет фестиваль лучших российских спектаклей, а имена лауреатов будут объявлены на торжественной церемонии 15 апреля. О том, чем удивит «Золотая маска» в этом году, «Театралу» рассказала гендиректор фестиваля Мария РЕВЯКИНА.
 
Мария Евсеевна, для «Золотой маски» начинаются горячие дни. Вопрос простой: как вы оцениваете конкурсную программу этого года? Она наверняка меняется?
– Действительно, конкурсная программа из года в год претерпевает некоторые изменения, но небольшие. Все-таки есть основной стержень, а к нему могут добавляться какие-то номинации, но какие-то могут и уходить. Театр живой организм, и номинации зависят от реального положения дел.

Можно сказать, что фестиваль открылся 22 декабря «Саломеей» Мариинского театра, потом Большой театр сыграл «Манон Леско» с Анной Нетребко в главной партии, а весь эшелон покатится 6 февраля. В этот день Пермский театр оперы и балета покажет «Золушку» Алексея Мирошниченко. Дальше у нас опера «Cantos» (10-11 февраля), которой дирижирует Теодор Курентзис, ну и следом – 22 города, 212 частных номинаций – все это основной конкурс, который будет проходить на самых разных площадках Москвы. Фестиваль завершится 14 апреля. Лауреаты будут объявлены 15 числа на торжественной церемонии на Новой сцене Большого театра.

Что нового появилось в конкурсной программе? Это новые города, откуда приедут спектакли – Лесосибирск, Альметьевск и Махачкала, что для нас приятно. Лесосибирск в прошлом году уже участвовал во внеконкурсной программе (замечательный был спектакль, который много обсуждали; уникальные ребята, преданные своему делу, живут в этом маленьком городе).

В конкурсной программе есть, разумеется, и тяжеловесы. Мы ими гордимся. В их числе, например, БДТ, Театр Вахтангова, Малый драматический, МХТ, Александринка и другие. Но вместе с тем, наряду с ними – театр «Олонхо», Башкирский театр имени Гафури (спектакль «Антигона» Фарида Бикчантаева представлен в шести номинациях); впервые на «Маске» появился Молодежный театр из Краснодара со спектаклем «Гроза». Конечно, приятно, что спустя 12 лет вновь приедет Воронежский театр оперы и балета (они покажут оперу «Родина электричества» в постановке Михаила Бычкова).

Дальше хочу рассказать о внеконкурсной программе «Маска Плюс», потому что, с моей точки зрения, она очень интересная в этом году. Ее собирали три молодых эксперта из Петербурга, Кирова и Новосибирска, это Оксана Кушляева, Екатерина Рябова и Оксана Ефремова. В программу вошли спектакли трех учеников Вениамина Михайловича Фильштинского – Жени Багинской, Алексея Забегина и Николая Русского. И будут представлены постановки еще четырех режиссеров, работы которых интересны всегда – это Всеволод Лисовский, Галина Зальцман, Юлия Ауг и Павел Зобнин.

Вот такая афиша, при этом, что интересно, мы всегда в «Маске Плюс» обсуждаем спектакли. То есть у нас после каждого показа остаются зрители, кураторы, критики, участники и говорят о только что сыгранной работе. Пускай работа сопровождается спорами или сомнениями: эта дискуссия помогает театру развиваться. Кроме того, в рамках внеконкурсной программы запланированы две дискуссии. Первая посвящена молодой режиссуре – между театральной школой и репертуарным театром. Во второй участники обсудят возможность эстетической, художественной программы в современном театре.

– А «Детский Weekend» готовит какие-то сюрпризы?
– Да, эту внеконкурсную программу мы проводим уже не первый год и главная ее задача – поиск наиболее интересных спектаклей для детей по всей России (над этим работают наши кураторы Алексей Гончаренко и Марина Шимадина). «Детский Weekend» – это три дня, 16, 17, 18 марта, но за это время пройдет 15 показов.

– В прошлом году «Детский Weekend» был адресован маленьким зрителям (было много фольклорных спектаклей, ярких стилизаций).
– Совершенно верно. А в нынешнем мы сменили вектор и подобрали спектакли новаторские, поисковые, которые в детском театре получаются очень редко. Характерно, что в афишу «Уикенда» также вошли конкурсные спектакли из номинации «Эксперимент». Это говорит о том, что в детском театре сейчас происходит тектонический сдвиг. Причем под «детским театром» мы имеем в виду не только спектакли, адресованные малышам, но и постановки для подростков.

– Вообще это самый сложный сегмент (в особенности 12-14 лет), поскольку они и к малышам уже не относятся, но и до юношества еще не доросли…
– Да, сложнее всего работать с этой аудиторией, находящейся в «переходном возрасте». К тому же, немногие режиссеры готовы браться за столь ответственное дело. Но появился целый ряд новых постановок, поскольку есть свежие тексты. Это прежде всего работы КэйтДи Камилло, Дэвида Алмонда, Михаиэля Энде, Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак.

