Александр Титель: «Прошедший год запомнился мне печальными утратами»

 
В преддверии новогодних праздников «Театрал» расспросил людей театра, чем запомнился им ушедший год и чего они ждут от наступающего. Очередной наш собеседник художественный руководитель оперы Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.

– В ушедшем году весь театральный мир глубоко встревожило наступление на людей искусства, поиск в их деятельности некоего криминала, хотя шум, поднятый вокруг этой темы, несоразмерен самому масштабу предполагаемых нарушений, даже если бы они и были доказаны. Мы являемся свидетелями исчезновения гораздо более значительных сумм в гораздо более серьезных направлениях хозяйственной деятельности нашей страны, таких как оборона. Но внимание общественности в этих случаях легко отвлекается от гипотетических виновников, а сами они избегают возможного наказания.

Конечно, честность везде должна быть принципом жизни – вне зависимости от того, оборона это или театр. Однако некрасивые эпизоды в области культуры тревожны тем, что в эти обвинения трудно поверить. Сложно представить, чтобы серьезные люди искусства могли быть заинтересованы в чем-то, кроме собственно искусства. Все это вызывает беспокойство. Если иметь в виду последние годы, безусловно, это беспрецедентное наступление на культуру, а если обратиться к истории, это давно забытое прошлое.

Прошедший год запомнился мне печальными утратами, в том числе стремительным уходом Дмитрия Хворостовского, прекрасного молодого артиста, любимого сотнями тысяч зрителей и слушателей по всему миру. От следующего года я жду, что как-то обойдется…


Впрочем, было, конечно, и много хорошего. Особенно запомнились концерт Гидона Кремера в «Гоголь-центре» и концерт Владимира Юровского в Большом зале Консерватории им. Чайковского, посвященный 1917 году – мощнейшая эпопея, в которой участвовало несколько оркестров и два хора. Яркие события происходили и в нашем театре, где звучали такие редкие оперы, как «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, «Царь Эдип» Стравинского. Также в прошедшем сезоне  на Малой сцене театра была поставлена новая опера Александра Журбина «Метаморфозы любви». Мы поддерживаем традицию исполнения только что написанных опер.

Если говорить в целом о сезоне 2016/2017, на нашей сцене вышла «Пиковая дама», которую я поставил вместе с выдающимися мастерами – дирижером Александром Лазаревым и художником Сергеем Бархиным; в ней были заняты и ведущие артисты, и молодежь.

Наступивший год – год 100-летия нашего театра; значительная дата жизни одного из серьезнейших и крупнейших коллективов, в который входят оперная и балетная труппы, оркестр, технические цеха – в общей сложности более тысячи человек. Этот театр основан Станиславским и Немировичем-Данченко, давшими жизнь не только нескольким театральным поколениям, но и значительнейшим идеям в искусстве, которые живы до сих пор. Поскольку этот театр возник в 1918 году, можно сказать, что в каком-то смысле он рожден революцией, по крайней мере, он является частью произошедшей культурной революции. Безусловно, в области музыкального театра он произвел настоящий переворот, потому что и Станиславский, и Немирович-Данченко стремились принести в искусство оперы и балета новую правду. Этот театр дал толчок к смене эстетик во всем мире; по его образу и подобию были созданы Komische Oper в Берлине и English National Opera в Лондоне. Многие другие театры, которые рождались впоследствии, опирались на его опыт – как в части внутренних взаимоотношений, так и в части взаимоотношений с публикой и репертуаром. Наше 100-летие – это не просто праздник отдельного театра, это повод осмыслить изменения, которые произошли в области музыкального театра за последний век.

Конечно, хотелось бы, чтобы год был плодотворным, чтобы к празднованию присоединились наши многочисленные коллеги по всему миру, чтобы это сотрудничество, учитывая имена основателей и работавших здесь выдающихся мастеров, стало общим делом в мировой опере. На это мои надежды и упования.

Читайте также:
«Пусть в Новом году всё немного успокоится»




Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Андрей Шарков: «Таких талантливых артистов, как в БДТ, я на своем пути не встречал»

    В понедельник, 15 января, Андрею ШАРКОВУ, одному из ведущих актеров БДТ, исполняется 60 лет. Андрей Анатольевич рассказал корреспонденту «Театрала», как пришел в профессию, как встретили его звезды БДТ, какие забавные случаи происходили с ним и его другом – актером Виктором Сухоруковым во время совместных путешествий и как он отдыхает на даче вместе с любимым котом Тимуром. ...
  • «Мы рады, что директором стал человек творческий»

    Главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета Вячеслав СТАРОДУБЦЕВ рассказал «Театралу» о том, как восприняли в театре назначение нового гендиректора. - Мы очень рады, что гендиректором стал человек творческий, который нам хорошо знаком. ...
  • «Важно, чтоб люди считали себя ответственными за происходящее в стране»

    Доктор медицинских наук Зураб Кекелидзе рассказал «Театралу» о том, почему много лет он входит Общественный совет премии «Звезда Театрала», а также о том, каким, по его мнению, был минувший год.   - И когда мне впервые предложили принять участие в церемонии вручения премии «Звезда Театрала», я решил, что буду в этом участвовать, потому что знаю Валерия Якова, как человека широких взглядов, мыслящего масштабно. ...
  • Александр Калягин: «Для меня это личное горе»

    Председатель СТД Александр Калягин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни народного артиста России Михаила Державина. Официальное обращение опубликовал 10 января официальный сайт Союза театральных деятелей. ...
Читайте также