«Это выглядит как оскорбление»

Почему «Смерть Сталина» возмутила экспертов Министерства культуры

 
Едва утихли страсти по «Матильде», как в СМИ разгорелась новая полемика – и вновь вокруг «фильма, который никто не видел». На сей раз острую критику вызвала комедия Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» (Великобритания), повествующая о подковерной борьбе за власть, которая возникла в ближайшем окружении вождя после его смерти.

Лента должна была выйти на экраны 25 января. Однако, как стало известно во вторник, 23 января, целый ряд деятелей культуры, среди которых председатель Союза кинематографистов Никита Михалков, председатель Общественного совета при Минкультуры Юрий Поляков, первый заместитель председателя комитета Госдумы  по культуре Елена Драпеко направили министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с просьбой приостановить прокат фильма, который, по их мнению, «очерняет память павших в борьбе против фашизма» и «унижает достоинство российского (советского) человека». Подписавшиеся потребовали инициировать экспертизу фильма на предмет наличия в нем экстремизма. В тот же день у фильма было отозвано прокатное удостоверение. «Театрал» позвонил члену Общественного совета при Минкульте, режиссеру Александру ГАЛИБИНУ – посмотревшему фильм и подписавшему письмо с требованием отложить прокат.
– Александр Владимирович, что именно в фильме показалось вам оскорбительным? 

– Не знаю, что вам сказать, потому что тут просто нет предмета для разговора: этот фильм не имеет смысла обсуждать ни с исторической, ни с художественной точки зрения. В его основе исторический сюжет о смерти Сталина – искаженный до неузнаваемости. При этом в картине действуют реальные персонажи – Хрущев, Микоян, Молотов, Жуков… И все они представлены в безобразном, искаженном виде. Нельзя даже сказать, что это издевательство – просто какой-то паноптикум. Может быть эти люди и могут в чьих-то глазах выглядеть вот так, но это не имеет ничего общего с действительностью. 

– Разве художественный фильм обязан быть исторически достоверным?  
– Нет, но конкретно этот выглядит как оскорбление. В этом мнении сошлось большинство присутствовавших на просмотре, а там были не только кинематографисты, но и историки, которые глубоко занимаются изучением этого периода. У всех возник один и тот же вопрос – разве можно, чтобы этот фильм смотрели ветераны или дети? Дети, положим, не знают, кто такие Маленков, Хрущев и Аллилуева, но тем хуже, ведь они будут воспринимать нашу историю с той точки зрения, которая там представлена – что эти люди были какими-то монстрами, животными, потому что на экране – не люди.

– Но фильм имеет возрастную маркировку 18+. Разве взрослые люди не вправе самостоятельно решать, что им смотреть, а что нет? Если картина, как вы говорите, оскорбительна, то она и так провалилась бы в прокате. Почему нужно обязательно оказывать на нее давление?
– Картина не запрещена к показу. Я так понимаю, что ее выход просто будет отложен на какой-то промежуток времени (на момент записи интервью еще не было известно о решении Министерства отозвать прокатное удостоверение. – «Т»).

– А что изменится через несколько месяцев, например?
– Вы поймите, что эта картина должна была выйти в преддверии 75-летия Сталинградской битвы, в преддверии 9 Мая, в преддверии выборов президента, наконец. Это просто какой-то вброс, который не имеет никакого отношения ни к искусству, ни к истории и не вызывает ничего, кроме омерзения. В зале было немало людей – и после фильма все они разными словами сказали одно и то же. Хочу, правда, подчеркнуть, что я сейчас не поддаюсь «массовому психозу», а говорю о своих личных ощущениях.

Я согласен с тем, что говорилось на совете, потому что у меня эта картина вызвала ровно те же чувства. Может, ее и можно оправдать, назвав черной комедией, но я этого не принимаю. Мне кажется, это не та картина, которая должна доходить до нашего экрана, до нашего зрителя, включаться в нашу кинематографическую жизнь. Есть гораздо более достойные примеры, которые можно обсуждать всерьез. А об этой картине возможно говорить только в контексте ее самой. Наверное, все-таки ее стоит показать, просто чтобы был предмет для разговора…

– Судя по трейлеру, в фильме вообще нет ни слова об оскорблении памяти павших в Великой Отечественной войне.
– Это потому что туда не попали кадры, связанные с Жуковым. А в фильме маршалу отведена целая сюжетная линия. Наверное, с точки зрения режиссера, актер хорошо играл Жукова. Но с точки зрения людей, которые хоть что-то знают об этой личности, это все просто мерзко.

