«Количество зрителей не прописано в госзадании»

Директора театров рассказали, стоит ли доверять отчетам культурных ведомств

 
Не первый год подряд в конце декабря - начале января культурные ведомства рапортуют о растущих показателях в своей сфере.

Так, например, на одной из встреч с президентом Владимир Мединский заявил, что за последние пять лет объем продаж билетов увеличился на 109% в федеральных театрах и на 69% в театрах иных уровней. Также ведомства сообщали, что за последние 7 лет в полтора раза возросла посещаемость столичных музеев, а сборы российского кино в 2017 году и вовсе составили рекордные 13 млрд. рублей. Как относиться к этим цифрам и отражают ли они реальную тягу людей к искусству? Этот вопрос «Театрал» задал экспертам.
 
Леонид Ошарин, директор Театра им. Маяковского
 
– Общая политика и Департамента культуры Москвы, и Министерства культуры в последнее время была направлена именно на то, чтобы театр, который имеет собственное здание и сцену, работал каждый день. Раньше таких требований не было. За последние пять лет госзадание по количеству спектаклей постепенно росло. В результате за это время сильно увеличилась интенсивность работы коллективов.
 
За десять месяцев Театр им. Маяковского сыграл 576 спектаклей в соответствии с госзаданием, то есть в среднем у нас сейчас идет около двух спектаклей в день. За счет этого растет и количество спектаклей, и количество зрителей, и количество денег.
 
Это один из факторов, благодаря которым могли увеличиться показатели. Второй – развитие малых и средних площадок. Например, в нашем театре 4 года назад открылась сцена на Сретенке и более интенсивно стала использоваться третья сцена, малая, поэтому количество спектаклей сильно возросло.
 
Сейчас количество зрителей не прописано в госзадании, но театрам самим выгодно и даже необходимо показывать много спектаклей, чтобы платить людям зарплату – ее государственные субсидии обеспечивают не в полном объеме, все надбавки идут за счет сборов от продажи билетов.


 
Борис Мездрич, театральный менеджер, директор Новосибирского театра оперы и балета (2001-2008, 2011-2015)
 
– Когда представители Министерства культуры приводят те или иные цифры, не всегда понятно, что имеется в виду – количество зрителей или сборы от продажи билетов. А есть еще и внебюджетные средства – спонсорская поддержка, аренда сторонними компаниями помещений театра, например, буфетов и так далее.
 
Кроме того, когда сравниваются результаты разных лет, надо обращать внимание, адекватно ли ставить в один ряд именно эти показатели. Считать одну и ту же абсолютную величину из года в год неправильно. Сравнивать нужно по относительным величинам.
 
Приведу одно из высказываний Владимира Мединского, которое он произнес в сентябре 2017 года. Министр культуры сравнил посещаемость, то есть количество зрителей, загрузку зала, в Новосибирском театре оперы и балета в 2014 и 2016 годах. В 2014 году директором театра был я, а в 2016 – Владимир Кехман. По словам Мединского, за это время театр сильно прибавил, и если в 2014 году посещаемость составляла 72 процента, то в 2016, при Кехмане, – 80 процентов.
 
Простой человек, видя эти цифры, понимает, что в 2016 году стало лучше, чем было в 2014. При этом никто не учитывает, что в 2014 коммерческих мест в большом зале было на 300 больше, чем в 2016 – с приходом Кехмана в зале закрыли третий ярус. То есть в 2014 на каждый спектакль приходило на 300 зрителей больше, но проценты эту ситуацию не отражают.

 
Форма отчетности, которую мы передаем в Минкультуры, не всегда позволяет точно обозначить все детали. Так, например, мы сообщаем суммарное количество спектаклей и общее число зрителей по двум сценам. И даже если говорить только об одном конкретном зале: сами цифры могут быть правильными, но сравнивать их невозможно – как в ситуации, которую я описал выше. Чтобы получить объективные показатели, нужно рассчитать, сколько зрителей пришло на одно коммерческое место, есть темп роста или его нет. Тогда можно сравнивать год с годом и театр с театром.
 
Кроме того, сборы могут стать больше просто за счет того, что театр увеличил цены на билеты. Именно так сейчас происходит в Новосибирском театре оперы и балета, но Министерство культуры почему-то на это не смотрит. Уже четвертый год доходы населения в Новосибирске падают, так зачем поднимать цены? Доля дорогих билетов в зале стала гораздо больше, но об этом все молчат.



 
Екатерина Кретова, директор театра «Школа современной пьесы»
 
– Что касается отчетов, которые публикуются на сайте Министерства культуры, эти цифры абсолютно объективны.
Вся система подсчетов базируется на показателях выполнения госзаданий и совершенно прозрачна. У каждого театра – федерального, муниципального или регионального подчинения – есть свое госзадание, по которому театр отчитывается. Здесь невозможны никакие подтасовки, потому что мы работаем в единой компьютерной программе, где видны все наши продажи. В этих отчетах можно найти много интересных вещей, в том числе невыполнение госзадания некоторыми театрами.
 
Меня эти цифры интересуют в первую очередь на уровне нашего театра, а даже не в плане отчетности перед учредителем. Не надо работать театру, который не может продавать билеты. Если театр не может продать билеты, значит у него неправильная репертуарная политика или еще какие-то трудности – это уже вопрос профессионализма. Сейчас люди с удовольствием ходят в театр, если ты предлагаешь им качественные спектакли.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Масляева вернулась в театр «У Никитских ворот»

    Экс-бухгалтера «Седьмой студии» Нину Масляеву, обвиняемую в хищении бюджетных средств, отпустили из-под домашнего ареста под подписку о невыезде. По словам ее адвоката Юрия Ефименкова, Масляева уже вышла на работу в театр «У Никитских ворот», где работала незадолго до своего ареста. ...
  • Минкульт ответил Александру Сокурову

    Министерство культуры заявило, что некоммерческий фонд поддержки кинематографа «Пример интонации» Александра Сокурова в 2017-2019 годах не принимал участия в питчингах, а до этого получал финансовую поддержку министерства. ...
  • Сокуров закрывает свой фонд поддержки молодых режиссеров

    Режиссер Александр Сокуров вынужден закрыть некоммерческий фонд «Пример интонации» для поддержки режиссеров-дебютантов из-за финансовых трудностей и недопонимания с Министерством культуры.   «Фонд закрываем, потому что недостаточно средств», – сказал Сокуров журналистам в понедельник, 15 июля, его цитирует РИА Новости. ...
  • «Театры всё больше увлекаются новыми формами»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Успехи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику, эксперту целого ряда театральных фестивалей, которых проводятся в регионах, Татьяне ТИХОНОВЕЦ. ...
Читайте также