Все уйдут, а он останется

 
Не так давно я читал лекцию о «первом» и «втором» русском авангарде в продвинутом молодежном лофте – сейчас модно любое публичное выступление называть лекцией. Речь шла о том, как насильственно прерванный художественный авангард 1910-1920-х годов отозвался в искусстве «оттепели» 1960-х. Все шло как по маслу, пока вдруг один из слушателей ни задал странный вопрос: «А что дал русский авангард? В чем его достижение?»
 
Я был слегка обескуражен – собственно, все достижения очевидны и находятся в лучших музеях мира. Но тут последовало развернутое уточнение: «Вот, например, художник Эль Лисицкий (как раз сейчас его выставка открылась в Третьяковке) после разных авангардных картин стал оформлять выставки и журналы. Была ли еще какая-то польза от авангарда?»
 
Сказать по правде, я не нашел, что ответить, и бормотал нечто бессвязное про развитие искусства, про дизайн и прочие нелепые сюжеты. Лишь потом, слегка отдышавшись, я понял, с чем мне пришлось столкнуться. Мне пришлось столкнуться с современным прагматизмом, который мы сами – дети Перестройки - очень хотели в себе взрастить, пытаясь избавиться от идеологического балласта. Суть этого прагматизма проста: любое достижение должно служить пользе дела и любое человеческое творение можно монетизировать. Точка. Никаких «охов-ахов», утром стулья – вечером деньги.  Именно поэтому в определенный момент все бросились подсчитывать выручку на арт-аукционах и расставлять художников по рейтингам от «самых дорогих до самых бюджетных». Ценность искусства приравнялась к цене.
 
Буквально месяц назад случился апофеоз денежно-художественных сношений. Уходящий 2017 год подарил нам беспрецедентный рекорд – как все уже прекрасно знают, картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» ушла с аукциона «Кристис» за 400 млн. долларов. Если раньше психологическим порогом считалось 100 млн., нынче эта планка настолько вздернулась, что привела весь арт-мир в некоторую оторопь. Почти как меня на той лекции. Дилеры, эксперты и критики долго не могли прийти в себя, выдавая истерические комментарии: как не слишком очевидный шедевр (ведь авторство Леонардо установлено относительно недавно и постоянно подвергается сомнению), испорченный массой поновлений, смог прыгнуть на такую высоту? Кто, за кого и зачем играет в этой игре на повышение? Что должно было произойти, чтобы одна картина, ранее предлагавшаяся за 10 тыс. евро, теперь  оказалась дороже одного приличного музея в приличном городе? Ответ, как всегда, попытались найти на Ближнем Востоке с его фонтанирующими нефтяными деньгами.
 
Тут же на просторах интернета возник арабский принц, которому, якобы, выдать полмиллиарда долларов на да Винчи  -  раз плюнуть, и делает он это ради престижа личного и эмиратского. Впрочем, реальный принц все эти сведения начал в спешном порядке опровергать. Так или иначе, с помощью принца или без него, но «Спаситель мира» в скором времени появится в стенах филиала Лувра в Абу-Даби – помяните мое слово, именно там ему самое место.
 
То, что новоявленный «Спаситель мира» стремительно порушил устоявшие стандарты арт-рынка, можно еще списать на магию имени. Не каждый день в свободную продажу поступает  Леонардо. Раньше, между прочим считалось, что музей обретает мировой уровень только в том случае, если у него есть картина Леонардо да Винчи. Нынче еще одним таким местом прибыло. Но суть произошедшего, однако, не в этом. История со «Спасителем» еще раз показала, насколько эфемерны прагматические законы в искусстве. Можно сколько угодно делать умный вид и высчитывать «инвестиции в картины», но все это чушь и глупость.  Искусство  - и шире, вся сфера эстетического – только и делает, что уворачивается от прагматизма. То, что хорошо продается, оказывается в историческом остатке ненужным хламом, а бедное и гонимое – чистейшим бриллиантом. Искусство само вовлекает в игры и рынок, и его воротил. В определенный момент человек вспоминает, что живет не ради банковских счетов…
 
