«Количество зрителей не прописано в госзадании»

Директора театров рассказали, стоит ли доверять отчетам культурных ведомств

 
Не первый год подряд в конце декабря - начале января культурные ведомства рапортуют о растущих показателях в своей сфере.

Так, например, на одной из встреч с президентом Владимир Мединский заявил, что за последние пять лет объем продаж билетов увеличился на 109% в федеральных театрах и на 69% в театрах иных уровней. Также ведомства сообщали, что за последние 7 лет в полтора раза возросла посещаемость столичных музеев, а сборы российского кино в 2017 году и вовсе составили рекордные 13 млрд. рублей. Как относиться к этим цифрам и отражают ли они реальную тягу людей к искусству? Этот вопрос «Театрал» задал экспертам.
 
Леонид Ошарин, директор Театра им. Маяковского
 
– Общая политика и Департамента культуры Москвы, и Министерства культуры в последнее время была направлена именно на то, чтобы театр, который имеет собственное здание и сцену, работал каждый день. Раньше таких требований не было. За последние пять лет госзадание по количеству спектаклей постепенно росло. В результате за это время сильно увеличилась интенсивность работы коллективов.
 
За десять месяцев Театр им. Маяковского сыграл 576 спектаклей в соответствии с госзаданием, то есть в среднем у нас сейчас идет около двух спектаклей в день. За счет этого растет и количество спектаклей, и количество зрителей, и количество денег.
 
Это один из факторов, благодаря которым могли увеличиться показатели. Второй – развитие малых и средних площадок. Например, в нашем театре 4 года назад открылась сцена на Сретенке и более интенсивно стала использоваться третья сцена, малая, поэтому количество спектаклей сильно возросло.
 
Сейчас количество зрителей не прописано в госзадании, но театрам самим выгодно и даже необходимо показывать много спектаклей, чтобы платить людям зарплату – ее государственные субсидии обеспечивают не в полном объеме, все надбавки идут за счет сборов от продажи билетов.


 
Борис Мездрич, театральный менеджер, директор Новосибирского театра оперы и балета (2001-2008, 2011-2015)
 
– Когда представители Министерства культуры приводят те или иные цифры, не всегда понятно, что имеется в виду – количество зрителей или сборы от продажи билетов. А есть еще и внебюджетные средства – спонсорская поддержка, аренда сторонними компаниями помещений театра, например, буфетов и так далее.
 
Кроме того, когда сравниваются результаты разных лет, надо обращать внимание, адекватно ли ставить в один ряд именно эти показатели. Считать одну и ту же абсолютную величину из года в год неправильно. Сравнивать нужно по относительным величинам.
 
Приведу одно из высказываний Владимира Мединского, которое он произнес в сентябре 2017 года. Министр культуры сравнил посещаемость, то есть количество зрителей, загрузку зала, в Новосибирском театре оперы и балета в 2014 и 2016 годах. В 2014 году директором театра был я, а в 2016 – Владимир Кехман. По словам Мединского, за это время театр сильно прибавил, и если в 2014 году посещаемость составляла 72 процента, то в 2016, при Кехмане, – 80 процентов.
 
Простой человек, видя эти цифры, понимает, что в 2016 году стало лучше, чем было в 2014. При этом никто не учитывает, что в 2014 коммерческих мест в большом зале было на 300 больше, чем в 2016 – с приходом Кехмана в зале закрыли третий ярус. То есть в 2014 на каждый спектакль приходило на 300 зрителей больше, но проценты эту ситуацию не отражают.

 
Форма отчетности, которую мы передаем в Минкультуры, не всегда позволяет точно обозначить все детали. Так, например, мы сообщаем суммарное количество спектаклей и общее число зрителей по двум сценам. И даже если говорить только об одном конкретном зале: сами цифры могут быть правильными, но сравнивать их невозможно – как в ситуации, которую я описал выше. Чтобы получить объективные показатели, нужно рассчитать, сколько зрителей пришло на одно коммерческое место, есть темп роста или его нет. Тогда можно сравнивать год с годом и театр с театром.
 
