«Количество зрителей не прописано в госзадании»

Директора театров рассказали, стоит ли доверять отчетам культурных ведомств

 
Не первый год подряд в конце декабря - начале января культурные ведомства рапортуют о растущих показателях в своей сфере.

Так, например, на одной из встреч с президентом Владимир Мединский заявил, что за последние пять лет объем продаж билетов увеличился на 109% в федеральных театрах и на 69% в театрах иных уровней. Также ведомства сообщали, что за последние 7 лет в полтора раза возросла посещаемость столичных музеев, а сборы российского кино в 2017 году и вовсе составили рекордные 13 млрд. рублей. Как относиться к этим цифрам и отражают ли они реальную тягу людей к искусству? Этот вопрос «Театрал» задал экспертам.
 
Леонид Ошарин, директор Театра им. Маяковского
 
– Общая политика и Департамента культуры Москвы, и Министерства культуры в последнее время была направлена именно на то, чтобы театр, который имеет собственное здание и сцену, работал каждый день. Раньше таких требований не было. За последние пять лет госзадание по количеству спектаклей постепенно росло. В результате за это время сильно увеличилась интенсивность работы коллективов.
 
За десять месяцев Театр им. Маяковского сыграл 576 спектаклей в соответствии с госзаданием, то есть в среднем у нас сейчас идет около двух спектаклей в день. За счет этого растет и количество спектаклей, и количество зрителей, и количество денег.
 
Это один из факторов, благодаря которым могли увеличиться показатели. Второй – развитие малых и средних площадок. Например, в нашем театре 4 года назад открылась сцена на Сретенке и более интенсивно стала использоваться третья сцена, малая, поэтому количество спектаклей сильно возросло.
 
Сейчас количество зрителей не прописано в госзадании, но театрам самим выгодно и даже необходимо показывать много спектаклей, чтобы платить людям зарплату – ее государственные субсидии обеспечивают не в полном объеме, все надбавки идут за счет сборов от продажи билетов.


 
Борис Мездрич, театральный менеджер, директор Новосибирского театра оперы и балета (2001-2008, 2011-2015)
 
– Когда представители Министерства культуры приводят те или иные цифры, не всегда понятно, что имеется в виду – количество зрителей или сборы от продажи билетов. А есть еще и внебюджетные средства – спонсорская поддержка, аренда сторонними компаниями помещений театра, например, буфетов и так далее.
 
Кроме того, когда сравниваются результаты разных лет, надо обращать внимание, адекватно ли ставить в один ряд именно эти показатели. Считать одну и ту же абсолютную величину из года в год неправильно. Сравнивать нужно по относительным величинам.
 
Приведу одно из высказываний Владимира Мединского, которое он произнес в сентябре 2017 года. Министр культуры сравнил посещаемость, то есть количество зрителей, загрузку зала, в Новосибирском театре оперы и балета в 2014 и 2016 годах. В 2014 году директором театра был я, а в 2016 – Владимир Кехман. По словам Мединского, за это время театр сильно прибавил, и если в 2014 году посещаемость составляла 72 процента, то в 2016, при Кехмане, – 80 процентов.
 
Простой человек, видя эти цифры, понимает, что в 2016 году стало лучше, чем было в 2014. При этом никто не учитывает, что в 2014 коммерческих мест в большом зале было на 300 больше, чем в 2016 – с приходом Кехмана в зале закрыли третий ярус. То есть в 2014 на каждый спектакль приходило на 300 зрителей больше, но проценты эту ситуацию не отражают.

 
Форма отчетности, которую мы передаем в Минкультуры, не всегда позволяет точно обозначить все детали. Так, например, мы сообщаем суммарное количество спектаклей и общее число зрителей по двум сценам. И даже если говорить только об одном конкретном зале: сами цифры могут быть правильными, но сравнивать их невозможно – как в ситуации, которую я описал выше. Чтобы получить объективные показатели, нужно рассчитать, сколько зрителей пришло на одно коммерческое место, есть темп роста или его нет. Тогда можно сравнивать год с годом и театр с театром.
 
Кроме того, сборы могут стать больше просто за счет того, что театр увеличил цены на билеты. Именно так сейчас происходит в Новосибирском театре оперы и балета, но Министерство культуры почему-то на это не смотрит. Уже четвертый год доходы населения в Новосибирске падают, так зачем поднимать цены? Доля дорогих билетов в зале стала гораздо больше, но об этом все молчат.