Жанры представлены разные: спектакль-комикс, спекталь-чат, спекталь-лекция, спектакль-мокьюментари. Где-то подростки могут покидаться подушками, а где-то включиться в игру посредством мобильных телефонов.

– Интерактивное действие…
– Да, и здесь мы тоже стараемся закрепить эти тенденции посредством, например, мастер-классов. Так, скажем, после «Скеллига» по книге Дэвида Алмонда, которую перевела Ольга Варшавер, состоится, во-первых, обсуждение спектакля, а во-вторых, Ольга проведет мастер-класс, где расскажет про особенности театрального перевода и, в частности, о том, как при работе над пьесой или инсценировкой помочь раскрыть замысел писателя. Главный вопрос: кто такой переводчик: соавтор или киллер?

Запланирована также лаборатория, в рамках которой молодые режиссеры будут работать над эскизами по новым книгам для детей. 5 творческих групп и по итогам лаборатории покажут 5 эскизов спектаклей. Отбором литературы для этой работы занимается критик Дарья Варденбург.


Еще одна лаборатория будет проходить 16, 17 и 18 марта. Она называется «Когда мама была маленькой». В ней примут участие дети и родители, разыграв смешные или грустные истории про свою семью. Интересно то, что родители здесь будут участвовать вместе с детьми. Лабораторию проводят Марфа Горвиц, художник Этель Иошпа, хореограф Соня Левин и драматург Катя Бондаренко. Кроме того, несколько издательств (в их числе, например, «Самокат», «Манн, Иванов и Фербер», «Белая ворона») делают свои мастер-классы по книгам для подростков.

– Кажется, это впервые в истории «Маски»?
– Да. Нам важно соединить театр с миром прекрасных книг для детей, которые сейчас издаются в большом количестве и привлекают огромный интерес. Ведь мы обращается к одной аудитории – заботимся о развитии детей и о собственном будущем.

– На мастер-классы надо будет покупать билеты?
– Нет, они бесплатные. Разве что группы мы набираем заранее, по записи.

– То есть надо спешить?
– Нужно будет записаться, когда откроется регистрация.

– На какой площадке это проводится?
– Все это площадки спектаклей «Детского Weekend’а» – ЦИМ, Электротеатр Станиславский, ЦДР, РАМТ, Новое пространство Театра наций. Подробное расписание смотрите на нашем сайте.

– Очевидно, что новые проекты появляются у фестиваля едва ли не каждый год. Взять хотя бы «Маску в кино»…
– Да. Этому направлению уже 4 года, и оно тоже хорошо развивается – нашло своих почитателей и в столицах, и в городах страны. В этом году мы запланировали трансляцию спектаклей в кинотеатрах страны «Иванов» Театра наций, «Барабаны в ночи» Театра Пушкина и «Коварство и любовь» МДТ.

– Они отсняты или это будет идти прямая трансляция?
– Прямая трансляция. Единственно, в регионах, где другой часовой пояс, она будет отложена. Но зрители увидят именно ту постановку, которую покажут в рамках нашей программы. И даже больше, поскольку трансляция предваряется репортажем из зрительного зала, интервью с артистами и авторами спектакля. История это дорогая (отсюда и малое количество спектаклей), но мы делаем на нее серьезную ставку.

Кстати, в этом году мы делаем еще один пробный шаг, запуская проект «Золотая Маска online». На платформе Яндекса мы будем транслировать несколько спектаклей (сейчас обсуждаем условия; главное, чтобы спектакль, показанный в конкурсной программе, зрители могли посмотреть в интернете в течение нескольких дней). Делается это для расширения зрительской аудитории.

– Для популяризации театра.
– Совершенно верно. Но проект непростой, поскольку приходится решать множество организационных вопросов. В нынешнем году мы опробуем это на трех спектаклях: «Губернатор» Андрея Могучего (БДТ), «Чаадский» Кирилла Серебренникова («Геликон-опера») и «Король Лир» Дениса Бокурадзе (театр «Грань» из Новокуйбышевска).

– И получается, что в этом срезе представлены Москва, Петербург и Новокуйбышевск.
– Если этот опыт окажется удачным, и мы получим достаточное количество фидбэков, то на следующий год продолжим традицию.

И еще из спецпроектов – «Золотая маска в городе» – то, что мы делаем каждый год. Это небольшие, но яркие и запоминающиеся перформансы театров-участников фестиваля. Место действия – весь город, улицы, площади, музеи, торговые и бизнес-центры, что угодно.


У нас пять лет работает Институт театра – образовательный и просветительский проект, адресованный молодым профессионалам. Лаборатории Института театра посвящены исследованию самых разных тем современного театра, они сочетают теорию и практику, всегда проходят под руководством кураторов, привлекают внимание огромного числа людей только начинающих работать в театре. Неизменно в Институте театра мы организуем лабораторию по театральной критике. В этом году также проводим лаборатория по развитию аудитории. Традиция проводить лаборатории по хореографии у нас тоже сохраняется. В апреле известный хореограф Охад Нахарин и его коллеги из компании «Бат-шева» (Израиль) проведут лабораторию на базе балета «Москва».