Кроме того, сборы могут стать больше просто за счет того, что театр увеличил цены на билеты. Именно так сейчас происходит в Новосибирском театре оперы и балета, но Министерство культуры почему-то на это не смотрит. Уже четвертый год доходы населения в Новосибирске падают, так зачем поднимать цены? Доля дорогих билетов в зале стала гораздо больше, но об этом все молчат.



 
Екатерина Кретова, директор театра «Школа современной пьесы»
 
– Что касается отчетов, которые публикуются на сайте Министерства культуры, эти цифры абсолютно объективны.
Вся система подсчетов базируется на показателях выполнения госзаданий и совершенно прозрачна. У каждого театра – федерального, муниципального или регионального подчинения – есть свое госзадание, по которому театр отчитывается. Здесь невозможны никакие подтасовки, потому что мы работаем в единой компьютерной программе, где видны все наши продажи. В этих отчетах можно найти много интересных вещей, в том числе невыполнение госзадания некоторыми театрами.
 
Меня эти цифры интересуют в первую очередь на уровне нашего театра, а даже не в плане отчетности перед учредителем. Не надо работать театру, который не может продавать билеты. Если театр не может продать билеты, значит у него неправильная репертуарная политика или еще какие-то трудности – это уже вопрос профессионализма. Сейчас люди с удовольствием ходят в театр, если ты предлагаешь им качественные спектакли.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Старейшему актеру исполнилось 97 лет

    Актер ЦАТРА, народный артист России Александр Петров в воскресенье, 24 марта, отмечает солидную дату. Патриарху сцены, единственному, работающему сейчас актеру-фронтовику исполнилось 97 лет. Служению театру предшествовало служение Родине: в начале Великой Отечественной войны Александр Алексеевич добровольцем ушел на фронт, участвовал в Сталинградской битве, освобождении Одессы, Праги, Вены, Будапешта, дошел до Германии и Югославии, награжден орденами и медалями. ...
  • Умер Анатолий Адоскин

    Один из старейших артистов Театра им. Моссовета, Народный артист России Анатолий Адоскин ушел из жизни 20 марта. Об этом сообщили в пресс-службе театра.   «Театр им. Моссовета с глубоким прискорбием сообщает, что 20 марта на 92-м году жизни скончался Народный артист России Анатолий Михайлович Адоскин», – говорится в сообщении на сайте театра. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Если это не модно, то это не МХАТ»

    В среду, 13 марта, художественный руководитель МХАТа им. Горького Эдуард Бояков провел встречу с труппой театра. Публикуем основные заявления, сделанные в ходе этой беседы. О премьерах «До конца 2019 года готовится около десяти премьер. ...
Читайте также


Читайте также

  • Артистам запретят летать бизнес-классом за госсчет

    Министерство культуры РФ разработало критерии реализации федеральной программы «Большие гастроли». Согласно новым правилам, которые начнут действовать уже в этом году, гонорар артистам будет ограничен процентом от кассовых сборов, а летать бизнес-классом за госсчет позволят только народным артистам РФ и худрукам театров. ...
  • Федор Бондарчук вступился за Серебренникова

    Режиссер Федор Бондарчук на церемонии вручения наград в Большом театре призвал отпустить из-под домашнего ареста режиссера Кирилла Серебренникова.   Бондарчук сделал заявление, после того как получил из рук министра культуры Владимира Мединского орден Александра Невского (президент Владимир Путин наградил им режиссера в августе 2018 года), сообщает РБК. ...
  • Владимир Мединский: «Мы никогда не будем закрываться от мира»

    Одним из главных участников IV Московского культурного форума, проходящего в эти дни в Манеже, стал министр культуры РФ Владимир Мединский, который ответил на вопросы телеведущей Софико Шеварднадзе. Приводим несколько цитат. ...
  • «Театрал» это целый ряд проектов, которые мы ведем»

    Среди участников IV Московского культурного форума, проходящего в эти дни в Манеже, оказался и журнал «Театрал». Утром в субботу, 23 марта, главный редактор издания Валерий Яков и критик Ольга Егошина рассказали о международных проектах «Театрала», а помогла им в этом зам. ...
Читайте также