Впрочем, это уже лирика. Сейчас я бы своему гипотетическому вопрошателю ответил так: «Да, Эль Лисицкому пришлось идти оформителем на ВДНХ. Но один его авангардный автопортрет (фотоколлаж с циркулем, который нынче висит в Третьяковке) может стоить дороже всей этой самой сталинской «выставки достижений» со всеми ее поросятами и снопами изобилия». Посчитывать тут прибыль – самое неблагодарное и самое бесперспективное дело. В самом искусстве высшая ценность и польза, а все остальное – от лукавого. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В МХТ пройдут бесплатные лекции по истории театра

    МХТ им. Чехова в наступившем году представит цикл лекций по истории Художественного театра. Посетить лекции можно бесплатно, по предварительной записи. Как сообщается на сайте МХТ, перед широкой аудиторией выступят московские и санкт-петербургские театроведы. ...
  • Маргарита Терехова нуждается в помощи

    Семья Маргариты Тереховой на сайте Союза кинематографистов опубликовала просьбу о сборе средств для помощи актрисе. «Уважаемые коллеги, зрители и все, кто знают и ценят творчество народной артистки России Маргариты Тереховой. ...
  • В театре «Сфера» бесплатно покажут кино

    В понедельник, 21 января, в театре «Сфера» пройдет премьерный показ фильма Игоря Калядина «Молога. Между огнем и водой». Документальная лента расскажет о трагедии затопленных в советское время сел и городов. Вход на мероприятие свободный, по предварительной записи на сайте театра. ...
  • БДТ едет на гастроли в Москву

    Сразу несколько спектаклей текущего репертуара БДТ им. Товстоногова представит в российской столице с 19 по 29 января.   В программе – премьера Константина Богомолова «Слава» и спектакли художественного руководителя театра Андрея Могучего, вышедшие относительно недавно и завоевавшие громкий успех. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве открылась выставка о театре Воркутлага

     В Театральном музее им. Бахрушина открылась выставка «Сверхзадача-выжить». Экспозиция посвящена 75-летию Воркутинского театра, труппа которого состояла из заключенных Воркутлага. «Задача выставки состоит не только в том, чтобы отдать дань памяти театру и людям, невинно пострадавшим, погибшим, прошедшим круги ада, но и в том, чтобы исследовать сам феномен театра заключенных, высоты актерского мастерства и силы человеческого духа», - отметили в пресс-службе Бахрушинского музея. ...
  • В ГМИИ познакомят с искусством Лондонской школы

    В ГМИИ им. Пушкина готовится к открытию выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». На экспозиции представят более 80 живописных и графических работ британских художников из собрания Галереи Тейт. «У российского зрителя впервые появится возможность по-настоящему и глубоко познакомиться с таким важным явлением мировой истории искусства, как Лондонская школа», - сообщили «Театралу» в пресс-службе музея. ...
  • Коллекция Фаберже представлена в «Новом Иерусалиме»

    В Истре в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» до 24 марта 2019 года проходит выставка «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени».   Музей «Новый Иерусалим» находится в уникальном историческом и географическом пространстве, которое называют Русской Палестиной. ...
  • В Москве откроется выставка фотографий Дэвида Боуи

    В пятницу, 11 января, в Москве откроется выставка фотографий «Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю». «Это первая выставка фотографий Боуи в Москве за всю историю. На ней будут представлены работы известного американского фотографа Стива Шапиро, который был был официальным фотографом студии Paramount Pictures, снимал первую леди США Жаклин Кеннеди, художника Энди Уорхола, боксера Мохаммеда Али, политического деятеля Мартина Лютера Кинга и других», - цитирует РИА сообщение пресс-службы Центра фотографии им. ...
Читайте также