Как музеи отметили 100-летие Революции

Не ждали

 
Помните картину Репина? Там, где политический ссыльный неожиданно возвращается домой, и вся его семья пребывает в странном оцепенении – все в растерянности, словно в комнату вошло привидение. Свое полотно «Не ждали» художник переписывал несколько раз. Особенно был недоволен образом революционера – по первой версии это вообще должна быть девушка, лишь потом лицо с большими глазами стало напоминать лик святого аскета. 
 
Короче говоря, еще в середине 1880-х наш арт-мир мучился с вопросом: как относится к революционерам? С одной стороны, они – молодость мира, идеалисты, борцы за угнетенный народ. Но тут же – зверское убийство Александра II, терроризм, атеизм и прочая бездуховность.
 
Примерно ту же самую картину маслом писали все, кто был причастен к юбилею Октябрьской революции. Так, например, Российское историческое общество, которое является идейным рупором государства металось между «неоднозначными оценками», сетуя, что «многие аспекты данного периода остаются нераскрытыми».
 
Вы ни за что не угадаете, какое мероприятие из сферы искусства стояло первым в списке официальных мероприятий к 100-летию Революции. Это выставка «Державная заступница» - о чудотворной иконе, обретенной в Коломенском в момент отречения Николая II от престола.  Но даже если такое попадание иконы на первое место – чистая случайность, все остальные арт-проекты только усугубляли ощущение растерянности. Главная историческая выставка развернулась в Музее современной истории на Тверской. Она называлась «Код революции» и представляла собой слегка переделанную главную экспозицию этого учреждения – никаких оценок, никакого послания зрителям, чисто набор фактов и документов. Кому и зачем это нужно? – нет ответа. Все то же самое можно прочитать в любой энциклопедии – хоть в сталинской, хоть в горбачевской.
 
Чуть более изобретательно подошли к делу в Третьяковской галерее. Там речь шла о конкретной дате в истории искусства: проект «Некто 1917 год» - это показ того, как разные художники восприняли революцию.  Если говорить просто, в Третьяковке собрали картины, которые были созданы именно в 1917 году (плюс-минус год). Оказался довольно любопытный исторический урок: как правило, современники «лицом к лицу» не могут разглядеть значения события. Художники продолжали писать идиллические картины о русской деревне, светские портреты и эротических натурщиц. Собственно, революции вместе с Лениным здесь почти нет – эдакая фигура умолчания.
 
Российский государственный архив тихо готовил выставку «Ленин», которая открылась прямо в октябре. Руководство архива старалось фигуру этого двигателя революции показать во всем разнообразии.
 
Но показательно – сразу после этого Федеральные архивы открыли экспозицию, посвященную отношению царской семьи Романовых и Ватикана, государственный хит, который Ленина затмил. Примерно так же фильм «Матильда» о любовной связи императора с балериной затмевает серьезные разговоры о драматическом этапе нашей истории.
 
Так или иначе, среди полутора десятков разных выставок и экспозиций не было ни одной, где бы проблема ставилась остро, ярко и смело. Впрочем, по части яркости всех опередил Пушкинский музей. Китайский художник Цяй Гоцян создает грандиозные инсталляции (одна – из колясок и берез развернулась прямо на музейных ступенях) и работает с порохом, а также очень любит советский соцреализм. Уже этого оказалось достаточно, чтобы назвать его явление в главный музей страны «Октябрь» и переложить на него миссию по современным параллелям с революционным искусством. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Открылась предпродажа билетов на выставку Репина

    Третьяковская галерея открыла предпродажу билетов на выставку Ильи Репина, которая пройдет на Крымском Валу с 16 марта по 18 августа. Об этом сообщает пресс-служба галереи.   «Спешим сообщить, что мы открыли предварительную продажу билетов на выставку «Илья Репин», которая пройдет в Новой Третьяковке с 16 марта по 18 августа 2019 года», – говорится в сообщении. ...
  • В ГМИИ начинается «Афишемания»

    В Пушкинском музее 21 февраля откроется выставка французской рекламы конца XIX - начала XX века «Афишемания». В экспозиции будут показаны 130 афиш из собрания музея, которые познакомят с историей плаката как вида искусства. ...
  • В Москве пройдет выставка соавтора Дины Рубиной

    В Музее Востока откроется персональная выставка известного художника Бориса Карафёлова. На выставке «Свет Средиземноморья» будут представлены работы, созданные в 2004-2008 годах под впечатлением от путешествий художника по городам Израиля и Италии. ...
  • В Москве открывается выставка-аттракцион «Игра с шедеврами»

    В Еврейском музее 14 февраля открывается выставка «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». На экспозиции в форме аттракциона будут представлены шедевры модернизма и современного искусства. «Это семейный проект, выстроенный как аттракцион, где для знакомства с работами нужно залезть на лестницу, пригнуться, съехать с горки или заглянуть в шкаф. ...
Читайте также