Александр Титель: «Прошедший год запомнился мне печальными утратами»

 
В преддверии новогодних праздников «Театрал» расспросил людей театра, чем запомнился им ушедший год и чего они ждут от наступающего. Очередной наш собеседник художественный руководитель оперы Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.

– В ушедшем году весь театральный мир глубоко встревожило наступление на людей искусства, поиск в их деятельности некоего криминала, хотя шум, поднятый вокруг этой темы, несоразмерен самому масштабу предполагаемых нарушений, даже если бы они и были доказаны. Мы являемся свидетелями исчезновения гораздо более значительных сумм в гораздо более серьезных направлениях хозяйственной деятельности нашей страны, таких как оборона. Но внимание общественности в этих случаях легко отвлекается от гипотетических виновников, а сами они избегают возможного наказания.

Конечно, честность везде должна быть принципом жизни – вне зависимости от того, оборона это или театр. Однако некрасивые эпизоды в области культуры тревожны тем, что в эти обвинения трудно поверить. Сложно представить, чтобы серьезные люди искусства могли быть заинтересованы в чем-то, кроме собственно искусства. Все это вызывает беспокойство. Если иметь в виду последние годы, безусловно, это беспрецедентное наступление на культуру, а если обратиться к истории, это давно забытое прошлое.

Прошедший год запомнился мне печальными утратами, в том числе стремительным уходом Дмитрия Хворостовского, прекрасного молодого артиста, любимого сотнями тысяч зрителей и слушателей по всему миру. От следующего года я жду, что как-то обойдется…


Впрочем, было, конечно, и много хорошего. Особенно запомнились концерт Гидона Кремера в «Гоголь-центре» и концерт Владимира Юровского в Большом зале Консерватории им. Чайковского, посвященный 1917 году – мощнейшая эпопея, в которой участвовало несколько оркестров и два хора. Яркие события происходили и в нашем театре, где звучали такие редкие оперы, как «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, «Царь Эдип» Стравинского. Также в прошедшем сезоне  на Малой сцене театра была поставлена новая опера Александра Журбина «Метаморфозы любви». Мы поддерживаем традицию исполнения только что написанных опер.

Если говорить в целом о сезоне 2016/2017, на нашей сцене вышла «Пиковая дама», которую я поставил вместе с выдающимися мастерами – дирижером Александром Лазаревым и художником Сергеем Бархиным; в ней были заняты и ведущие артисты, и молодежь.

Наступивший год – год 100-летия нашего театра; значительная дата жизни одного из серьезнейших и крупнейших коллективов, в который входят оперная и балетная труппы, оркестр, технические цеха – в общей сложности более тысячи человек. Этот театр основан Станиславским и Немировичем-Данченко, давшими жизнь не только нескольким театральным поколениям, но и значительнейшим идеям в искусстве, которые живы до сих пор. Поскольку этот театр возник в 1918 году, можно сказать, что в каком-то смысле он рожден революцией, по крайней мере, он является частью произошедшей культурной революции. Безусловно, в области музыкального театра он произвел настоящий переворот, потому что и Станиславский, и Немирович-Данченко стремились принести в искусство оперы и балета новую правду. Этот театр дал толчок к смене эстетик во всем мире; по его образу и подобию были созданы Komische Oper в Берлине и English National Opera в Лондоне. Многие другие театры, которые рождались впоследствии, опирались на его опыт – как в части внутренних взаимоотношений, так и в части взаимоотношений с публикой и репертуаром. Наше 100-летие – это не просто праздник отдельного театра, это повод осмыслить изменения, которые произошли в области музыкального театра за последний век.

Конечно, хотелось бы, чтобы год был плодотворным, чтобы к празднованию присоединились наши многочисленные коллеги по всему миру, чтобы это сотрудничество, учитывая имена основателей и работавших здесь выдающихся мастеров, стало общим делом в мировой опере. На это мои надежды и упования.

Читайте также:
«Пусть в Новом году всё немного успокоится»




Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится

Самое читаемое

  • «Театр лучше, чем телевизор, знает о том, чем живет страна»

    «Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Павлу Рудневу, доценту ГИТИСа, зам. худрука МХТ им. Чехова по спецпроектам (мнения других экспертов читайте в ближайшие дни). ...
  • Константин Богомолов выпускает «Славу» в БДТ

    Режиссер Константин Богомолов готовит на Основной сцене БДТ им. Товстоногова постановку «Слава». Предпремьерным показом 8 июля театр завершит юбилейный 100-й сезон, премьера состоится осенью. «Слава» стала первой пьесой знаменитого поэта и сценариста Виктора Гусева, напомнили в пресс-службе БДТ. ...
  • Эрдоган остановил работу турецких театров

    Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 11 июля издал приказ, согласно которому прекращается финансирование театров, отменяются все спектакли, гастроли и любая другая творческая деятельность. Также приказ требует расторжения контрактов с артистами. ...
  • Приснилась Гурченко

    Редеет поколение, уходят друзья и коллеги, всё острее дефицит искренности. Стремительно растёт горечь накопления биографии. Забвение грустное, но… закономерное явление.   Мечты о бессмертии дико дифференцированы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Ширвиндт отмечает День рождения

    В четверг, 19 июля, народному артисту России, художественному руководителю Театра сатиры Александру Ширвиндту исполнилось 84 года. Дата некруглая, но внушительная. Как говорит именинник, «когда произносишь эту цифру, то в речи еще проскакивает, но на бумаге хочется заклеить». ...
  • Футбол на бис

    В нашей стране (боюсь, что не только в нашей) в проблемах театра, кино и футбола разбираются все кому не лень. О коллайдере, например, стыдливо помалкивают, ибо даже не понимают, с какой стороны к нему подступиться. А если вдруг вспоминают о гении Перельмана, то боясь обмолвиться о загадочности открытой им формулы, жлобски негодуют, что он отказался от миллиона долларов и кормит старушку-мать кефиром с булочкой. ...
  • Два Городницких в одном

    Уже второй год Россия 18 июля будет отмечать День рождения своего поэта Евгения Евтушенко без самого поэта. И уже второй год невозможно смириться с тем фактом, что на сцену Политехнического, как это было много лет подряд, или на другую сцену, как это происходило в последние годы, не выйдет Евгений Александрович. ...
  • Театр одного гения

    13 июля Петру Фоменко исполнилось бы 85 лет. В память о выдающемся режиссере напомним читателям очерк актрисы Театра им. Вахтангова Галины Коноваловой (1916-2014), написанный в 2014 году для своей авторской рубрики «Легенда сцены». ...
Читайте также