– Как вы думаете, допустимо ли в принципе обыгрывание в сатирическом ключе таких тем и персоналий, которые в глазах людей, в их исторической памяти связаны с общенародными трагедиями?
– Сегодня еще живо поколение ветеранов и детей войны, которые многое знают о том времени – они через все это прошли. И на мой взгляд, в их глазах это то же самое, что демонтировать памятники Великой Отечественной войны или обливать краской кладбищенские плиты солдат-освободителей. Мерзко это? Я считаю, что мерзко. А фильм у меня лично вызывает такое же чувство, как памятник солдату, облитый краской где-нибудь во Львове.

В фильме звучит музыка советского гимна. Я считаю, это недопустимо. Один только этот факт сильно настораживает. Никто из русских актеров или режиссеров никогда не позволит себе оскорбить итальянский гимн – или британский, или американский, или любой другой. Это чувство уважения к другому народу, к культуре другого народа.

– К сожалению, сегодня приходится видеть какую-то ностальгию по сталинизму. Романтизацию этой, самой кровавой, эпохи в истории нашей страны. Особенно среди молодых людей. С чем это связано, как вы думаете?
– Дело в том, что люди, которые пытаются говорить что-то положительное об этом режиме, ничего о нем не знают. Они не знают, сколько людей погибло в лагерях, сколько людей было расстреляно, сколько людей было унижено и замучено, сколько было пыток. Они, наверно, не понимают, что это время оставило нам в наследство кости миллионов людей. Если посчитать, сколько было репрессировано и уничтожено – памятники придется воздвигать на каждом метре.

Мою семью, слава богу, обошли репрессии, но мои родители пережили блокаду, видели все эти ужасы, и мои дети тоже достаточно хорошо об этом знают. И они в эту сторону не думают. Я думаю, это вопрос культуры, вопрос воспитания – и, если хотите, вопрос пропаганды знаний о том времени. О нем нужно знать как можно больше. Этого ни в коем случае нельзя забывать.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится

Самое читаемое

  • «Театр останется независимой площадкой»

    Режиссер и педагог, руководитель мастерской в Школе-студии МХАТ Дмитрий БРУСНИКИН подтвердил «Театралу» свое назначение на пост художественного руководителя московского театра «Практика» (информация о кадровых изменениях в театре появилась во вторник, 8 мая). ...
  • «Освобожденный Ширвиндт»

    Когда круглогодичного ажиотажа с расширением тротуаров еще не было, а что-то для благоустройства Москвы для наглядности надо было обозначить, перетаскивали Пушкина через улицу Горького туда и обратно. Дорого, бессмысленно, но – деятельность. ...
  • Погиб режиссер Юрий Томошевский

    В Германии на 62-м году жизни скончался актер и театральный режиссер Юрий Томошевский. «Пятого мая 2018 года трагически погиб в результате несчастного случая актер и режиссер, заслуженный деятель искусств России Юрий Валентинович Томошевский, - сообщается на странице «ВКонтакте» Романтического театра, который возглавлял Юрий Томошевский. ...
  • Ксения Ларина: «Ни адвокатов, ни жену к нему не пускали»

    Фото: композитор Александр Маноцков, режиссер Рузанна Мовсесян, переводчик Ольга Варшавер, пришедшие в Басманный суд поддержать Алексея Малобродского, и врачи скорой реанимационной помощи Около половины шестого вечера 10 мая продюсер Алексей Малобродский, проходящий обвиняемым по уголовному делу «Седьмой студии», был госпитализирован в Московскую городскую больницу № 20. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театр.doc» будет сохранен любой ценой»

    Этой весной московский «Театр.doc» трагически утратил своих художественных лидеров. 1 апреля ушел из жизни худрук театра Михаил Угаров, а спустя полтора месяца, 16 мая, умерла его жена, директор театра, драматург и режиссер Елена Гремина. ...
  • Суд продлил домашний арест Нине Масляевой

    В четверг, 17 мая, Мосгорсуд удовлетворил ходатайство следствия о продлении домашнего ареста бывшему главному бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой. Она останется под домашним арестом до 19 июля. Рассмотрение аналогичного ходатайства в отношении экс-гендиректора студии Юрия Итина перенесено на 21 мая по просьбе защиты, так как еще не была рассмотрена апелляция на прошлое продление ареста, сообщают СМИ. ...
  • Алексея Малобродского выписали из больницы

    Бывший генеральный продюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский выписался из 20-й клинической больницы. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на справочную медучреждения. Напомним, в Городскую клиническую больницу № 20 Малобродский был доставлен в тяжелом состоянии 10 мая из зала Басманного суда, где решался вопрос об изменении ему меры пресечения. ...
  • После выписки из больницы Малобродский поедет домой

    Во вторник, 15 мая, бывшему гендиректору «Седьмой студии» Алексею Малобродскому, обвиняемому по делу о хищении бюджетных средств, предстоит пройти ряд медицинских обследований. После выписки из больницы Малобродский сможет отправиться домой, сообщила его адвокат Ксения Карпинская. ...
Читайте также