«Количество зрителей не прописано в госзадании»

Директора театров рассказали, стоит ли доверять отчетам культурных ведомств

 
Не первый год подряд в конце декабря - начале января культурные ведомства рапортуют о растущих показателях в своей сфере.

Так, например, на одной из встреч с президентом Владимир Мединский заявил, что за последние пять лет объем продаж билетов увеличился на 109% в федеральных театрах и на 69% в театрах иных уровней. Также ведомства сообщали, что за последние 7 лет в полтора раза возросла посещаемость столичных музеев, а сборы российского кино в 2017 году и вовсе составили рекордные 13 млрд. рублей. Как относиться к этим цифрам и отражают ли они реальную тягу людей к искусству? Этот вопрос «Театрал» задал экспертам.
 
Леонид Ошарин, директор Театра им. Маяковского
 
– Общая политика и Департамента культуры Москвы, и Министерства культуры в последнее время была направлена именно на то, чтобы театр, который имеет собственное здание и сцену, работал каждый день. Раньше таких требований не было. За последние пять лет госзадание по количеству спектаклей постепенно росло. В результате за это время сильно увеличилась интенсивность работы коллективов.
 
За десять месяцев Театр им. Маяковского сыграл 576 спектаклей в соответствии с госзаданием, то есть в среднем у нас сейчас идет около двух спектаклей в день. За счет этого растет и количество спектаклей, и количество зрителей, и количество денег.
 
Это один из факторов, благодаря которым могли увеличиться показатели. Второй – развитие малых и средних площадок. Например, в нашем театре 4 года назад открылась сцена на Сретенке и более интенсивно стала использоваться третья сцена, малая, поэтому количество спектаклей сильно возросло.
 
Сейчас количество зрителей не прописано в госзадании, но театрам самим выгодно и даже необходимо показывать много спектаклей, чтобы платить людям зарплату – ее государственные субсидии обеспечивают не в полном объеме, все надбавки идут за счет сборов от продажи билетов.


 
Борис Мездрич, театральный менеджер, директор Новосибирского театра оперы и балета (2001-2008, 2011-2015)
 
– Когда представители Министерства культуры приводят те или иные цифры, не всегда понятно, что имеется в виду – количество зрителей или сборы от продажи билетов. А есть еще и внебюджетные средства – спонсорская поддержка, аренда сторонними компаниями помещений театра, например, буфетов и так далее.
 
Кроме того, когда сравниваются результаты разных лет, надо обращать внимание, адекватно ли ставить в один ряд именно эти показатели. Считать одну и ту же абсолютную величину из года в год неправильно. Сравнивать нужно по относительным величинам.
 
Приведу одно из высказываний Владимира Мединского, которое он произнес в сентябре 2017 года. Министр культуры сравнил посещаемость, то есть количество зрителей, загрузку зала, в Новосибирском театре оперы и балета в 2014 и 2016 годах. В 2014 году директором театра был я, а в 2016 – Владимир Кехман. По словам Мединского, за это время театр сильно прибавил, и если в 2014 году посещаемость составляла 72 процента, то в 2016, при Кехмане, – 80 процентов.
 
Простой человек, видя эти цифры, понимает, что в 2016 году стало лучше, чем было в 2014. При этом никто не учитывает, что в 2014 коммерческих мест в большом зале было на 300 больше, чем в 2016 – с приходом Кехмана в зале закрыли третий ярус. То есть в 2014 на каждый спектакль приходило на 300 зрителей больше, но проценты эту ситуацию не отражают.

 
Форма отчетности, которую мы передаем в Минкультуры, не всегда позволяет точно обозначить все детали. Так, например, мы сообщаем суммарное количество спектаклей и общее число зрителей по двум сценам. И даже если говорить только об одном конкретном зале: сами цифры могут быть правильными, но сравнивать их невозможно – как в ситуации, которую я описал выше. Чтобы получить объективные показатели, нужно рассчитать, сколько зрителей пришло на одно коммерческое место, есть темп роста или его нет. Тогда можно сравнивать год с годом и театр с театром.
 
Кроме того, сборы могут стать больше просто за счет того, что театр увеличил цены на билеты. Именно так сейчас происходит в Новосибирском театре оперы и балета, но Министерство культуры почему-то на это не смотрит. Уже четвертый год доходы населения в Новосибирске падают, так зачем поднимать цены? Доля дорогих билетов в зале стала гораздо больше, но об этом все молчат.



 
Екатерина Кретова, директор театра «Школа современной пьесы»
 
– Что касается отчетов, которые публикуются на сайте Министерства культуры, эти цифры абсолютно объективны.
Вся система подсчетов базируется на показателях выполнения госзаданий и совершенно прозрачна. У каждого театра – федерального, муниципального или регионального подчинения – есть свое госзадание, по которому театр отчитывается. Здесь невозможны никакие подтасовки, потому что мы работаем в единой компьютерной программе, где видны все наши продажи. В этих отчетах можно найти много интересных вещей, в том числе невыполнение госзадания некоторыми театрами.
 
Меня эти цифры интересуют в первую очередь на уровне нашего театра, а даже не в плане отчетности перед учредителем. Не надо работать театру, который не может продавать билеты. Если театр не может продать билеты, значит у него неправильная репертуарная политика или еще какие-то трудности – это уже вопрос профессионализма. Сейчас люди с удовольствием ходят в театр, если ты предлагаешь им качественные спектакли.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Реконструкция дома купца Булошникова отложена

    Мэр Москвы Сергей Собянин решил отложить принятие решение по вопросу о реконструкции дома, находящегося по адресу Большая Никитская, 17, стр.1. Проект, который вызвал жаркие споры, отправят на дополнительную экспертизу.   Публичные слушания, где решалась судьба дома купца Булошникова были непростыми, отметил глава города. ...
  • Новые права театральных режиссеров: бояться или радоваться?

    В числе наиболее острых вопросов, которые волнуют сейчас руководителей театров, является вопрос о защите интеллектуальных прав режиссера. Недавно эти права режиссера были расширены, что породило множество слухов и домыслов. ...
  • Театр начинается с… детства

    Начался 2019 год – Год Театра. Много ожиданий, надежд, планов... Долго составляли Программу проведения Года Театра, старались ничего не упустить. Но все-таки непростительно упустили — не продумали специальных проектов, которые были бы направлены на  поддержку  театров, в которых играют дети. ...
  • «Наступает взросление!»

    Владимир Этуш, ветеран Великой Отечественной войны, актер Театра им. Вахтангова: – Уверен, что я не только самый «старший» ваш читатель, но и самый преданный, ведь на протяжении всех этих лет не расстаюсь с «Театралом». ...
Читайте также