Марк Розовский: «Люди все чаще отдают предпочтение глупости»

 
Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский выпустил спектакль «Горе без ума». О катарсисе, без-умиии и грибоедовских финалах режиссер рассказал «Театралу» в интервью.

– Марк Григорьевич, почему «Горе без ума», а не от – как у Грибоедова?
– «Безумным вы меня прославили всем хором», – это слова Чацкого. Безумие – вот тема нашего спектакля. «Горе без ума» – это не просто постановка, а способ рассказать о без-умии нашего времени. Несмотря на то, что это внешне легкий, по-мольеровски комедийный сюжет (вспомним «Мизантропа»), я назвал спектакль трагикомедией. Падение уровня культуры во всем мире уже давно стало очевидным. Интеллект далеко не всегда оказывается востребованным, люди все чаще отдают предпочтение глупости и невежеству. То, что в интернете сейчас можно найти любую информацию, в этом случае не спасает, потому что в сети частенько сидят люди, чей уровень развития соответствует уровню развития неандертальцев.

Деградация культуры очевидна, и все признаки без-умия налицо. Во времена Грибоедова было горе от ума, а сегодня без.

Нам все время пытаются что-то внушить, зомбируют какой-то чушью, и именно она начинает составлять основу существования современного человека. Как и во времена гитлеризма и сталинизма, из людей делают сумасшедших посредством оглупления и внушения им определенных идей и заблуждений, а это уже безумие масс. «Не дай мне Бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума», – этими строками Александра Сергеевича Пушкина я усилил монолог Чацкого в финале постановки. Безумие современного мира – вещь страшная.

– Вы включили в спектакль фрагменты переписки Пушкина и Чаадаева. Интересное режиссерское решение…
– Эти тексты стали эпиграфом к спектаклю, их зачитывают в фойе перед 3 звонком. Это потрясающие письма, которые, на мой взгляд, должен знать каждый человек, говорящий по-русски. В них затрагиваются вопросы, которые актуальны и по сей день, например, судьба России, европейский и азиатский пути развития нашей Родины. Для человека, знакомого с перепиской Пушкина и Чаадаева, события современной жизни приобретают глубокий исторический контекст, становятся очевидными ответы на многие актуальные вопросы общественной и политической жизни. Все было сформулировано еще до нас, только читай и вдумывайся.

Между прочим, Пушкин и Чаадаев изъяснялись друг с другом на французском языке, это тоже о многом говорит нам сегодняшним. К тому же, это были люди высоких моральных принципов. Когда Пушкин пишет последнее полемическое послание из этой переписки Чаадаеву, тот уже находится под арестом. И Пушкин это письмо не отправляет, кладет в ящик своего стола, понимая, что спорить с человекам, попавшим в такую чудовищную ситуацию, невозможно.

– К слову об общечеловеческом… Мы с вами говорим о политике, но в вашей постановке сохранена и любовная линия грибоедовской пьесы.
– Да, спектакль «Горе без ума» – это еще и история безумной любви Софьи к обманщику Молчалину. Молчалин в моей постановке не менее важный персонаж, чем Чацкий. К сожалению, в наши дни молчалины преуспевают столь же часто, как и в XIX веке. Мир и поныне кишит стукачами Загорецкими и псевдореволюционерами (а на самом деле просто тусовщиками) Репетиловыми – именно такое звучание этот образ приобретает в нашем спектакле. К сожалению, сегодня все становится тусовкой, даже митинги и демонстрации. Многие люди приходят туда, чтобы развлечься и получить новые ощущения. Иной раз сама революция видится ими как огромная тусовка.

– Не хотелось перенести действие пьесы в наше время?
– На мой взгляд, это совершенно не нужно. Русская классика тем и сильна, что ее не надо искусственно актуализировать, она актуальна сама по себе. Проакцентировать открытия драматурга – вот задача режиссера. Я стою на товстоноговских позициях и никогда не удешевляю классическое произведение внешним осовремениванием.

Тем не менее, мне хотелось бы, чтобы зритель уловил в этой постановке некоторые параллели. «Пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!» – произносит в конце пьесы Чацкий. Уехать-уехать-уехать – куда глаза глядят. Точно так же уезжает Грибоедов, уезжает на Восток, в Тегеран, где находит страшную смерть от рук фанатиков. Есть здесь параллель и с нашим современным миром – так сегодня люди гибнут от рук ИГИЛ. Пушкин во время своего путешествия по Кавказу встретил близ крепости Гергеры арбу с телом убитого Грибоедова: «… Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» – спросил я их. «Из Тегерана». – «Что вы везете?» – «Грибоеда». Так в последний раз встретился с Грибоедовым Пушкин. Встретился на том самом Востоке, о котором так много полемизировал с Чаадаевым.

– Кто создавал спектакль вместе с вами?
– Сценография принадлежит известному художнику Александру Лисянскому. В прошлом он был главным сценографом Театра «Современник», потом долгое время работал в Театре «Гешер». Сейчас живет в Израиле, но мы с ним активно сотрудничаем. Он создал сценографию к нашим спектаклям «Носороги», «Гамлет», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Для «Горе без ума» Александр Лисянский сделал очень лаконичную декорацию в стиле минимализма – этим он продолжает традицию своего учителя Давида Боровского. Надеюсь, зрители оценят художественное оформление спектакля по достоинству.

В качестве музыкального сопровождения к постановке звучит Вальс Грибоедова в различных переложениях. Мелодия становится то маршем, то менуэтом – в зависимости от сюжетных поворотов.

