Все уйдут, а он останется

 
Не так давно я читал лекцию о «первом» и «втором» русском авангарде в продвинутом молодежном лофте – сейчас модно любое публичное выступление называть лекцией. Речь шла о том, как насильственно прерванный художественный авангард 1910-1920-х годов отозвался в искусстве «оттепели» 1960-х. Все шло как по маслу, пока вдруг один из слушателей ни задал странный вопрос: «А что дал русский авангард? В чем его достижение?»
 
Я был слегка обескуражен – собственно, все достижения очевидны и находятся в лучших музеях мира. Но тут последовало развернутое уточнение: «Вот, например, художник Эль Лисицкий (как раз сейчас его выставка открылась в Третьяковке) после разных авангардных картин стал оформлять выставки и журналы. Была ли еще какая-то польза от авангарда?»
 
Сказать по правде, я не нашел, что ответить, и бормотал нечто бессвязное про развитие искусства, про дизайн и прочие нелепые сюжеты. Лишь потом, слегка отдышавшись, я понял, с чем мне пришлось столкнуться. Мне пришлось столкнуться с современным прагматизмом, который мы сами – дети Перестройки - очень хотели в себе взрастить, пытаясь избавиться от идеологического балласта. Суть этого прагматизма проста: любое достижение должно служить пользе дела и любое человеческое творение можно монетизировать. Точка. Никаких «охов-ахов», утром стулья – вечером деньги.  Именно поэтому в определенный момент все бросились подсчитывать выручку на арт-аукционах и расставлять художников по рейтингам от «самых дорогих до самых бюджетных». Ценность искусства приравнялась к цене.
 
Буквально месяц назад случился апофеоз денежно-художественных сношений. Уходящий 2017 год подарил нам беспрецедентный рекорд – как все уже прекрасно знают, картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» ушла с аукциона «Кристис» за 400 млн. долларов. Если раньше психологическим порогом считалось 100 млн., нынче эта планка настолько вздернулась, что привела весь арт-мир в некоторую оторопь. Почти как меня на той лекции. Дилеры, эксперты и критики долго не могли прийти в себя, выдавая истерические комментарии: как не слишком очевидный шедевр (ведь авторство Леонардо установлено относительно недавно и постоянно подвергается сомнению), испорченный массой поновлений, смог прыгнуть на такую высоту? Кто, за кого и зачем играет в этой игре на повышение? Что должно было произойти, чтобы одна картина, ранее предлагавшаяся за 10 тыс. евро, теперь  оказалась дороже одного приличного музея в приличном городе? Ответ, как всегда, попытались найти на Ближнем Востоке с его фонтанирующими нефтяными деньгами.
 
Тут же на просторах интернета возник арабский принц, которому, якобы, выдать полмиллиарда долларов на да Винчи  -  раз плюнуть, и делает он это ради престижа личного и эмиратского. Впрочем, реальный принц все эти сведения начал в спешном порядке опровергать. Так или иначе, с помощью принца или без него, но «Спаситель мира» в скором времени появится в стенах филиала Лувра в Абу-Даби – помяните мое слово, именно там ему самое место.
 
То, что новоявленный «Спаситель мира» стремительно порушил устоявшие стандарты арт-рынка, можно еще списать на магию имени. Не каждый день в свободную продажу поступает  Леонардо. Раньше, между прочим считалось, что музей обретает мировой уровень только в том случае, если у него есть картина Леонардо да Винчи. Нынче еще одним таким местом прибыло. Но суть произошедшего, однако, не в этом. История со «Спасителем» еще раз показала, насколько эфемерны прагматические законы в искусстве. Можно сколько угодно делать умный вид и высчитывать «инвестиции в картины», но все это чушь и глупость.  Искусство  - и шире, вся сфера эстетического – только и делает, что уворачивается от прагматизма. То, что хорошо продается, оказывается в историческом остатке ненужным хламом, а бедное и гонимое – чистейшим бриллиантом. Искусство само вовлекает в игры и рынок, и его воротил. В определенный момент человек вспоминает, что живет не ради банковских счетов…
 
Впрочем, это уже лирика. Сейчас я бы своему гипотетическому вопрошателю ответил так: «Да, Эль Лисицкому пришлось идти оформителем на ВДНХ. Но один его авангардный автопортрет (фотоколлаж с циркулем, который нынче висит в Третьяковке) может стоить дороже всей этой самой сталинской «выставки достижений» со всеми ее поросятами и снопами изобилия». Посчитывать тут прибыль – самое неблагодарное и самое бесперспективное дело. В самом искусстве высшая ценность и польза, а все остальное – от лукавого. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Выставка к юбилею Музыкального театра откроется на Страстном бульваре

    Во вторник, 16 октября, на Страстном бульваре откроется выставка «Музыкальный театр. Истоки».   Основой выставки стали эскизы декораций и костюмов, созданные выдающимися художниками, сотрудничавшими с Оперным театром им. ...
  • Третьяковская галерея продлила часы работы выставки Куинджи

    Третьяковская галерея продлила часы работы выставки Архипа Куинджи в связи с ее популярностью. Теперь по воскресеньям экспозиция будет работать до 21.00. Об этом сообщает пресс-служба Министерства культуры. «В связи с большой популярностью выставки «Архип Куинджи», открывшейся для публики 6 октября в Инженерном корпусе, Третьяковская галерея продлевает часы ее работы по воскресеньям до 21:00, вход и кассы работают до 20:00», – говорится в сообщении на сайте ведомства. ...
  • Открывается выставка к 80-летию балета «Ромео и Джульетта»

    Новый выставочный проект «Переписать Шекспира. Версия Прокофьева», приуроченный к 80-летию балета «Ромео и Джульетта», открывается 11 октября в Музее Прокофьева. «Выставка обращается к истории создания и постановки легендарного балета «Ромео и Джульетта», раскрывает новые грани драматургии Шекспира и музыки Прокофьева», – отметили в пресс-службе музея. ...
  • В Москве откроется выставка, посвященная Валерию Левенталю

    В Бахрушинском музее 10 октября открывается выставка, посвященная театральному художнику Валерию Левенталю. В экспозицию вошли живописные работы мастера и эскизы его декораций для спектаклей российских и зарубежных театров. ...
Читайте также