Александр Титель: «Прошедший год запомнился мне печальными утратами»

 
В преддверии новогодних праздников «Театрал» расспросил людей театра, чем запомнился им ушедший год и чего они ждут от наступающего. Очередной наш собеседник художественный руководитель оперы Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.

– В ушедшем году весь театральный мир глубоко встревожило наступление на людей искусства, поиск в их деятельности некоего криминала, хотя шум, поднятый вокруг этой темы, несоразмерен самому масштабу предполагаемых нарушений, даже если бы они и были доказаны. Мы являемся свидетелями исчезновения гораздо более значительных сумм в гораздо более серьезных направлениях хозяйственной деятельности нашей страны, таких как оборона. Но внимание общественности в этих случаях легко отвлекается от гипотетических виновников, а сами они избегают возможного наказания.

Конечно, честность везде должна быть принципом жизни – вне зависимости от того, оборона это или театр. Однако некрасивые эпизоды в области культуры тревожны тем, что в эти обвинения трудно поверить. Сложно представить, чтобы серьезные люди искусства могли быть заинтересованы в чем-то, кроме собственно искусства. Все это вызывает беспокойство. Если иметь в виду последние годы, безусловно, это беспрецедентное наступление на культуру, а если обратиться к истории, это давно забытое прошлое.

Прошедший год запомнился мне печальными утратами, в том числе стремительным уходом Дмитрия Хворостовского, прекрасного молодого артиста, любимого сотнями тысяч зрителей и слушателей по всему миру. От следующего года я жду, что как-то обойдется…


Впрочем, было, конечно, и много хорошего. Особенно запомнились концерт Гидона Кремера в «Гоголь-центре» и концерт Владимира Юровского в Большом зале Консерватории им. Чайковского, посвященный 1917 году – мощнейшая эпопея, в которой участвовало несколько оркестров и два хора. Яркие события происходили и в нашем театре, где звучали такие редкие оперы, как «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, «Царь Эдип» Стравинского. Также в прошедшем сезоне  на Малой сцене театра была поставлена новая опера Александра Журбина «Метаморфозы любви». Мы поддерживаем традицию исполнения только что написанных опер.

Если говорить в целом о сезоне 2016/2017, на нашей сцене вышла «Пиковая дама», которую я поставил вместе с выдающимися мастерами – дирижером Александром Лазаревым и художником Сергеем Бархиным; в ней были заняты и ведущие артисты, и молодежь.

Наступивший год – год 100-летия нашего театра; значительная дата жизни одного из серьезнейших и крупнейших коллективов, в который входят оперная и балетная труппы, оркестр, технические цеха – в общей сложности более тысячи человек. Этот театр основан Станиславским и Немировичем-Данченко, давшими жизнь не только нескольким театральным поколениям, но и значительнейшим идеям в искусстве, которые живы до сих пор. Поскольку этот театр возник в 1918 году, можно сказать, что в каком-то смысле он рожден революцией, по крайней мере, он является частью произошедшей культурной революции. Безусловно, в области музыкального театра он произвел настоящий переворот, потому что и Станиславский, и Немирович-Данченко стремились принести в искусство оперы и балета новую правду. Этот театр дал толчок к смене эстетик во всем мире; по его образу и подобию были созданы Komische Oper в Берлине и English National Opera в Лондоне. Многие другие театры, которые рождались впоследствии, опирались на его опыт – как в части внутренних взаимоотношений, так и в части взаимоотношений с публикой и репертуаром. Наше 100-летие – это не просто праздник отдельного театра, это повод осмыслить изменения, которые произошли в области музыкального театра за последний век.

Конечно, хотелось бы, чтобы год был плодотворным, чтобы к празднованию присоединились наши многочисленные коллеги по всему миру, чтобы это сотрудничество, учитывая имена основателей и работавших здесь выдающихся мастеров, стало общим делом в мировой опере. На это мои надежды и упования.

Читайте также:
«Пусть в Новом году всё немного успокоится»




Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Это мы виноваты...»

    Вечером в воскресенье, 15 апреля, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» самую пронзительную речь произнесла, несомненно, Алла Демидова, получившая награду за моноспектакль «Ахматова. Поэма без героя» («Гоголь-центр») в номинации «Лучшая женская роль в драме». ...
  • Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

    Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. ...
  • Владимир Машков: «Выхода у нас нет»

    Утром 6 апреля в Театре Олега Табакова состоялся сбор труппы, на котором объявили имя нового художественного руководителя. Как и ожидалось, им стал ученик Олега Павловича Владимир Машков. После церемонии он ответил на вопросы журналистов. ...
  • Владимир Машков стал худруком Театра Табакова

    Утром в пятницу, 6 апреля, заммэра Москвы Леонид Печатников объявил имя нового художественного руководителя Театра Табакова. Как и ожидалось, им стал народный артист России Владимир Машков.   Напомним, что соответствующее предложение актер получил еще 23 марта на специальном заседании в Министерстве культуры, где решался вопрос о последующем руководстве МХТ, «Табакерки» и Театрального колледжа Олега Табакова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Габриэль Гарсиа Маркес: «Основой нашей жизни является любовь»

    Ровно четыре года назад не стало величайшего писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, у которого мне посчастливилось брать интервью. О том, как это происходило, (и часть самого интервью) я опубликовал в те печальные дни на страницах моей газеты «Новые Известия», которая тогда еще была жива. ...
  • Алексей Франдетти: «Подъем начался с падения»

    В минувшее воскресенье, 15 апреля, состоялась церемония вручения театральной премии «Золотая маска». Лучшей работой режиссера в оперетте и мюзикле жюри признало спектакль Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» (Московский театр на Таганке). ...
  • Легендарному гримеру исполнилось 88 лет

    Полвека Николай Максимов служил во МХАТе, куда пришел 14-летним мальчиком в годы Великой Отечественной войны. А с 1993 года его жизнь связана с театром Александра Калягина Et Cetera, где Николай Митрофанович и сегодня заведует гримировальным цехом. ...
  • «Люди – отдельно, государство – отдельно»

    В воскресенье, 15 апреля, будут объявлены лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска». Один из фаворитов – спектакль Алексея Бородина «Демократия», выдвинутый на премию в трех номинациях. Как говорить о политике со сцены, «Театрал» спросил у Петра КРАСИЛОВА, уже получившего за роль разведчика Гюнтера Гийома премию зрительских симпатий «Звезда Театрала». ...
Читайте также

http://transit.red-torch.ru