Роль Чацкого исполняет Константин Иванов, выпускник Щукинского училища, роль Софьи – Виктория Корлякова, окончившая Школу-студию МХАТ. В разных составах Фамусова играют заслуженный артист России Андрей Молотков и Александр Масалов. У нас очень выразительная Лиза – Яна Прыжанкова. Не уступает ей и актриса другого состава, Николина Калиберда, которая недавно пришла к нам из Щуки. Репетилова играют Никита Заболотный и Денис Сарайкин.

Сталкивались ли с трудностями во время репетиций?
– Играть спектакль по пьесе, написанной стихами, очень сложно.  Это совсем другая техника, другое ощущение текста, ведь в поэзии смыслы или выражаются метафорически, или обличены в форму разговорного стиха. Здесь важно уметь сочетать разговорную интонацию с философской, поэтической, сатирической, а иногда и патетической. Жить, чувствовать и выражать свои эмоции через стих – непростая задача. Это мастерство высшего порядка.

Еще одна сложность состояла в том, что пьеса у всех на слуху. Как сделать так, чтобы знакомые словесные обороты, фразеология Грибоедова, которая, как и предсказывал Пушкин, вся пошла на пословицы, зазвучала по-новому? Конечно, это вопрос вкуса и нашего прочтения, постижения текста. Это была эстетическая задача, которую нам предстояло решить. Успешно или нет – судить зрителю.

– Комедия «Горе от ума» входит в школьную программу, и конечно на ваш спектакль придут школьники…
– Это даже хорошо. Современные старшеклассники – вполне взрослые люди. Но думаю, что постановкой заинтересуется и более зрелая публика.
Режиссерское постижение этой пьесы было начато Мейерхольдом, потом к ней обращались многие другие выдающиеся режиссеры. В частности, я помню спектакль с Юрским в главной роли, поставленный Товстоноговым в БДТ, когда я там работал. Это был, безусловно, новый этап в постижении этой пьесы.

Я, вслед за Товстоноговым, не придерживаюсь дихотомии Чацкий – положительный герой, все остальные – отрицательные. У Грибоедова все гораздо сложнее, психологичнее и серьезнее. В моей постановке на протяжении всего спектакля постепенно нарастает тема сумасшествия, безумия фамусовской Москвы. Кульминационный момент – заключительный монолог Чацкого. Если в финале спектакля по грибоедовской пьесе нет чисто театрального открытия, то не стоило за нее и браться. В финале эта поэтичная, философская, где-то даже бытовая комедия, комедия положений, открывается с новой стороны – возникает обобщение, переходящее в трагедию. Наступает трагический катарсис, появляется ощущение уже пришедшей к нам беды, носящей апокалиптический характер. Наш спектакль – это эмоциональное предупреждение всем нам, что жить в безумии – большое горе.
 
Следующий показ состоится 28 декабря.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Это мы виноваты...»

    Вечером в воскресенье, 15 апреля, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» самую пронзительную речь произнесла, несомненно, Алла Демидова, получившая награду за моноспектакль «Ахматова. Поэма без героя» («Гоголь-центр») в номинации «Лучшая женская роль в драме». ...
  • Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

    Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. ...
  • «Все знают, как в России «делается» следствие»

    19 апреля истекает срок ареста фигурантов уголовного дела «Седьмой студии». Судя по всему, мера пресечения будет продлена: с таким ходатайством на прошлой неделе выступило следствие. К настоящему моменту директор РАМТа, а в прошлом руководитель Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры, Софья Апфельбаум находится под домашним арестом почти полгода. ...
  • Владимир Машков: «Выхода у нас нет»

    Утром 6 апреля в Театре Олега Табакова состоялся сбор труппы, на котором объявили имя нового художественного руководителя. Как и ожидалось, им стал ученик Олега Павловича Владимир Машков. После церемонии он ответил на вопросы журналистов. ...
Читайте также


Читайте также

  • Большой театр приглашает на «Бал-маскарад»

    В пятницу, 20 апреля, Большой театр представит зрителям оперу Джузеппе Верди «Бал-маскарад» в постановке итальянского режиссера Давиде Ливерморе. Премьерные показы будут идти на исторической сцене театра до 26 апреля. ...
  • Премьеры середины весны

    Сезон движется к завершению, однако театры не сбавили темп и приготовили множество новых спектаклей. Напоминаем, что наиболее яркие, интересные премьеры каждый зритель может номинировать на «Звезду Театрала»-2018. Заявки принимаются до конца мая на странице премии. ...
  • Юрский выпускает интеллектуальный триллер

    Во вторник, 17 апреля, на сцене Театра им. Моссовета состоится пресс-показ постановки Сергея Юрского «Reception» по пьесе Игоря Вацетиса. Премьера спектакля, в котором Сергей Юрский выступит в качестве режиссера и исполнителя главной роли, назначена на среду, 18 апреля, сообщает пресс-служба. ...
  • В Театре сатиры появятся «Горгоны»

    Бенефисный спектакль Алёны Яковлевой и Марины Ильиной под занавес сезона (27 мая) пополнит репертуар Театра сатиры: комедию об актрисах-соперницах ставит на Малой сцене («Чердак сатиры») актриса Наталия Фекленко.   «Пьесы американского драматурга Дона Нигро более сорока лет не сходят с подмостков, – поясняет пресс-служба театра. ...
Читайте также

http://transit.red-torch.ru