И самая волнующая инициатива Института театра – это Международная конференция директоров театральных фестивалей мира, которая называется «Международный театральный фестиваль. Художественная идея как бизнес-стратегия». Вести ее будет гендиректор Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Антон Гетьман.

– Конференция пройдет ближе к апрелю, наверное?
– Сейчас согласовываем даты, но все мероприятия должны завершиться до 15 апреля. Люди очень занятые, поэтому сложно их собрать. Мы уже год этим занимаемся. Вот такая программа, большая, насыщенная, но закончим мы, на самом деле, в мае. Это я вам первым говорю. В мае мы привозим замечательный спектакль Саймона Макберни, который называется «The Encounter». Можно перевести как «Встреча», по книге бразильского автора. Сюжет такой: летчик терпит крушение на своем самолете и попадает в джунгли, где встречается с другой цивилизацией. При этом на сцене один-единственный актер, сам Макберни (он же и режиссер).

Все эффекты строятся за счет звука (я впервые такое видела). Вы сидите в наушниках, но у вас ощущение, что вокруг джунгли, что рядом рядом с вами кто-то есть и даже невольно оглядываешься. Это невероятно, как звук воздействует на мозг. Просто мурашки по коже.


Спектакль будет идти в «Мастерской Фоменко». Мы с трудом три года уговаривали Саймона приехать. И он, наконец, дал согласие. Британский совет нас поддержал. Вот таким будет завершение нашего предъюбилейного года (в 2019 году «Золотая маска» отметит 25-летие. – «Т»).

Интересы спонсоров как-то учитываются при составлении программы?
– Никогда партнеры не вмешивались в репертуарную политику «Золотой Маски». И мы очень благодарны им. Это прежде всего наш генеральный партнер «Сбербанк», компания «Евроцемент груп», Фонд Прохорова, «Северсталь», 01 Properties, Фонд Тимченко, поддерживающий театры из малых городов.

Сбербанк – самый верный и надежный партнер, сотрудничеством с которым мы очень дорожим и считаем его команду коллегами и друзьями. Это не только существенный взнос в бюджет фестиваля – это понимание общих целей и задач. В прошлом году мы вместе со Сбербанком воплотили в жизнь целый ряд интереснейших идей, в том числе публичные дискуссии, самым актуальным темам современного театра и культуры. 

Мы благодарны «Евроцементу» за то, что несмотря на сложное положение дел в строительном бизнесе (сейчас, сами понимаете, отрасль не в лучшей поре), он нас не бросает и активно поддерживает ту миссию, которую несет «Золотая маска».

Фонд Прохорова поддерживает отдельные проекты, в частности «Золотую Маску online». Благодаря «Норникелю» мы проводим выездные программы. За последние годы они прошли, например, в Норильске и в Красноярске, а в этом едем в Читу.

Очень важна для «Маски» компания «Северсталь», которая много лет с нами. У них есть такой город – Череповец, непростой, там основное производство стали. И, конечно, когда мы в первый раз привезли туда спектакль, «Северстали» сложно было привлечь зрителей. Но уже на следующий год наблюдалась совершенно иная картина. Сейчас приехала «Маска» – билетов нет. То есть они на собственном опыте убедились, что театральное искусство востребовано.

– А как вам удавалось их завоевывать?
– Очень сложно. Это, конечно, вопрос доверия, уважения, абсолютно строгой отчетности, когда они видят, на что деньги идут и видят результат, лица людей, изучают отзывы. Вот в прошлом году мы начали сотрудничество с «Русалом», например, проводили трансляции в глубинке, а в этом году они сказали: «Давайте, мы возьмем наши три города, и вы привезете туда театр». Вот такими небольшими шажками мы и движемся. Так же было и с «Северсталью». Сначала мы устроили гастроли в Череповце, а потом они сказали: хорошо, мы поддержим вашу церемонию.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Новая жизнь попугая Кеши

    «Союзмультфильм», недавно выпустивший продолжение мультфильма «Трое из Простоквашино», вновь обращается к советскому наследию. На сей раз киностудия снимает ремейк мультсериала «Возвращение блудного попугая», что вызывает неоднозначную реакцию экспертов. ...
  • КиноСоюз выступил с требованием освободить Олега Сенцова

    Союз кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций России (КиноСоюз) на своем сайте опубликовал заявление, в котором потребовал освободить и отправить на родину украинского режиссера Олега Сенцова, отбывающего 20-летнее заключение в российской колонии. ...
  • «Современник» ищет таланты

    Под занавес сезона московский театр «Современник» устраивает просмотры студенческих работ – выпускников театральных вузов. Как сообщает театр, показы будут проходить 27 мая. Принять в них участие могут студенты, которые предварительно записались у зав. ...
  • Гильдия театральных режиссеров высказалась за право худруков выбирать директоров

    За художественными руководителями театров необходимо законодательно закрепить право на выбор театрального директора. Об этом заявили члены Гильдии театральных режиссеров в ходе конференции «О разделении полномочий между должностями художественного руководителя и директора театра в практике управления театральных учреждений». ...
Читайте также