«Это выглядит как оскорбление»

Почему «Смерть Сталина» возмутила экспертов Министерства культуры

 
Едва утихли страсти по «Матильде», как в СМИ разгорелась новая полемика – и вновь вокруг «фильма, который никто не видел». На сей раз острую критику вызвала комедия Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» (Великобритания), повествующая о подковерной борьбе за власть, которая возникла в ближайшем окружении вождя после его смерти.

Лента должна была выйти на экраны 25 января. Однако, как стало известно во вторник, 23 января, целый ряд деятелей культуры, среди которых председатель Союза кинематографистов Никита Михалков, председатель Общественного совета при Минкультуры Юрий Поляков, первый заместитель председателя комитета Госдумы  по культуре Елена Драпеко направили министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с просьбой приостановить прокат фильма, который, по их мнению, «очерняет память павших в борьбе против фашизма» и «унижает достоинство российского (советского) человека». Подписавшиеся потребовали инициировать экспертизу фильма на предмет наличия в нем экстремизма. В тот же день у фильма было отозвано прокатное удостоверение. «Театрал» позвонил члену Общественного совета при Минкульте, режиссеру Александру ГАЛИБИНУ – посмотревшему фильм и подписавшему письмо с требованием отложить прокат.
– Александр Владимирович, что именно в фильме показалось вам оскорбительным? 

– Не знаю, что вам сказать, потому что тут просто нет предмета для разговора: этот фильм не имеет смысла обсуждать ни с исторической, ни с художественной точки зрения. В его основе исторический сюжет о смерти Сталина – искаженный до неузнаваемости. При этом в картине действуют реальные персонажи – Хрущев, Микоян, Молотов, Жуков… И все они представлены в безобразном, искаженном виде. Нельзя даже сказать, что это издевательство – просто какой-то паноптикум. Может быть эти люди и могут в чьих-то глазах выглядеть вот так, но это не имеет ничего общего с действительностью. 

– Разве художественный фильм обязан быть исторически достоверным?  
– Нет, но конкретно этот выглядит как оскорбление. В этом мнении сошлось большинство присутствовавших на просмотре, а там были не только кинематографисты, но и историки, которые глубоко занимаются изучением этого периода. У всех возник один и тот же вопрос – разве можно, чтобы этот фильм смотрели ветераны или дети? Дети, положим, не знают, кто такие Маленков, Хрущев и Аллилуева, но тем хуже, ведь они будут воспринимать нашу историю с той точки зрения, которая там представлена – что эти люди были какими-то монстрами, животными, потому что на экране – не люди.

– Но фильм имеет возрастную маркировку 18+. Разве взрослые люди не вправе самостоятельно решать, что им смотреть, а что нет? Если картина, как вы говорите, оскорбительна, то она и так провалилась бы в прокате. Почему нужно обязательно оказывать на нее давление?
– Картина не запрещена к показу. Я так понимаю, что ее выход просто будет отложен на какой-то промежуток времени (на момент записи интервью еще не было известно о решении Министерства отозвать прокатное удостоверение. – «Т»).

– А что изменится через несколько месяцев, например?
– Вы поймите, что эта картина должна была выйти в преддверии 75-летия Сталинградской битвы, в преддверии 9 Мая, в преддверии выборов президента, наконец. Это просто какой-то вброс, который не имеет никакого отношения ни к искусству, ни к истории и не вызывает ничего, кроме омерзения. В зале было немало людей – и после фильма все они разными словами сказали одно и то же. Хочу, правда, подчеркнуть, что я сейчас не поддаюсь «массовому психозу», а говорю о своих личных ощущениях.

Я согласен с тем, что говорилось на совете, потому что у меня эта картина вызвала ровно те же чувства. Может, ее и можно оправдать, назвав черной комедией, но я этого не принимаю. Мне кажется, это не та картина, которая должна доходить до нашего экрана, до нашего зрителя, включаться в нашу кинематографическую жизнь. Есть гораздо более достойные примеры, которые можно обсуждать всерьез. А об этой картине возможно говорить только в контексте ее самой. Наверное, все-таки ее стоит показать, просто чтобы был предмет для разговора…

– Судя по трейлеру, в фильме вообще нет ни слова об оскорблении памяти павших в Великой Отечественной войне.
– Это потому что туда не попали кадры, связанные с Жуковым. А в фильме маршалу отведена целая сюжетная линия. Наверное, с точки зрения режиссера, актер хорошо играл Жукова. Но с точки зрения людей, которые хоть что-то знают об этой личности, это все просто мерзко.

– Как вы думаете, допустимо ли в принципе обыгрывание в сатирическом ключе таких тем и персоналий, которые в глазах людей, в их исторической памяти связаны с общенародными трагедиями?
– Сегодня еще живо поколение ветеранов и детей войны, которые многое знают о том времени – они через все это прошли. И на мой взгляд, в их глазах это то же самое, что демонтировать памятники Великой Отечественной войны или обливать краской кладбищенские плиты солдат-освободителей. Мерзко это? Я считаю, что мерзко. А фильм у меня лично вызывает такое же чувство, как памятник солдату, облитый краской где-нибудь во Львове.

В фильме звучит музыка советского гимна. Я считаю, это недопустимо. Один только этот факт сильно настораживает. Никто из русских актеров или режиссеров никогда не позволит себе оскорбить итальянский гимн – или британский, или американский, или любой другой. Это чувство уважения к другому народу, к культуре другого народа.

– К сожалению, сегодня приходится видеть какую-то ностальгию по сталинизму. Романтизацию этой, самой кровавой, эпохи в истории нашей страны. Особенно среди молодых людей. С чем это связано, как вы думаете?
– Дело в том, что люди, которые пытаются говорить что-то положительное об этом режиме, ничего о нем не знают. Они не знают, сколько людей погибло в лагерях, сколько людей было расстреляно, сколько людей было унижено и замучено, сколько было пыток. Они, наверно, не понимают, что это время оставило нам в наследство кости миллионов людей. Если посчитать, сколько было репрессировано и уничтожено – памятники придется воздвигать на каждом метре.

Мою семью, слава богу, обошли репрессии, но мои родители пережили блокаду, видели все эти ужасы, и мои дети тоже достаточно хорошо об этом знают. И они в эту сторону не думают. Я думаю, это вопрос культуры, вопрос воспитания – и, если хотите, вопрос пропаганды знаний о том времени. О нем нужно знать как можно больше. Этого ни в коем случае нельзя забывать.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.



  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также