 
Екатерина Кретова, директор театра «Школа современной пьесы»
 
– Что касается отчетов, которые публикуются на сайте Министерства культуры, эти цифры абсолютно объективны.
Вся система подсчетов базируется на показателях выполнения госзаданий и совершенно прозрачна. У каждого театра – федерального, муниципального или регионального подчинения – есть свое госзадание, по которому театр отчитывается. Здесь невозможны никакие подтасовки, потому что мы работаем в единой компьютерной программе, где видны все наши продажи. В этих отчетах можно найти много интересных вещей, в том числе невыполнение госзадания некоторыми театрами.
 
Меня эти цифры интересуют в первую очередь на уровне нашего театра, а даже не в плане отчетности перед учредителем. Не надо работать театру, который не может продавать билеты. Если театр не может продать билеты, значит у него неправильная репертуарная политика или еще какие-то трудности – это уже вопрос профессионализма. Сейчас люди с удовольствием ходят в театр, если ты предлагаешь им качественные спектакли.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Театр останется независимой площадкой»

    Режиссер и педагог, руководитель мастерской в Школе-студии МХАТ Дмитрий БРУСНИКИН подтвердил «Театралу» свое назначение на пост художественного руководителя московского театра «Практика» (информация о кадровых изменениях в театре появилась во вторник, 8 мая). ...
  • «Освобожденный Ширвиндт»

    Когда круглогодичного ажиотажа с расширением тротуаров еще не было, а что-то для благоустройства Москвы для наглядности надо было обозначить, перетаскивали Пушкина через улицу Горького туда и обратно. Дорого, бессмысленно, но – деятельность. ...
  • Погиб режиссер Юрий Томошевский

    В Германии на 62-м году жизни скончался актер и театральный режиссер Юрий Томошевский. «Пятого мая 2018 года трагически погиб в результате несчастного случая актер и режиссер, заслуженный деятель искусств России Юрий Валентинович Томошевский, - сообщается на странице «ВКонтакте» Романтического театра, который возглавлял Юрий Томошевский. ...
  • Ксения Ларина: «Ни адвокатов, ни жену к нему не пускали»

    Фото: композитор Александр Маноцков, режиссер Рузанна Мовсесян, переводчик Ольга Варшавер, пришедшие в Басманный суд поддержать Алексея Малобродского, и врачи скорой реанимационной помощи Около половины шестого вечера 10 мая продюсер Алексей Малобродский, проходящий обвиняемым по уголовному делу «Седьмой студии», был госпитализирован в Московскую городскую больницу № 20. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театр.doc» будет сохранен любой ценой»

    Этой весной московский «Театр.doc» трагически утратил своих художественных лидеров. 1 апреля ушел из жизни худрук театра Михаил Угаров, а спустя полтора месяца, 16 мая, умерла его жена, директор театра, драматург и режиссер Елена Гремина. ...
  • Суд продлил домашний арест Нине Масляевой

    В четверг, 17 мая, Мосгорсуд удовлетворил ходатайство следствия о продлении домашнего ареста бывшему главному бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой. Она останется под домашним арестом до 19 июля. Рассмотрение аналогичного ходатайства в отношении экс-гендиректора студии Юрия Итина перенесено на 21 мая по просьбе защиты, так как еще не была рассмотрена апелляция на прошлое продление ареста, сообщают СМИ. ...
  • Алексея Малобродского выписали из больницы

    Бывший генеральный продюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский выписался из 20-й клинической больницы. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на справочную медучреждения. Напомним, в Городскую клиническую больницу № 20 Малобродский был доставлен в тяжелом состоянии 10 мая из зала Басманного суда, где решался вопрос об изменении ему меры пресечения. ...
  • После выписки из больницы Малобродский поедет домой

    Во вторник, 15 мая, бывшему гендиректору «Седьмой студии» Алексею Малобродскому, обвиняемому по делу о хищении бюджетных средств, предстоит пройти ряд медицинских обследований. После выписки из больницы Малобродский сможет отправиться домой, сообщила его адвокат Ксения Карпинская. ...
Читайте также